Негромкие мысли 10

"Я прошла сквозь волну И свободна в
движении Вглубь. Внимаю Тайне существования,
Тайне и для меня".
Дора Маар
Николь Аврил. «Я – любовница Пикассо»… Отчего-то сейчас вспомнила эту книжку. Читала её несколько лет назад. Тогда она мне очень понравилась
Если сейчас у кого-то излишек времени, образовавшийся по разным причинам, почитайте, увлекает...
Коротко:
Дора Маар — дочь пылкого хорвата и утонченной парижанки, прожила долгую и полную событий жизнь. Рожденная во Франции, она воспитывалась в Аргентине и ко времени встречи с Пикассо, когда ей исполнилось уже 29, была одной из самых известных в мире женщин-фотографов.
Промозглым январским днем 1936 года, на террасе излюбленного парижской богемой «Cafe Les Deux Magots», их свел культовый поэт-сюрреалист Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, и уверенный, что «Пабло сумеет укротить эту дикую кошку».
Их связь длилась девять лет и всю жизнь. Пабло боготворил и ненавидел ее, пытался забыть в вине и объятиях очередной любовницы.
Дора терпела его выходки и закатывала истерики, пила и лечилась у психоаналитиков, но до последнего вздоха не пожелала расстаться ни с одной из картин и папок с эскизами, которые он рисовал с нее...
ХХХ
Мой дракончик на этот год - Хранитель Правды. Это очень сильный дракон, победить его практически невозможно. Он способен уничтожить всё на своём пути в поисках истины. Но нельзя убивать его в себе. Он помогает победить силы зла, учит мудрости и благородству.
ХХХ
Вчера после экзамена, на который половина студентов не соизволило явиться - ну и пусть, это их проблемы теперь!!! - пробежала по друзьям накануне Рождества, а вечером отправились снова на Орган, но - облом.
Ну, что же теперь делать? Побрели пешком под дождём московским из Римско-католического собора к Красносельской.
Очень люблю бродить по Москве, даже в непогожий день, даже не по переулкам - люблю я город, в котором сто лет назад родилась, столько лет не жива, а потом всё равно вернулась  - до умопомрачения. Патологически.
И тут подружка говорит: "А что в Киноцентре на Пресне?"
"Да,  боюсь, мурня всякая, но пойдём-посмотрим"...
Издали увидела: " Фильм Вуди Аллена "Полночь в Париже".
Подхватила её под руку, мы буквально взлетели по ступенькам, а пока взлетали, я всё ругала себя громко: " Ай, дура я, Как же профукала?... Он ведь аж с 5 октября идёт!!!"
Мигом - к кассе: сеанс начался 5 минут назад:
- А можно ещё пройти?
- Конечно.
И мы рванули. Ай, красота - в зале всего 5 рядов, публика, вся без памяти в Аллена влюблённая...
Главный герой фильма – мой любимый Париж. Посмотрела "Полночь в Париже" - остро захотелось туда, - и немедленно. В чарующий флёр парижской ночи...
Послевкусие от фильма – изумительное…      Прекрасная игра актеров и  "историческое" обаяние кумиров литературы и искусства 20-х годов прошлого века.
Отношусь к горячим поклонницам творчества семидесятишестилетнего остроумного и суперталантливого американца Аллена.
Герой его фильма молодой сценарист-американец Гил Пендер (Оуэн Уилсон) готов отдать всё на свете, лишь бы жить в Париже не сейчас,  а в 20-е годы прошлого века.
И Вуди Аллен искусно ему в этом помогает, манипулируя со временем без всяких новомодных спецэффектных штучек... Естественно, режиссер воплощает на экране свои заветные мечты. Боже, как они прекрасны...
Сюжет фильма рассказывать смысла не имеет...
Как же попасть в своё время?
Просто! Нужно слегка, по-интеллигентски напиться , заблудиться в любимом городе и присесть на ступеньки незнакомого здания,  - в готовности провести на них ночь...
ХХХ
Погибаю… Остро хочу марципана.
Видимо, у меня с марципаном некая психоделическая связь...
Раньше в детстве были булочки с марципаном.
Потом вообще марципана сто лет не было - нигде и ни в чем.
В прошлом году зимой, в это же время, поехала в Вену, потом в Будапешт – ох, уж насладилась...
А в венгерском городе Сентандре (город святого Андрея) – огромный фантастический музей марципана.
Надо уметь преодолевать свои желания. Только непонятно – с какой целью и зачем? Кому он этого хорошо? Мне – плохо.
ХХХ
Я бы давно уже расставила все точки над   "i".
Ну, как можно мучить  друг друга 30 лет???

