Виртуальность и свобода

В 1941 году благодаря выдающемуся немецкому социологу и философу мир узнал о самом парадоксальном культурном явлении, одноимённом его книге «Бегство от свободы», присущем всей западной цивилизации, когда понятие «свобода» является всего лишь словом, мёртвой ветвью романтизма, а обстоятельства, кризисы и потеря собственной значимости в тенях одиночества – это реальные вещи, которые невозможно избежать никакой иллюзией, и остаётся только признать факт удобства этого добровольного рабства. Да, помимо второй мировой войны – немецкого пика этого бегства в образе постимпериализма, мир узрел и долю минимальной адекватности этого тонко-мыслящего народа. Но мне не хотелось бы в очередной раз заниматься неформальным вручением премий за достижения в гуманности, в то время как за кулисами процветало – фашистское мировоззрение, положившее в могилы миллионы невинных людей. При всём глобализме мышления и оставшимся благоразумии, хотелось бы отметить современную обстановку относительно «свободы» и ещё одного открытия в области закрытия сознания, т.е. «виртуальности». Эти два явления возникли в двух кардинально разных веках, но подозрительно  параллельны по своей взаимодополняемости. Практически мы имеем сейчас туже картину, что и полвека назад, но в отличие от банального зажатия себя в углу квартиры или офиса, человек изобрёл ещё более извращённый способ бегства не только от свободы, но и от реальности, наивно полагая, что именно виртуальность спасёт его от «злого боса» и «несправедливой самокритики». К сожалению, в интернете и прочих виртуальных мирах – можно позволить себе гораздо больше и даже сверхпредела именно человеческих возможностей, большинство из которых в реальности блокируются моралью. Реальное живое общение, как минимум на уровне откровенной, доверительной переписки – заменилось шаблонным просмотром страницы в социальной сети, который всё чаще ограничивается вниманием даже не на анкету, а на достижения в тех или иных частях тела на фотографии. Буду честен, я и сам раньше оценивал потенциальную массовку в друзьях исключительно по визуальным предпочтениям, но когда стал узнавать, что большинство из фотографий девушек принадлежат их подругам или вообще неизвестным модельным знаменитостям, то незамедлительно удалял идеологических манекенщиц без колебаний ни гордости, ни жалости. Побег от одиночества в ещё большее одиночество, возможно чтобы доказать себе, что контролируешь происходящее, но обычно заканчивается отчаянной попыткой заполнить все возможные интернет-ресурсы своими мыслями, и чаще на тех сайтах, которые далеки от философии или любительских мемуаров.  Знакомство, псевдосекс, продажа девственности, подставы, интриги, измены, купля, продажа, обсуждения смысла или бессмыслия гламурной жизни и её пропаганда (хотя для среднестатистического гражданина нет даже возможности увидеть эту пропаганду), итоги, ярлыки, обвинения, и дружба на «рекламодательных» основаниях в какой-нибудь прогрессивной соцсети – далеко не полный список омерзительных похождений людей, которые в реальности представляют собой идеал невинных ромашек и бабочек. Это касается как девочек, так и мальчиков, особенно тех, кто стремится ускорить свой личностный, как они думают - рост, благодаря этой сетевой ширме и ретранслированию «глубоких» фраз, случайно найденных в новостях или на крыльце драмтеатра во время сжигания очередной дозы никотина. Т.е. зачем стараться жить по-человечески в реальности, помогая родителям, когда можно приобрести все необходимые навыки по «взрослой жизни», не отходя от любимой игрушки. Девушки теряют девственность морали в «оргазме шопинга», мастурбируя на свои собственные фотографии и «лайки», причём в таких пугающих количествах, с одного-двух ракурсов, словно пытаются доказать себе, что существуют и обладают красотой, а мальчики прокачивают «скил импотенции», геройствуя по завоеванию сердец малолетних двоечниц, не знающих даже в каком году была первая или вторая мировая война, и благодаря чьим смертям имеют возможность танцевать сейчас своими нежными, утончёнными пальчиками по розовой клавиатуре, или перед зеркалом, совершенствуя свой внутренний мир, в курсе всех столичных тусовок, а потом, спустя пару сигарет или бутылки пива, в блогах говорить о природе любви и о том, какие все вокруг «неблагодарные, не умеющие любить мерзавцы», наверное, вспомнив пару изображений с античными амазонками на сайте «для цариц страсти», и что в итоге «ей по… на мнение всех», потому что в её сердце сейчас «безрассудное желание быть всегда его…», в смирении и усреднённой эстетике, пассивно отвергающей реальность и все вытекающие из неё экзистенциальные проблемы. Можно уже составлять целый том по гуманной грамотности блестящей современной молодёжи и их нервно-унылых родителей, но на это уйдёт оставшаяся нормальность, поэтому я ограничусь той ненормальной статистикой, которую имеет возможность видеть каждый третий в стране, независимо от образования…
