Диалоги на улице и не только - 2

1. В филармонии.
   Концерт современной музыки. Исполняются произведения композиторов ЦФО. Публика настроена доброжелательно, аплодирует, но умеренно: неплохо, в общем-то, слушать можно, но всё это - Неглинки и Нечайковские. Видимо, человечество решило:"Уж если двигаться в Тёмные века, то по всему фронту".
   Объявили концерт для виолончели. Выходит известный исполнитель, начинает играть. Пять минут непрерывной игры, 10, 30... Нет, к исполнителю претензий никаких: интонация, вибрация, осанка - всё,как надо. А вот музыка какая-то монотонно-константная, даже в математическом смысле, толчётся тема, как в ступе. Самые нетерпеливые уже на часы поглядывают.
   Две дамы, судя по всему, пришли на концерт прямо с работы, отдохнуть после трудового дня. Из осторожного шепотка ясно, что современные композиторы их ожиданий не оправдывают. Одна  (со вздохом) - своей соседке:"Ох, Господи, когда же этот концерт кончится?"
   - А тебе что, играть его, что ли? Сидишь - и сиди!
   Главное в данной ситуации - не прыснуть на весь зал.

2. НИИ математики, 70-е годы. Обычная комната, на столе у входа - книга учёта рабочего времени и чёрный телефон, у диска номеронабирателя отбит краешек. На других столах, за которыми сидят сотрудники, - учебники, монографии, стопки бумаги, ручки-карандаши. Естественно, никаких ноутов и разных-прочих десктопов. Впрочем, о том, что компьютерная эра - в разгаре, напоминают "простыни" распечаток с неровными столбиками ассемблерного текста на самых расшатанных и поцарапанных столах. Вокруг них собираются, толкаясь головами и шумя, практиканты.
   Мэтры отдела - в сторонке. ЭВМ им ни к чему, ведь они - чистые математики. Теоретики. Суха теория, но до чего же красивы математические построения. Несколько человек заспорили.
   - А вот пусть Коля нас рассудит", - раздаётся голос.
   - Что такое?, - Коля Морозов, кандидат физ-мат наук, дремавший в уголке за столом, на котором не было даже карандаша, только завтрак, приподнимает склонённую голову на звук голоса. Он - признанный авторитет в своей области - топологии многомерных пространств. Глуховатым голосом, с застывшим лицом, он начинает, поводя в воздухе руками, объяснять, какой вид имеет заданное сечение 10-мерного куба. Спорившие умолкают, потом дружно соглашаются с ним.
   Практиканты обалдевают от умности разговора, ибо тоже слушали краем уха.
   - И как это Вы так здорово?, - раздаётся восхищённый голос. Не обращая внимания на призывы молчать, которые знаками подают остальные мэтры, и тычки осведомлённых товарищей, практикант продолжает: "Я читал, что человек не может представить себе 4-мерное пространство, а Вы - в десятимерном, как дома. Надо же!"
   - Ох, - не меняясь в лице, Коля поворачивается к говорившему, - я так давно ослеп, что и 3-мерного не помню! Иногда снится что-то...
   Сцена.
   P.S. Он ослеп неполных двух лет от роду, после кори. Когда родители догадались об этом, было уже поздно. Интернат для слепых, Брайль, редкие, как оказалось, способности. Хорошо, что тогда образование было бесплатным, а свет - не без добрых людей! Нашлась и девушка, которая не побоялась выйти за него замуж. Она водила его на работу, там он думал, а вечером диктовал ей свои статьи.

3. Международный симпозиум. Заключительный банкет, речи, тосты, закуски. Рядом за столиком оказываются молодой индус-мусульманин(вино пить вера, естественно, запрещает)и русский профессор (вино не пьёт: возраст, давление. Да и интереса уже не вызывает, ибо жаль мозги: не один сосед по даче пал жертвой "слабости"). Выпили минералки по поводу завершения очередной речи, мусульманин задумчиво:"А ведь я даже ВКУСА вина не знаю...".
- Ты даже НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, насколько ты СЧАСТЛИВЫЙ человек!

4. 1956 год. Взрослые возвращаются с работы. Навстречу выбегает школьница Таня.      
 - Ур-ра! У нас логики не будет! Отменили!!!
 Взрослые осознают новость не сразу. Отец:"Чему радуешься? И так успехи слабоваты..."
 - Вот-вот, троек меньше будет!, - ребёнок счастлив.
 - Как же вы без логики проживёте?, - дед, ещё царский "реалист", потом инженер, потрясён. Помолчал и со вздохом:"Ну, теперь нам конец".