У неё - муж и дети, и внуки уже..
Он никогда не был женат, из всех близких людей у него только  старая мама... Очень старая.
Блин, такая любовь со школы - и  встречаются до сих пор...
 А сегодня вечером просят меня: " Приди!!!"
Муж - в Германии с внуками сидит, ОН - пришёл...
 Зачем я???
- Да разберитесь вы уже со своими запутанными отношениями долгими - уж помирать скоро!!!
Не пришла.
Ни фига не разобрались....
 Что, теперь я виновата?
Просто нет слов... Козлятоны...
Эта история закончится только с исчезновением  одного из её действующих лиц....
А, может, она вечна?..
ХХХ
У Булата Шалвовича Окуджавы  столько замечательных стихотворений,  его  часто цитируют, правда, нечасто вспоминают, особенно нынешнее поколение молодёжи.
А НАШЕ - не было бы таковым без Окуджавы. Это совершенно точно.
Сейчас нашла у себя в записочках несколько его строчек.
 
"Настоящих людей очень мало: на планету ; совсем ерунда,
На Россию ; одна моя мама, только что ж она может одна?"
(заплакала, мамы уже десять лет, как нет...)
               
"Чувство собственного достоинства ;
Вот таинственная стезя,
На которой разбиться запросто,
Но с которой свернуть нельзя".
(вскинула голову вверх, горделиво так...)               

"Друзья, не надейтесь на чудо, не верьте в заморский Сезам,
Нам плакать и плакать, покуда Москва не поверит слезам"...
(неужели дождусь???)
ХХХ
Это сейчас они называются ЧИСТЫМИ ПРУДАМИ, а раньше назывались ПОГАНЫМИ, потому что туда сбрасывали разные отходы мясные  - рядом лавки были и бойни.
А потом те пруды вошли в состав имения А.Д. Меншикова, естественно, были вычищены и стали называться прямо противоположным образом.
Вот такие метаморфозы с названиями и людьми - следствие только русского менталитета или это явление мирового масштаба?
ХХХ
"Да какая уж жизнь? - сказал он мне несколько минут назад по телефону. - Знаешь, первый раз собственный день рождения вызывает у меня чувство досады, раздражения, даже злобы какой-то".

А я начала лепить ему, что моё "летоисчисление" начинается с 11 января - с его дня варенья, потому что мы - одногодки, и ЕГО ПРАЗДНИК - первый в году, а потом уже по цепочке все остальные...
Надо же было что-то говорить...
 И такое настроение сегодня с утра снизошло после нашего с ним разговора, что просто рай в душе ощущаю .
 У Газманова в одной песне есть такие слова: "Я измеряю жизнь количеством друзей"...
Зачем количество-то? Качество ведь нужно. А, поняла, мое восприятие сделало логический скачок, а, может, в связи с прожитыми годами этот скачок можно уже назвать мягче: «житейской мудростью». Нет, ни фига, никакой такой мудростью я не обладаю.
И никакого скачка нет, потому что понятие «друг» - это уже качество. Так что все правильно Газманов рассудил. Там есть еще строки такие:
Ну почему... Листья опадают,
Почему... Птицы улетают...
Почему... Всё кончается когда-то,
И мгновеньям нет возврата.
Следы друзей, как будто ноты на песке,

Их размывает время вечного прибоя,
Они сплетаются в пути с моей судьбою
И исчезают, растворяясь вдалеке.