Бегство в виртуальность позволило создать ту самую неоспоримую иллюзию свободы. Под предлогами демократии человек не только загаживает сетевое пространство своим невежеством, но и строит своё мировоззрение, исходя из этого пространства. Например, я знаю, Пётр Мамонов, несмотря на спорное прошлое, в котором можно обвинить каждого – является настоящим Человеком. Но тот, кто прочтёт о нём в «Википедии» – составит более адекватное мнение, что нельзя сказать про воспользовавшихся «Лукоморьем», где из-за одного неблагодарного сочетания «культурный шизофреник» – большая часть не любителей познать человека хотя бы на 1% – сделает тот же неблагодарный вывод и ещё горделиво передаст псевдоинформацию своим близким и друзьям. Т.е. речь идёт даже не о грамматических ошибках в тексте, на примерах которых у людей складывается их грамотность, но о логических и часто абсурдных. И это только пример качественного сравнения относительно одного Человека, а если говорить об целых вселенных… Рядовые пользователи перестали осознавать, что они лишь средство работы этой доходной системы или массовка для тех, кто предлагает «дружбу», а не субъекты, и если им кто-то на форуме сверхмудрых философов пишет, что «ты идиот, мальчишка», то это как минимум значит, что нужно срочно выключать компьютер, и чем быстрее, тем более сберёженной окажется ваша душа и степень адекватной самооценки, которую в это «бесценное» время так сложно сохранить, и легче остаться без оценки вообще, и внутренней и внешней, отдавшись в рабство скриптов, алгоритмов и цифровых технологий. Эта драма касается и самых светлых пользователей виртуальности, тех людей, которые не относятся к «культурным шизофреникам», и не просто ради развлечения уничтожают себя, как социальных субъектов, а пытаются донести до широких масс, часто абсолютно бесплатно, без преувеличения – свою душу, в той или иной форме. И зависимость от быстрой публикации настолько сильна и заразительна, что многие из этих светлых умов и не пытаются выйти, даже в своём трущобном городе, к единственному издательству журнала или газеты, и предложить, пусть даже и бесплатно, но в реальности – стихотворение или прозаическую миниатюру. Этот маленький шаг – был бы первым на пути к великому освоению реального мира, а не той мишуры, где всё как бы возможно, но никто по существу этого не оценит. В интернете большинство людей самоутверждаются и оценивают только себя, и им нет дела до душ конкурентов. В этом кроется ещё одна тёмная грань виртуальности. Иллюзия единства и сопричастности на самом дне оказывается – бездушной зоной, где комфортно себя чувствуют разве что «тролли», чьё бегство в игрушечный мир – стало смыслом жизни. Но если вдруг даже в вашем провинциальном городке нет издательства, то это ещё один повод задуматься о справедливости активного правительства, чья активность видимо, направлена на правление собственным капиталом и возможностями ближайшего круга олигархических соратников. Но по новостям скорее вы клюнете на обещения, построить то и то, там-то и там-то в ближайшие два-три года. Но, а если для человека стал вопрос жизни и смерти – поделиться произведением или изобразительным творчеством, а город его богат лишь заводом, чья обороноспособность направлена на иностранных «союзников»? Он может, конечно, ждать и всю жизнь, т.к. в одиночку физически и юридически нереально построить выставочный зал или издательство, но, когда его откровенно «имеют» благодаря силе виртуальности или подкупного СМИ – начинаешь задумываться и на подсознательном уровне, по-человечески понимать тех, кто выбрал побег или поставил в анкете соцсети главной ценностью в жизни «деньги и власть», но что же до денег, то если вы планируете обрести миллионы, но честным трудом, а не воровством, то, как вы их используете, будь это разработка ядерной бомбы нового поколения или постройка детского сада для инвалидов – ваше право. Вопрос в другом – как к этому отнесётся общество, и позволит ли общественная мораль просуществовать той или иной амбиции. Это опять же к слову о свободе и её объективности, т.е. реальности.
Сейчас, например, сложно быть всеобъемлющим автором с точки зрения фундаментальности мысли, а не всплеска частичного эгоизма, но можно без особого труда купить в подземном переходе медаль героя или учёную степень. С другой стороны – люди стали слишком «умными», чтобы принимать даже настоящие бестселлеры, и в большей мере вина на обесценивании духовного труда лежит на виртуальности. Можно привести десяток очевидных связей мотивов крушения «Costa Concordia» и «Булгарии», вспоминая, как сто лет назад с такой же неописуемой безответственностью затонул «Титаник» с пассажирами, но не его владелец. Однако всем гораздо интересней тратить оставшийся интеллект на обсуждение «почему Леди Гага носит именно позолоченный корсет». Складывается впечатление, что люди стремятся к убийству реальности и реальных проблем, а не прихотей богатых кумиров. Из всего вышесказанного, вы справедливо можете спросить – а почему я говорю о вреде виртуальности и сам же провожу большую часть жизни в этом безумии. Ну, во-первых, без всякого юродства – я уже дефектный и непригодный для полноценного общественного субъекта, во-вторых, никто не заставляет брать с меня пример, в-третьих, в наш век информационных технологий – интернет является основной сферой деятельности журналистов, чья главная задача быстро и оперативно реагировать на изменения в мире, и так же быстро оглашать сущностное отражение событий, как негативных, так и положительных. Вопрос только, с какой степенью сознательности это делается. Но тогда почему, раз я претендую на истину, то публикую её бесплатно? Значит, эта информация ничего не стоит! – тихо крикните вы. Ответ на это когда-то был и для меня удивительно простым и честным – если уж и правду оценивать деньгами, то лично мне нечего делать на этой Земле. Такова для меня настоящая мировоззренческая свобода – видеть всюду рабство, но не быть рабом. Писать о политике и культуре при их отсутствии, не зомбируя людей рассказами о модных тенденциях и гламурных решениях, чем любят заниматься «девочки в смокингах».


Рецензии