5. 2012 год. Сессия. Физфак. На экзамене студент, решая какую-то задачу, пишет:
1/2 +1/2 = 2/4. Преподаватель просит его проверить этот промежуточный результат. Студент удивлённо: "А в чём дело?"
 - У Вас ошибка.
 - Не может быть! Здесь негде ошибиться. Преподаватель, отдышавшись, продолжает диалог.
 - Поллитра и поллитра - сколько будет?
 - (Удивлённо) Литр!
 - Так почему же Вы пишете, что две "четвертинки"?
 - А-ааа! Ой!

6. Начало рабочего дня. Встречаются две коллеги. Одна только что прошла через проходную, другая идёт ей навстречу, возвращаясь от сарая, рядом с которым обитает маленький кошачий прайд. После приветствий завязывается разговор.
- Покормила своих любимцев?
- Да, представляешь, эта, с рваным ухом, уже даётся гладить.
- А белый где?
- Не знаю, пропал куда-то.
- Хорош! Может, взял кто? Я уж сама подумывала…
- Ты что?, - округляет глаза, - Представляешь, что начнётся?
- О,да!, - со смехом, - Демо…
- Я не об этом. Ты спать ляжешь, а они игру затеют, прятки-догонялки.
- Да уж! Слушай, почему они по утрам по животу ходят?
- Не знаю.
- Туда-сюда, туда-сюда. Что ищут? Миска полная, вода есть. Общения что ли, хочется?
- Да ещё и уминают, тщательно, как массажистка. Хорошо, что не на каблуках!

7. - Мам, а сколько космонавтов было, когда ты родилась?
   - Нисколько. Люди ещё в Космос не летали.
   - А собаки?
   - Тоже нет.
   - А спутники были? (В голосе - надежда и душевный трепет)
   - Нет. Мы с дедом родились до Космической эры.
   Пару минут осмысливает услышанное, глядя на нас так, будто видит впервые. Рот открывается, по расширенным глазам, полным священного ужаса, видна усиленная работа нейросети. Наконец жажда знаний торжествует:
   - Мам, а ты динозавров видела? Живых?

8. Уникум.
   Покупаем с подругой телевизор. Маленький, для кухни, но современный. Продавец-консультант, как следует из текста "бэйджика", и.о. старшего продавца, очень квалифицированно, ненавязчиво, без рекламных трюков демонстрирует понравившуюся модель, сравнивая её с другими подобными. Проявляет терпение, от руки выписав на листок характеристики большого телевизора, который я, может быть, когда-нибудь... Время за просмотром на разных моделях клипов о природе течёт не без приятности, но пора уже выбирать.
  - Молодой человек, а у Вас дома какая модель?
  - Никакой. Я телевизор не смотрю: Смотреть нечего.
  (Бывает, конечно, и нередко).
  - Значит, в Интернете сидите? "Вконтакте" или "Одноклассники"? Игры online?
  - В Интернете редко бываю: компьютера на работе хватает. А игры - извините...(В иронической улыбке читается:"Вы меня кем считаете?")
  - А досуг...как же?, - Я героически пытаюсь поддержать падающую челюсть.
  - Досуг? Да мало ли! Взять велосипед - и за город! Зимой - лыжи! А ещё - в книжный магазин, накупить книг - и читать, читать...
  Бывают же уникумы среди молодых людей...