Я пленник музыки, что за собой зовёт
Распятый строками, что ввысь меня уносят
И мне всё кажется, что не наступит осень
И никогда не будет прерван мой полёт.

Мне нравится. Мне кажется, это о Сашке.
Можно, конечно, придраться к  затасканному выражению: «И мгновеньям нет возврата», но неохота.
А вот про измерение расстояния тревогами разлук («Я измеряю жизнь количеством друзей, а расстояния тревогами разлук») мне не нравится – это  набор слов, потому что «разлуки» на паях с «тревогами» - это очень неточно, за уши притянуто. К тому же там должны быть не «расстояния», а «расставания»…
 …Но расставания тревогами разлук не измеряются ; только болью…
«Не отпускай моей руки, словно я соломинка»…   Группа «Инь Янь».
Сашк, ты одна из моих соломинок в жизни.
Как же не хочется стареть и умирать. Миновать первое можно путем второго. Это ужасно, что выбора нет, и у всех один конец. Это справедливо... как  постулаты проклятого коммунизма.
"И хочется как в детстве отпустить  тормоза,
 И покатиться в речку с горы!
И радужную ленту надеть на глаза -
Чтоб жизнь была как в детстве шары"
Спойте сегодня, пожалуйста, эту твою песню - все кто остался, и кто у тебя сегодня соберется...
Мысленно я с вами!
С ДНЕМ ВАРЕНЬЯ, ДОРОГОЙ!
И поскольку сегодня ещё один какой-то чудесный (новый) праздник, который называется "Международный день СПАСИБО" - БЛАГОДАРЮ тебя за то, что ты есть в моей жизни... ( хотя праздник здесь совсем ни при чем, как ты понимаешь...)
ХХХ
Поскольку внучку чокнутые родители увезли на НГ на машине в Прагу, и вернулись на днях, "задушевно" так мне её подкинув на пару дней, предварительно напоив меня  шампанским и виски, толком подарить ей на праздник  не успела, даже Щелкунчика. 
Потому сегодня, уже опупевая от её бесчинств и ненамеренной порчи одной дорогой для меня вещи, предложила ей пойти в магазин и выбрать, что она хочет (якобы такая я богатая Буратинка).
У Сашеньки губа не дура, она озадаченно металась между машиной для Барби и лошадью для Рапунцель, потом сказала, что у лошади больно злая морда, а машина у нее уже есть и методом тыка указала на здоровенную и тяжеленную игру, связанную опять же с этой Барби. Сказала, что она будет помогать мне ее нести домой, о чем было забыто сразу после выхода из магазина
Ладно.
Игру я доперла+бадью воды+коньяк себе+какие-то ещё мелкие покупки.
Саша долго и надсадно каталась с горки (при каждом скатывании сердце у меня падало в район пяток),  лазала по  какой-то  косой лестнице, собирала снег в ведро, а потом выбрасывала его, как порядочная, в урну, туда падала лопатка.
Короче я была уже близка к самоубийству или распитию коньяка прямо на детской площадке. От обеих вариантов отказалась, не желая травмировать психику ребенка.
Открываю эту огроменную коробку. Там все упаковано в пакетики .
 На одном из них надпись:
ПАКЕТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИГРУШКОЙ.
ИМЕЕТ ОПАСНОСТЬ УДУШЕНИЯ.

