Емкая разговорная энциклопедия. Ш
О ШУТАХ
«Оступившегося – толкни», не так ли писал Ницше в своей шутовской книге? Извините, недопонял: «не так», или «не шутовской»? Ах, и то, и другое неверно. Хорошо, тогда давайте все рассмотрим по порядку: «не так».
Сам знаю, что «не так»: в немецком языке и музыка слова иная, и смысловая нагрузка с нашей разнится, потому-то полный идентичный перевод в принципе невозможен, сколько не старайся. Да и как возможно перевести больного на всю голову Ницше и на одни только уши Бетховена, когда их можно просто слушать и, не переводя, приемлить? Или же не принимать, но это ведь уже из раздела «не так», не так ли?
Вот и великолепненько, вот и договорились. Да, кстати, совсем забыл спросить: а лично вы знакомы с шутами? Не просто с лицедеями из сериалов, а с настоящими, до отчаянья злыми, и до радостного визга, откровенными, шутами? Чтобы вам от их честных шуток одновременно и горько было, и до колик смешно?
Вот то-то же, и мне тоже не приходилось, разве что по телевизору, и то лишь отчасти (навскидку назову …а, нет, никого упоминать не стану), но ведь наш черный ящик – это не шутка, и денег стоит? В настоящего шута можно и молотком запустить (увернется, он привычный), и розгами его отодрать (попа не горло, заживет), а телевизор все же как-то жалко. Ну, плюнешь ты в харю министру или президенту – так потом же самому с экрана плевок и отмывать.
Даже и не смешно ничуть, хоть и абсурдно не меньше, нежели чем с последней соткой в супермаркете перед выбором стоять: эти суки по ту сторону стекла что, совсем в магазинах не бывают? Счета за квартиру не оплачивают? Ах, ну да, если ничего из этого не делать, то, пожалуй, можно, не моргнув глазом, вещать всей стране про правовое государство на подъеме экономики и массового энтузиазма. Маразматики они все там, а никакие не шуты, и мне нисколько их не жалко.
То ли дело шуты ушедшие. Енгибарова помните? На его смерть Высоцкий еще длиннющее, страницы на полторы, стихотворение написал. Процитировать, увы, не сумею, память уже не та, но суть все же передам: настоящий шут - это вор, который незаметно крадет у вас, у зрителей, ваши боли, заботы и беды, вбирая их все в себя, в свою собственную широкую и всеприемлющую душу. Емкая метафора, не правда ли? Да и сам Владимир Семенович кем был? Не шутом разве?
А вы припомните хотя бы одну его песню, в которой не было бы пусть грустного, но юмора. «Кони привередливые», да? Дескать, серьезная же песня, серьезнее некуда. Хорошо, тогда записывайте, я диктую: «Мы успели в гости к богу? Не бывает? Опоздали. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?». Непонятно? Короче: цирк уехал, а клоуны остались. Что вам еще? «Банька по-белому» вам покоя не дает, мол, тяжелее и придумать уже ничего нельзя. А как тогда вам такие вот строки: «А на левой груди профиль Сталина, а на правой – Маринка анфас», какова сладкая парочка? Или же: «и меня два красивых охранничка повезли из Сибири в Сибирь». Ну а Вологда, она, как известно, «вона где». Хотя это уже совсем другая песня.
Про Никулина вам рассказать? Про Олега Попова? Пардон, тот же еще жив, разве что в Германии теперь живет, но ведь отъезд, по сути, немногим отличается от ухода? Так что можете смело еще хоть кого в выше приведенный список шутов добавлять, оставляю это на ваше усмотрение, хотя априори уже не согласен: шуты и паяцы, шуты и придурки, шуты и политики – это все же не одно и то же.
Хотя, возможно, насчет последнего я все же погорячился, ведь в старые недобрые времена придворный шут был далеко не самой последней фигурой в дворцовой иерархии, и его слово порой значило больше, нежели чем тщательно выверенная речь премьер-министра или же увещевания первосвященника. Именно шуту дозволялось, и даже вменялось ему в обязанность говорить в лицо правителю всю правду-матку, какой бы горькой она не была, и даже в то время, когда он, самодержец лукавый, лебедя откушивать изволят.
И ведь – слушали! Кидались костями, ножами, тарелками, но – слушали! Бояре зубами скрипели, то убить, то подкупить шута пытались, однако тоже слушали, да еще как прислушивались: невредно порой загодя знать, ждать ли простой зуботычины от господина, или же сразу вещички в охапку – и без оглядки до ближайшей границы драпать.
Да, настоящего шута убить можно, и даже легко (впрочем, они и так, по собственной воле, долго не живут), но вот купить… Смешно? Это же как купить правду, как, заплатив мзду от избавления от собственной бесталанности и бессовестности, обрести, получить зараз и одно, и другое, и третье: не получится. Ибо шутка шутке рознь, в каждой шутке есть доля шутки, а так и дошутиться можно.
Свидетельство о публикации №212020701382
Шарай Денис 09.02.2012 18:09 Заявить о нарушении
Дмитрий Криушов 09.02.2012 18:44 Заявить о нарушении
Шарай Денис 09.02.2012 18:54 Заявить о нарушении