9. На заре эпохи.
   1984 год. Конец января. Нет ещё, не то, что Интернета, даже перестройки с ускорением. В НИИ, расположенном в центре большого города, обеденный перерыв. За столиком в столовой четверо: трое мужчин и женщина, тридцатилетние инженеры, друзья и коллеги. Разговор вертится, в основном, вокруг профессиональных вопросов, в частности, новости: в машинном зале установили новые дисплеи. Белые символы на зелёном поле, со световыми перьями, и девочки-операторы ЭВМ вздохнули с облегчением: так удобно стало править тексты пакетов заданий, вводить управляющие директивы. У Миши, начальника системных программистов, глаза горят огнём прогресса, он жестикулирует даже за обедом, не обращая внимания на стынущий борщ:
   - Как мы раньше-то работали?! (Для справок: "раньше" устройством ввода-вывода для оператора была обычная электрическая пишущая машинка. Со всеми вытекающими ;).
- Ну, ничего, теперь мне на проект генерации системы одной смены хватит. Пакет задания на дисплее - здорово! Не карты перекладывать!
   - Там два дисплея последней модификации. У них и графика есть, настоящая, не псевдо, пером можно кривые чертить, - Андрей, его заместитель, как всегда, спокоен и внимателен к малейшим деталям.
   - Ребя-ята, вы представляете, что это?!, - вступает в разговор Аня, "хозяйка" ЭВМ с вполне человеческим именем "ИЗОТ", детища болгарских инженеров (девичья фамилия компьютера - PDP-11). Со своим салатиком и компотом (фигура прежде всего, да и цена обеда – 60 копеек – не шутка!) она расправилась быстро. Теперь можно и поговорить.
   Все трое с удивлением смотрят на неё: глаза её горят ещё ярче, чем у Мишки, судя по всему, за душой есть идея.
   - Ты о чём?
   - Скорость ввода повысится, удобство...
   - Ну-ка, ну-ка, - Володя, третий мужчина в компании, хитро прищуривается. Он - радиоинженер, но с ЭВМ знаком не понаслышке, в курсе всех новинок.
    - Да ну вас!, - она с досадой отмахивается, смешно морща нос, - Мелочи какие! Мир будет совсем другим, - Аня мечтательно смотрит куда-то в светлое компьютерное будущее.
 - В чём это?
 - И что же будет нового?
 - Ведь уже есть цветные дисплеи, получше телевизоров. Скоро все цветные будут. И перо световое…
 - Ну и что дальше?, - на лицах недоумение.
 - Так рисовать же можно будет! Графики, схемы – прямо на экране. Ввод непосредственно с дисплея! И картины писать!
 - Сейчас кто не даёт? Бери альбом, холст, краски…
- А если не умеешь?
- В музей сходи, на выставку!
- Ну, как вы не понимаете?! Все, что ли, художники? Вот, а душа просит! Теперь все смогут картины писать, как…Айвазовский или… Рембрандт. Да что там! Можно будет фильмы самим снимать. Хоть мультики, хоть настоящие! А книги писать, стихи! Романы, как…Толстой. И каждый сможет!, - произносит она вдохновенно, жестикулируя.
- Это как? Поясните, пожалуйста, - в голосе Андрея ирония смешивается с любопытством, - как вся эта информация попадёт к оператору. Похоже, он понимает ход мыслей коллеги. Мишка скептически выпячивает нижнюю губу, качает головой, отрицая нарисованную картину. Володя заинтересованно наблюдает со стороны.
 - Да очень просто! У нас библиотеки программ есть? Исходные, объектные, загрузочные?
Друзья кивают в знак согласия.
- Кто не даёт вместо исходных текстов литературные набирать?
- Ну, ладно, - соглашается Мишка, - но как ты всю старую литературу в библиотеку загонишь? Вон, «Трудно быть богом» девчонки месяц на карты набивали, потом неделю проверяли, а роман? Это ж сколько человеко-дней!
- С дисплея быстрее, - со знанием дела возражает Андрей, - и проверять можно на ходу. Ему, заядлому библиофилу, идея электронных библиотек для чтения явно по душе.
- Ага, - ехидничает Мишка, - ты сколько раз из режима ввода в командный переходить будешь? (Для справок: первые визуальные редакторы текста работали в двух режимах: командном, для управления действиями, и режиме ввода – собственно, для ввода текста).
- Ох, какие вы всё-таки, - Аня с досадой отмахивается от Мишкиных слов. Да всё с книги само считается и на диск запишется!
- Чем?
- Придумают. Есть же ксерокс!
- Ага, «инженеры придумают», - Володя со смехом вспоминает старый анекдот.
- А фильмы как? Картины, - не унимается Андрей, - самим как рисовать?
- Особенно, если не умеешь, - с иронией вставляет Мишка.
- А так! Кусочек от одной, два – от другой, три – от третьей. Собирать, как мозаику. Потом подкрасить, подправить. С миру по нитке – голому рубаха, - Аня улыбается, довольная. Придумывать то, чего не было – её любимое занятие. - И стихи, и прозу - так же. Она вдруг грустнеет. Но с литературой - это так... Кто ж такой «салат» читать будет?
- Собирать по частям? Откуда? Где электронные картины хранить? И потом: что, каждый у себя это хранилище держать будет? Обмениваться как? Не-е, Мишкин скепсис восторжествовал. Представляешь себе объёмы?! Миллионы, миллиарды байт! Где помещения взять? Ты видела, сколько в машинном зале 200-мегабайтников? - Аня со вздохом кивает, вспоминая, как тяжело таскать 200-мегабайтный пакет магнитных «блинов», но не сдаётся: уж очень нравится идея.
- 200-мегабайтник по габаритам такой же, как 20-мегабайтник, а тот всего в 2 раза больше 7.25-мегабайтового, - напоминает она голосом учительницы.
- Ну, и?
- А то, что 500-мегабайтник будет такой же, как 200! И дальше – так же! Объёмы растут, а габариты – нет! Чуешь?
Мишка слегка хмурится, признавая её правоту.
- А ведь и правда!, - поддерживет девушку Володя. Та, ободренная его словами, продолжает, глядя куда-то под потолок:
- А библиотеки общие будут. Как сейчас обычные, только электронные. Вычислительных центров-то много. На каждом разместить часть – и всё! А обмениваться…, - она задумывается на секунду, - а, как в машинном зале, - кабели протянуть. И всё!
- Ты представляешь себе пропускную способность кабеля? Сколько километров надо? Кто – прокладывать? Надёжность? Как ты из Москвы во Владивосток столько мегабайтов перегонишь? Да это же … целая индустрия понадобится.
- А если радио?, - как бы про себя произносит Андрей. Володя с интересом смотрит на него. По глазам видно, что идея ему понравилась.
- Ты представляешь себе это?! Если каждый…Сплошной шум в эфире!, - Мишка возражает, но уже с каким-то беспокойством в голосе.
- Аня и Андрей хотят что-то возразить, но звонок, сигнал окончания перерыва, прерывает дискуссию. Все торопливо складывают посуду, собираясь отнести её на мойку.
- Она права, - молчаливый Володя, вытерев губы салфеткой, поднимается из-за стола. Так и будет, - тоном пророка говорит он, выпрямившись во весь немалый рост, - вы в этом скоро убедитесь.
Убедились, всё сбылось. Жаль только, талантов в мире не прибавилось. И чего просит душа среднестатистического пользователя Интернета?
                14.08.2012