Какое потрясающее откровение!!!
ХХХ
Друг сказал: «Верить – не мешки таскать». «О, как классно», - воскликнула я.
«Дарю», - произнес он.
Приняла, хотя подарок дорогой, еле в башке до дома дотащила, всё думала…
Можно верить в ЧЕЛОВЕКА, в БОГА, В СЕБЯ, в БЕССМЕРТИЕ, в ЧУДЕСА...  Но ведь это очумелый труд - ВЕРИТЬ. Естественно, никакая тяжесть каких-то пресловутых мешков не сравнится с этой ОПАСНОЙ процедурой.
Ведь можно ошибиться...
А ПРОСТО ВЕРИТЬ, по-моему, невозможно...
Нужны какие-то основания, потому что " у слепой веры - злые глаза" - это Лец ещё говорил...
 А Дидро:
 "Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат зруг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе".
 А как же быть тогда с утверждением о том, что самая страшное неверие - неверие в самого себя" (не помню, кто сказал...)? Что "неверие в человека - есть несчастье, есть болезнь роковая" (точно, - Пришвин...)?
 Между тем Гете писал, что "вера - есть не начало, а конец всякой мудрости"...
Запуталась я совсем ...на ночь глядя.
ХХХ
Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.

Прочитала сейчас и тут же вспомнила по ассоциации свою ссору с  одной "шахиней". Она шла в Госдуму. Суть нашего внезапно разгоревшегося конфликта заключалась в том, что я предложила для дополнительного привлечения части электората, сообщить народу, что у неё - две очаровательные внучки-двойняшки...
Какой начался ор!
- Не за что и никогда. Не было у меня внучек, нет и не будет!!! Наличие внуков - это признание собственного схождения с дистанции.
А вот, хрен её знает, может, она была и права...
ХХХ
Информация к размышлению...
 В среднем, женщина за всю жизнь использует 2 килограмма губной помады.
Учёные утверждают, что за год женщина съедает более 1,5 кг помады и в её организм попадает примерно 1мг свинца.
Мужчина за всю жизнь, по подсчётам учёных, съедают 4,5 кг губной помады.  А то и больше. Всё зависит от его активности. (Французы – около 8 кг)
Многие женщины вообще не красят губы.
Соответственно,  налицо жуткое несоответствие. Просто кощунственное неравенство.
 А мы-то,  самоуверенные наивнЯчки, считаем, что миром правит матриархат (хотя бы косвенно),  да и мужчины нам в этом охотно потакают…
Понятное дело, что и свинца мужчины съедают больше – но это, на мой взгляд, уже несущественные мелочи.
Это что же получается – всё-таки НАС выбирают, а не МЫ?
Душераздирающее открытие…
ХХХ
Знаю, что Ренату Литвинову по непонятным для меня причинам ( главной из них называют излишнюю манерность) не признают многие.


Не могу с этим согласиться, поскольку считаю её совершенно уникальной женщиной. Богиней.  И это отнюдь не по аналогии с фильмом.
Она из тех единичных женщин, которые возрасту вообще не подвластны. Ну как могут происходить какие-то возрастные изменения с Богиней? Это же абсурд!
 Просто из всех сумасшедших женщин - она самая лучшая...
А женщин без "сумасшедшинки" и "чертовщинки"  я вообще как-то не воспринимаю...
Артистка,  ведущая и режиссер Рената Литвинова в прошлом году  попала в рейтинги самых ярких и сексапильных дам РФ - это тоже отчего-то раздражает многих: " Как скособочится, как начнет свои протяжные речи..."
А мне нравится в ней даже сутуловатость  - "фишка" такая, очень естественная...
Собственную "фирменную" сгорбленность она заполучила еще в школе, где ее дразнили "Телебашней".
 В одном интервью она созналась, будто с возрастом поступает, как с ценниками - на их пишут никак не 45, а 44, 99.
Вот такое летоисчисление у  Ренаты  Литвиновой...
ХХХ
Была в прошлую субботу на Страстном на   спектакле «Москва-Петушки».

