Вещество существования Андрея Платонова

         

В сентябре 1999 года современная литература отмечала еще одну великую дату в своей истории – 100-летие со дня рождения выдающегося российского писателя – Андрея Платонова.
  Феномен этой удивительной личности и судьбы и сейчас, возможно, остается загадкой, как впрочем и его произведения, так дерзко и смело характеризующие нашу историю и его в этой истории. Он писал в советское время, писал о России, простых людях, их взаимоотношениях с миром, и творящейся на их глазах – истории…
  Его образы, облаченные подчас в гротесковую форму, и как правило, вовлеченные в фантасмогорическую ситуацию, на деле оказывались реальны, как сама жизнь. А природа человека, душа, со всей ее загадочностью, подана им с невероятной, убеждающей достоверностью, так что философская мысль по праву ставит его в один ряд с Достоевским, Чеховым и Толстым.
   В настоящее время, не только в России, Западной Европе, да и на Американском континенте широкие литературные круги вновь обращают взор к творчеству одного из самых «странных и метафорических», и вместе с тем необыкновенно правдивых писателей, недавно ушедшего столетия, так необыкновенно чувствующего жизнь, «обнаженным сердцем», как говорил он сам.
    Андрей Платонов родился и долгое время жил в Воронеже… в странное и сложное время. Набирающий обороты «век машин» охарактеризовал себя небывалым подъемом техники и глобальных изменений и катаклизмов, падений, взлетов, и коренных изменений в человеческом сознании. И жизнь писателя в начале его творческого пути напрямую сопряжена и вплетена в «дыхание» этого времени.
       
      Он работал на железной дороге и в редакции журнала. Он знал признание и бедность. В его личности удивительно вмещалось, казалось бы на первый взгляд, несовместимое сочетание человека «культуры и техники», ищущего, борящегося, и вместе с тем обретающего гармонию «запечатленного времени». Он глубоко верил в созидательную силу прогресса, высвобождающую дремлющие свойства природы, и красоту подлинной духовности, преобразающей мир.
   Его художественное наследие – серьезно ждущее исследование философии, роднящее его с такими поэтами, как Хлебников и Заболоцкий, художниками – мыслителями, как Филонов, выдающимися учеными, как Вернадский. И тем не менее, его «странный» язык при всем своем очевидном новаторстве, брал свое начало в народном творчестве, в миросозерцании, фольклоре.
  Феномен его прозы, сочетание трагической реальности жизни России, того времени, с уникальным футуристическим началом, запредельностью, гротеском, сказочными героями, волнует воображение современного человека, перешедшего рубеж веков, не в меньшей степени, чем в те далекие 20-е годы, когда вышли в свет его первые книги, сразу завоевавшие ему славу. А 60-е годы «новой духовной оттепели» в праве названы «вторым историческим рождением» писателя после долгого забвения.
   Загадочный и неповторимый мир, созданный Андреем Платоновым, запечатленный в своей неисчезающей реальности бытия, как вечное «вещество существования», сегодня переживает свое третье рождение – уже в третьем тысячелетии…

                -----------------------------------


Рецензии
Спасибо за отличный опус! Андрей Платонов один из самых моих любимых писателей! Ставлю его в ряд с Шаламовым и Набоковым. Постоянно учусь у него!

Гера Фотич   30.07.2012 16:55     Заявить о нарушении