10. Тот же НИИ,но год 2012, и действующие лица другие. Перерыв заканчивается. Приступая к работе, коллеги, уже сидя на рабочих местах, продолжают общаться.
 - Кризис, кризис...Интересно, сколько наш институт ещё продержится?
 - Не о том вы, друзья, думаете! Всё о суетном, мирском, а надо уже - о душЕ. Вон, на 21 декабря конец света запланирован.
 - Ха! Оптимист ты, Витя! До конца света ещё дожить надо!
                3.09.12
11. И снова о языке.
  Модернизация, (ин)новации, "облака", но отдел перспектив производства, увы, медленно, но неуклонно погрязает (грязнет, тонет - неправильное вычеркнуть!) в бюрократических отписках. Вот и сейчас пришедший в отдел новичок, выпускник политеха, вчитывается в задание по изготовлению очередного документа. На лице молодого специалиста отражается, помимо лёгкой брезгливости ("И для ЭТОГО я информатику учил?") крайнее изумление. Подумав немного, он обращается к начальнику:
 - Сергей Иванович, мне дорожную карту разработки системы составить надо. Это как? У нас же система информационная. Мне что, маршруты и графики командировок писать?
 Коллеги молодого, ненамного старше его, начинают строить предположения:
 - Какая карта? Может быть, пункты, где смежники располагаются?
 - Или зафиксировать информационные потоки?
 Начальник поднимает голову от бумаг:
 - Да не волнуйтесь, ничего этого не надо.
 Молодёжь в недоумении. На лицах написано:"Но как, Шерлок?"
 - Всё просто - отвечает Начальник на невысказанный вопрос. Наши высокообразованные выпускники московских вузов просто не задумались, что "roadmap", кроме "дорожной карты", может означать ещё и "сетевой график работ". Так что от Вас, Антон, требуется всего-навсего план-график разработки.
 - Надо же! - Лицо Антона светлеет. - А то смотрю "Время", а там - "дорожная карта переговоров". Я ещё подумал:"Они что, в поезде переговоры проводят? Или в самолёте?"
 Кто-то прыскает со смеху.
                10.01.13
12. Стереотипы эпохи.
   