Давно знала о постановке, но не представляла, как вообще можно поставить  Этот постмодернистскую поэму в прозе, написанную Венедиктом Ерофеевым осенью 1969 года, опубликованную в России двадцать лет спустя (за год до смерти автора), известную теперь во всем мире...
Блестяще!
В спектакле заняты выпускники Мастерской Е.Каменьковича и Д.Крымова.
Веничка - Максим Симаков.
не женщина, а бланманже, как он в шутку
ее называл - Елизавета Пащенко.
Ангелы небесные в воплощениях жителей “всей земли от самой Москвы да самых Петушков”:
милиционеров, официанта ресторана курского вокзала, пьяной в ресторане, хулиганов на перроне, мальчика с гитарой, митрича старшего и митрича младшего, усатого, “декабриста”, женщины тяжелой судьбы  настолько органично вторгаются, вплетаются и решают, в конечном итоге, судьбу главного героя поэмы, что находясь в зрительном зале. чувствуешь себя одним из них - положим, ощущала себя "женщиной трудной судьбы" с четырьмя выбитыми зубами (по причине былой влюблённости в комсорга, которая:"Я ведь как Жанна д'Арк. Та тоже – нет, чтобы коров пасти и жать хлеба – так она села на лошадь и поскакала в Орлеан, на свою попу приключений искать")...
Не ожидала такой интересной постановки и потрясающей самоотдачи, - тем значительней была радость.
Ещё не представляла, что у нас в Москве так много молодых тонких, умных и ироничных людей, которые оказались моими СОзрителями в этот вечер.
Блестящая фраза Ерофеева: "Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Это вселяет в меня чувство законной гордости. Можно себе представить, какие глаза там. Где все продается и все покупается: Глубоко спрятанные, притаившиеся, хищные и перепуганные глаза Девальвация, безработица, пауперизм Смотрят исподлобья, с неутихающей заботой и мукой — вот какие глаза в мире чистогана"... ушла в прошлое, но память о ней, конечно же осталась.
Народились новые мальчики и девочки, которые талантливы, свободны, и память эту берегут.
Браво!
ХХХ
Лет пятнадцать назад ехали мы с подругой в вагоне метро - относительно молодые, интересные, вполне благополучные, под французскими духами и французским же коньяком в вагоне метро.

Ехали в прекрасном настроении. Было поздно - вагон полупустой, мы сидели разговаривали, пожалуй, громче, чем требовали приличия, а хохотали уж просто безудержно.
На какой-то из станций по оранжевой ветке вошли две бомжихи и сели аккурат напротив нас.
Смотрят на нас внимательно. И негромко что-то друг другу говорят. Чувствуется, что нас обсуждают...
Приутихли мы чуть-чуть.
Подружка мне говорит:
-Интересно, сколько им лет? Ведь хрен определишь...
-Да, пожалуй, постарше нас будут, - предположила я.
- А, представляешь, вот будем мы когда-нибудь вот такими. Станем бомжихами, так же ехать будем, и напротив нас будут сидеть две девки успешные. Ведь противно? Я просто уверена, что они, лет десять назад были такими, как мы...
 - Да, ну... - не согласилась я, но неуверенно.
- Ну, да!   - отозвалась подруга. - Почему нам должно больше повезти-то.
Сидевшие напротив женщины, потерявшие к нам всякий интерес, разговаривали о чем-то своём, хохотали на весь вагон, обнажая розовые десны с отсутствующими передними зубами... 
... Не помню, где-то читала, что жизнь бомжей - рутина, доведённая до романтики...
ХХХ
«А всё-таки жизнь — это чудо,
А чуда не запретишь!
Да здравствует амплитуда —
То падаешь, то летишь!»

А кто написал это, - не помню...
Неважно. Один Хороший Человек.
ХХХ
«Вот я, вот я превращаюсь в воробья!»



