Римские каникулы

Если бы у меня была власть, я стал бы тираном:
Закрыл бы Колизей на время моего пребывания в Риме
Стендаль. "Прогулки по Риму"

     Культурного слоя везде в Италии метры и метры,  но в Риме понимаешь это как нигде. И Леночка  представляет усталых римских солдат, ведущих за собой вереницы пленных и бесконечные караваны с египетскими обелисками, греческими статуями, сокровищами Карфагена. А потом, как  тысячи варваров, сотни  тысяч уроженцев окрестных и дальних деревень, миллионы туристов несут сюда на своих  подошвах частицы чужой земли и пыли. И сколько поколений рассыпалось здесь песочком, сколько утрамбовывало все принесенное, поливая потом и кровью, сколько жизней ушло в почву золой и черепками, прорастая вновь строительным материалом, травой и причудливо переплетенными ветвями пиний….
     Пинии – это вообще главное украшение Рима. По вершинам холмов, между развалин античных храмов, в крошечных городских скверах, у Аврелиановых стен – без них немыслим римский пейзаж, они украсили бы собой любое место, но так к месту они только здесь, объединяя воедино прошлое и настоящее, землю и небо, печаль и счастье.
     Леночка влюбилась в этот город бесповоротно – с первого проезда от аэропорта до гостиницы, с ночной прогулки мимо Колизея, терм Каракаллы, обелисков и фонтанов, под теплым моросящим дождиком на террасах Ватикана.
    Римской вечности две с половиной тысячи лет:  одна – становления и расцвета, одна – войн и упадка, и еще половинка – ренессанса  и буржуазного процветания. И нет в мире места, где все это было бы так удивительно переплетено, так наглядно проистекало одно из другого и продолжало жить жизнью полноценной и блестящей. Мраморы Колизея и терм пошли на сооружение роскошных дворцов, барельефы перетаскивались с одной триумфальной арки  на другую, из каменных ванн получались прекрасные чаши для фонтанов, а языческие храмы легко превращались в христианские святыни. Менялись вкусы и стили, папы и другие правители, каждый что-то строил или переносил, а город все претерпевал, ко всему приспосабливался – и вот стоит и, хочется верить, останется вечным…
     Леночка в отведенные ей несколько жалких дней пытается впитать в себя атмосферу пространства, проникнуться его духом, а еще хочется ухватить что-то от сокровищ Ватикана и прочих музеев…. Но это все – отдельная история, город, сам Рим – вот что тянет ее к себе несказанно…. Прекрасные в своей простоте дворцы Ренессанса, узкие фасады жилых домов в старых районах,  шести-семиэтажные доходные здания последних трех веков – и все это с выкрашенными в синий, зеленый, коричневый цвета ставнями-жалюзи. Маленькие площади за каждым углом – с обязательным фонтаном, с водой, пригодной для питья, с прекрасными иногда, но чаще забавными скульптурами. Иногда такой оказывается больше площади, признанные шедевры могут поразить своим безобразием, а безымянные (для туристов) – восхитить тихой прелестью.   Маленькие кафе с вынесенными на улицу столиками, почти всегда покрытыми скатертями…. Случается, в каком-нибудь из них, спускаясь в туалет помыть руки, обнаруживаешь вдруг каменную лестницу – точно такую же, как в галерее Уфицци, а предусмотрительно раскрытая штукатурка обнаруживает своды с  кладкой, бог знает, какого столетия, и повешенное горизонтально зеркало вообще повергает своим совершенством в трепет….  А вот прекрасная колоннада со стеной и фризом, сохранившиеся от храма Адриана (2в н.э.),  к которым в 17 веке пристроили таможню. И городские стены, возведенные Аврелием в третьем веке все продолжают красным кирпичом очерчивать границы древнего Рима.
    Гостиница находится в 10 минутах ходьбы от нее – по старинной виа Солярия или через чудесный парк виллы Боргезе. В утро отлета, за сорок минут до автобуса в аэропорт,  Леночкина компания отправляется туда – попрощаться, прикупить сувениров в галерее, подышать еще чуть-чуть римским воздухом  в тенистых аллеях. Вернуться, вернуться….

 


Рецензии
Да, хорошо бы ещё хоть разочек.... Спасибо.

Нана Белл   31.05.2012 14:51     Заявить о нарушении