1. Год 95й. За ужином дочь-второклассница, прислушавшись к радионовостям, в которых рассказывается о поимке очередного наркокурьера, задаёт по ассоциации вопрос:
- Дед, а дед, а у вас в классе наркоманов много было?
Дед, рождённый до коллективизации,  изо всех сил пытается удержать в руках противень с запеканкой. Кое-как укротив отвалившуюся челюсть, отвечает: «Что ты, какие наркоманы! У нас их не было».
- Совсем-совсем?
- Совсем.
- Ни одного человека?
- Ни одного. Морщит лоб, вспоминая: «На улице жил один, из тюрьмы пришёл, вроде что-то такое нюхал. В милицию забрали, опять посадили».
- Надо же…Задумчиво: «Ни одного…»
- А ты пробовал?
Дед (по-прежнему удивлённо, но уже с беспокойством): «Нет, а зачем?»
- Ну… Наверное, чтобы интересно было.
Дед (с возмущением): «Что в этом интересного?! Попробует человек – и всё, нет его».
- Как нет?
- Так. Не соображает ничего,  человеком быть перестаёт.
Ребёнок задумывается, некоторое время сосредоточенно размышляет. В глазах появляется новый интерес:
- А чем вы после школы развлекались?
- Футбол или в парке прыжки с вышки с парашютом. На перекладине «солнце» крутили. В городки играли. Зимой – лыжи, хоккей. Кружки всякие, книги про путешествия. В кино бегали, да мало ли занятий!
-  Здорово вы жили! А я в кино ни разу не была. Мама говорит: «Там смотреть нечего».

   2. 90е годы, эпоха кассетных магнитол. Дочери (7 лет) в музыкальной школе задали "Кантабиле" Паганини. Домой пришла радостная, распираемая гордостью: как же, ей доверено исполнять произведение "самогО"! Начинает разбирать текст, пробует играть фрагменты. В процессе работы настроение меняется, начинает сопеть, тяжко вздыхать, что-то приборматывать себе под нос. Временами слышится:"Как же тут...Может лучше ТАК?"
- Что, не получается?
- Да так, непонятно...
- Ничего, разбери пока сама, я помогу, - подключается вернувшийся с работы дед.
Довольно долго занимаются, оказывается, ребёнок хочет вникнуть в замысел автора, но нюансы исполнения остаются непонятными.
На следующий день - опять вздохи и сомнения.
За ужином, размазывая кашу по тарелке, надувает губы.
- Мам, а ты меня что,совсем не любишь?
- ЧТО-О-ОО? С чего...?
- Ну, если бы любила, ты бы принесла  мне послушать кассету Паганини. Списала бы у кого или в библиотеке взяла. Должна же я знать, как он сам играл своё произведение!
Хохотали до упаду. Ребёнок никак не мог поверить, что в те времена не то, что магнитофонов, грампластинок не было:"А как же люди жили?"
   
   3. Начало 2000х. Прогресс техники налицо: в доме появился новый "комп". Не жалкая "2", а настоящая "четвёрка", можно смотреть художественные фильмы. Для пробы взяли "Мистер Х". Смотрим фрагменты втроём: коллега, помогавший притащить системник, любит эту оперетту. На душе теплеет: какая игра, какие голоса! Даже повзрослевшее чадо смотрит и слушает затаив дыхание. После просмотра оценивает:"Здорово поют!" 
- Отс - это Отс, - отвечаем хором, не сговариваясь. Коротко рассказываем, что знаем о нём.
- Ну да, поёт замечательно...А кто ему звук чистил?
- То есть? Ты что имеешь в виду?
- Ну, вот он поёт, а дыхания не слышно. Кто ж из записи дыхание убирал? И чем? Таких компов-то не было!
Остолбенев, смотрим друг на друга. Потом хором:"А правда, кто слышал, как Отс дышит?"
М-да, "прогресс" в области вокала очевиден...
                13.06.13
13. Чужую беду...