Так Баранкин (книга называлась "Баранкин,будь человеком!") себе говорил, и ведь у него получилось, а потом он даже бабочкой стал впридачу...
Только вот в воробья превращаться совсем не хочется, нет,  не моё это, даже на время. Хотя бы на оставшуюся часть дня.
А стать птичкой хочется. и побыть ею всего-то до конца дня.
Почему именно в птичку хочется превратиться ? Ну, не в поезд же или самолет, тем более не в трамвай или  автобус…
Хочется часов на несколько отлететь от себя, надоевшей до крайности.
А самый быстрый способ передвижения, тем более без границ, паспортов и виз – это  вариант птичьего полёта.
 Скорость птиц  при сезонных миграциях обычно выше, чем при внесезонных перелётах. Серые журавли, серебристые чайки, большие морские чайки совершают перелёты со скоростью 50 км/час, зяблики, чижи — 55 км/час, ласточки-касатки — 55—60 км/час, дикие гуси различных видов — 70—90 км/час,  свиязи  — 75—85 км/час, кулики различных видов — в среднем около 90 км/час. Наибольшая скорость перелётов наблюдается у чёрного стрижа — 110—150 км/час. Дупели  показали удивительную выносливость: они способны лететь со скоростью около 100 км/час на протяжении более 6500 км.
О, можно, конечно,  в пантеру или  тот же баобаб видоизмениться, чтобы в конкретную местность попасть.
Ну, не знаю, прямо запуталась я…
А вы бы кем хотели побыть оставшиеся полдня?
Если самими собой – вы счастливы.
 Хм… но мне сегодня с вами не по пути…
ХХХ
Сходила позавчера на этот моноспектакль.
Блеск! Все тексты Александром Георгиевичем пропущены через себя. такое ощущение, что все они для него глубоко личные. Будто ты присутствуешь на исповеди актёра.
А может, такое ощущение оттого, что читал он фрагменты из Аксеновского "Ожога", из "Записных книжек"   Довлатова, произведения раннего Жванецкого.
 И всё это УТОПЛЕНО буквально в стихах - Левитанского, Высоцкого, Окуджавы. Бродского.
 Несмотря на трагизм,  нелепости, проблемы и острые углы 60-х ("главного героя" спектакля),    «Демарш энтузиастов» – это ликующий гимн молодости и жизни, которая в отличие от смерти поправима.
Что весьма обнадёживает!
Браво!
ХХХ
Есть такие люди, к которым так и тянет подойти, заглянуть в бестолковые глаза (иногда бегающие, от бессилия понять очевидное для всех остальных), приобнять за плечи и ласково спросить: "Как же ты живешь, разнесчастный наш, без мозгов-то, а?"
Из последних сил сдерживаешься, понимая, что вопрос твой риторический, ибо ими полон свет.
Между прочим, они очень опасны...
Но можно же куда-нибудь всё-таки от них деться, а?
Или это абсолютно бесполезно?
ХХХ
Сегодня Крещение. А не окунуться ли в прорубь по этому поводу?
Мне слабо... Да и куража нет.
А без оного (куража) нет ни жизни, ни желаний...
Живу последние дни прямо по Елене Блаватской:
"Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.
Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность. Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить наносить боль.
Прежде чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца.
1. Убей в себе честолюбие.
2. Убей желание жить.
3. Убей желание утех.
4. И трудись, как трудятся честолюбцы. Чти жизнь, как чтут и те, которые желают жить. Будь счастлив, как те, которые живут для счастья".
УжОс!
Главное, совершенно ничего для этого не делала, никаких усилий не предпринимала...
ХХХ
Алан Александр Милн (1882-1956) писал своего медведя с опилками в голове с медвежонка своего сына - Кристофера Робина  (все они втроем на фото).
Винни Пуха знает весь мир, а то, что Милн, был известным драматургом, автором детективных рассказов, романов, писал стихи, почти никто не помнит.
Медвежонок этот  мне никогда особо не нравился - чересчур уж он наглый и беспардонный. К тому же жадина-говядина...
Но всё это без перебора, в разумных пределах, потому "читается" и "смотрится" Винни достаточно мило.
Да ещё все его истории и проделки довольно бесхитростны,  вернее, хитрость его "предприятий" настолько очевидна, что смешна и, безусловно, простительна.
А вот за Милна обидно -  беспардонный  Винни своей популярностью затмил всё остальное творчество  Алана Александра.
ХХХ
Федор Конюхов – профессиональный путешественник, писатель, художник, священник…
Личность, безусловно, неординарная. Фантастическая. Феерическая.