  …Уже далёкий 1985-й год. Ленинградское (ещё) метро, час пик в конце рабочего дня уже на исходе. Усталый народ, попав из ноябрьской промозглости в тепло, с удовольствием расслабляется и подрёмывает под стук колёс. На скамье напротив вполоборота сидит девушка лет 20-ти. Изящная фигурка, одета модно, со вкусом, но скромно: ни серёжек в ушах, ни колец на тонких пальцах. Из-под шапочки – длинные тёмные волосы. Глаза устали от мерцания монитора (ещё того, чёрно-зелёного, с ЭЛТ),  поэтому не сразу замечаю, что из глаз девушки непрерывным потоком сочатся слёзы. Хорошо хоть – ни туши на ресницах, ни теней на веках: она и так красива. Точнее, была бы, если бы не слёзы. Она сидит совершенно неподвижно, явно ничего вокруг не видя, плачет бесшумно, почти не дыша, не шмыгая слегка уже покрасневшим носиком. Прямо-таки оживший водопад «Девичьи слёзы». Окружающие деликатно не обращают внимания на её горе. У меня на языке вертится: «Я могу Вам помочь?», но мешают страх усугубить ситуацию и проход между нами.
  Вот и моя станция. Что ж, у каждого свой путь. Выхожу из вагона, бегом к эскалатору, и вдруг замечаю, что девушка бежит рядом, по щекам её всё так же стекают слезинки. Устроившись на ступеньках, не выдерживаю и обращаюсь к ней:
- Простите, я могу Вам чем-нибудь помочь?
- Не-ет, мне никто помочь не может. – Слёзы закапали быстрее.
- У Вас несчастье?
- Да-а…
  Времени мало, поэтому врубаю «программу спасения» на полную мощность, прикинув, что детей у неё, скорее всего, ещё нет:
- Ваши мама и папа живы?
  Девушка как-то странно вздрагивает всем телом; поток слёз мгновенно прекращается, будто закрыли кран.
- Д-да…Она явно поражена, большие глаза становятся просто огромными.
- У Вас все здоровы?
- Да…Уголки губ приподнимаются кверху. На лице появляется осмысленное выражение.
- Так о каком несчастье речь?! Все живы-здоровы, остальное – преодолимо!
- (растерянно) А ведь и правда…
- Так расскажите, в чём дело, попробуем разобраться!
  Мы уже направляемся к выходу из вестибюля метро, но повеселевшая девушка явно хочет продолжить разговор.
- Понимаете, мне сделал предложение мой давний (я мысленно улыбаюсь слову «давний» из её уст) знакомый. А я…(её губы снова начинают дрожать, голос прерывается).
- Вы боитесь, что не любите его? Или это брак по расчёту и ОН Вас не любит? Или намного старше? Некрасив?
- Нет-нет! (Энергично помотала головой). Всё не так! ОН любит. И симпатичный. Просто…мне кажется… Я не знаю, люблю ли я его! – в голосе отчаяние. – А тогда… я не имею права… А расстаться с ним не хочу: он такой хороший…
- Ну, это поправимо! Во-первых, Вы преувеличиваете: к жениху Вы явно, по крайней мере, неравнодушны, иначе не плакали бы. Во-вторых, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Попросите жениха дать Вам время разобраться. Если любит – подождёт, как в песне поётся. И не волнуйтесь: то, что с Вами происходит, - не несчастье. Обычная жизнь. Дай бог всем такие проблемы! Ну, мне надо бежать. Счастья Вам!
- Спасибо! И Вам тоже!, - весело прозвенел уже из промозглой темноты девичий голосок.
                Декабрь, 2013
 

 
 

               


Рецензии
Предыдущий читатель прав: каждый диалог следовало бы разбирать отдельно.
"Как же вы без логики проживёте? - дед, ещё царский "реалист", потом инженер, потрясён. Помолчал и со вздохом:"Ну, теперь нам конец".
До революции, насколько мне известно, изучали и риторику, и санскрит, и много-много всего... При историческом материализме всё это враз стало ненужным.

Сергей Малыгин   28.08.2014 18:38     Заявить о нарушении
"изучали и риторику, и санскрит, и много-много всего." - если не принадлежали к "низкому сословию". В реалисты надо было пробиваться! Кстати, чем плох исторический материализм? Вы, Сергей, рассказывайте, как плохо учили в СССР, кому-нибудь другому, а не мне. Учились нерадивые на 2-3 - кто им виноват? Здесь, на сайте, много компетентных мнений об образовании.

Ольга Не   28.08.2014 20:50   Заявить о нарушении
А что Вы на меня вскинулись? Я не сказал, что при СССР учили плохо. Но ряд предметов исключили. И про двоечников ничего не написал.

Сергей Малыгин   28.08.2014 21:03   Заявить о нарушении
Про двоечников и так ясно. Какие предметы исключили? Да, в 50-е исключили иностранную литературу и логику (кстати, риторика базировалась на логике, как самостоятельный предмет она не особо нужна).

Ольга Не   28.08.2014 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.