 Готовилась к завтрашней лекции, выпала статья о нём старая, дай, думаю, посмотрю, где он сейчас, этот счастливчик (так люблю путешествовать, а он ведь занимается этим профессионально).
Смотрю, а ему 12 декабря прошлого года 60 исполнилось, и встретил он эту дату не где-нибудь, а в Эфиопии!
И тут  у меня вопрос в башке появился: а кто спонсирует все путешествия и восхождения этого удивительного человека?
Насчёт Эфиопии нашла - правительство этой страны попросило его проложить новый маршрут, дабы потом использовать как туристический...
А первые его путешествия? Когда он ещё не был зачислен в ранг "профессионалов"?
Ведь это очень дорогие мероприятия, плюс всякие там визовые штучки…
ХХХ
За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (15.12.1928 — 19.02.2000) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон".
Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике — строя дома из окон.
Когда я впервые увидела  его дом в Вене внутренне визжала от восторга. Это чудо - здесь нет ни одного одинакового окна-глаза . Это идеальная  комфортная безопасная нора...  Дом этот, кстати, муниципальный...
Говорят, что часть Вены невероятно гордилась  Хундертвассером , полагая, что он - гений. Другие возмущались, полагая, что, его дома - это кич, и если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. 
 Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не понемногу, а на всю катушку.
Он был странен, публику эпатировать обожал... Например, всю жизнь носил разные носки, а на вопрос, отчего он это делает,  каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!"
Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом.
Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.
Он умер почти 12 лет назад, и похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.
ХХХ
Юрию Левитанскому (1922-1996) сегодня бы исполнилось 90 лет, но навсегда останется  74.
А кто знает, на сколько лет ощущала себя его удивительная, светлая, такая юная и вечная душа?
Кто-то назвал его мудрым мальчиком с отменным чувством юмора.
Его длинные дивные,  мгновенно проникающие в душу читающего их, строки.
По совдеповским привычкам его пытались втиснуть в рамки, называя поэтом-фронтовиком, потом навесить ярлык "поэта-песенника", потом записать в трибуны, потому что он протестовал против чеченской войны.
Какая дурь... Он был просто поэтом, каких мало. Вот и всё.
Но стихи его остались, мы читаем их, поём, любим. Мне кажется, так будет всегда.
Одно из любимых мною его стихотворений (впрочем, их так много, что глаза, память и мысли разбегаются...)

 
«Что-то случилось, нас все покидают...»
Что-то случилось, нас все покидают.
Старые дружбы, как листья, опали.
...Что-то тарелки давно не летают.
Снежные люди куда-то пропали.
А ведь летали над нами, летали.
А ведь кружили по снегу, кружили.
Добрые феи над нами витали.
Добрые ангелы с нами дружили.
Добрые ангелы, что ж вас не видно?
Добрые феи, мне вас не хватает!
Все-таки это ужасно обидно -
знать, что никто над тобой не летает.
...Лучик зеленой звезды на рассвете.
Красной планеты ночное сиянье.
Как мне без вас одиноко на свете,
о недоступные мне марсиане!
Снежные люди, ну что ж вы, ну где вы,
о белоснежные нежные девы!
Дайте мне руки, раскройте объятья,
о мои бедные сестры и братья!
...Грустно прощаемся с детскими снами.
Вымыслы наши прощаются с нами.
Крыльев не слышно уже за спиною.
Робот храпит у меня за стеною.
1980
ХХХ
Знаю, что многие относятся к творчеству Владимира Сорокина с предубеждением. Мол, спорный он и


неоднозначный.  Но я именно таких и люблю (особенно нравятся мне его ранние рассказы). И  при любом раскладе постмодернист Сорокин  - знаковая фигура российского концептуализма, классик современной литературы, хотим мы того или нет. Произведения его переведены на многие языки мира.
Как-то он сказал в одном интервью: «Россия – это огромный  тиранозавр с износившимися клыками. Она еле передвигается, каждое движение дается ей с трудом. Я бы сказал, что это умирающее животное» .
И дальше:  «Распад начался в феврале 1917 года. Затем, находившаяся в бессознательном состоянии Российская Империя с помощью немыслимых усилий породила большевиков, которые чудовищным образом возродили эту Империю». Советский  Союз - «что-то наподобие искусственно возрожденного трупа Российской Империи».  Последний период российской истории – президентство Владимира Путина и Дмитрия Медведева – представляет собой «последний этап жизни имперского трупа».
Это так, к слову…
Снова с опозданием (постоянно опаздываю в последние годы… хорошо хоть не на лекции…) прочитала его «Метель».  Книга вышла  больше года назад…
«Метель» его без всякой чернухи, которая так скандализировала публику. Эта книга убийственна и прекрасна.
В русской классической литературе  - два произведения,  носящие это название: Пушкина и Льва   Толстого. «Метель» у  Сорокина – своя, феерическая.
И такой от неё русский дух, что дух захватывает:
 «Какое чудо — жизнь! — думал он, вглядываясь  в метель так, словно видя ее впервые. — Создатель подарил нам все это, подарил совершенно бескорыстно, подарил для того, чтобы мы жили. И он ничего не требует от нас за это небо, за эти снежинки, за это поле! Мы можем жить здесь, в этом мире, просто жить, мы входим в него, как в новый, для нас выстроенный дом, и он гостеприимно распахивает нам свои двери, распахивает это небо и эти поля! Это и есть чудо! Это и есть — доказательство бытия Божия!»
ХХХ
Интересное у него имя ФФФ - Федор Федорович Федоровский.

Хотела рассказать о его работах ещё в начале января, когда была на выставке "Рождество под Кремлевской звездой " в Манеже, - забыла бестолковая моя башка. А теперь выставка закрылась - четыре дня назад. Но всё равно...
Там были работы художников, чьё творчество так или иначе было связано с искусством времён советской поры.

Среди участников рождественской выставки в Манеже  были работы художников-шестидесятников - Михаила Шемякина, Владимира Немухина, Олега Целкова...
Как-то по-детски впечатлили  художники наивного жанра, знаменитые Катя Медведева, чьи картины завораживают простотой и добротой, и Павел Леонов, наивный создатель образов советского Эдема.   
А вот работы ФФФ просто потрясли.
И вспомнила я огромную толстенную и неподъемную книжку из детства "Большой театр" (переплет матерчатый, расцветка занавеса Большого театра)... Куда она подевалась со всеми переездами? 
А занавес этот - золотисто-красный со звёздами оказывается делался по эскизам этого удивительного художника - Федора Федоровского.  Да и декорации ко многим постановкам вспомнила - те, что в книге были. И увидела их эскизы наяву - к "Садко"
С  именем ФФФ связана целая эпоха в истории театрально-декорационного искусства.
Более 30 лет с 1921 по 1953 год  Федоровский -  главный художник Большого театра, автор восстановленного ныне занавеса 30-х годов и эскизов звезд Башен Кремля, (он рассчитал размеры, определил форму и рисунок, предложил рубиновый цвет стекла). 
И боже, какие у него работы.  Мне кажется, он был уникальным создателем чуда - праздничности цвета.




 


Рецензии
Спасибо за прекрасный текст, спасибо, что на Прозе живут такие авторы. Верю в Вашу влюблённую в жизнь и искусство душу. Рада, что текст из себя, без литературщины и ненужной фантазии. Думаю, что для читателей Прозы этот текст надо бы разделить на фрагменты и каждый печатать отдельно: заметила, что здесь текст чем короче, тем лучше. НО МНЕ-ТО И ТАК ХОРОШО!!!

Нана Белл   22.02.2012 23:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное!!!
Переживаю сейчас не лучший период в своей жизни, и вот зашла на свою страницу, и прочитала Ваш отклик... Как -то и на душе стало легче, раз кому-то нравится, что пишу...
Благодарю Вас. Сердечно. Удач Вам и здоровья!

Елена Куманичкина Лена Радова   13.12.2012 18:23   Заявить о нарушении