Виртуальность и свобода
Бегство в виртуальность позволило создать ту самую неоспоримую иллюзию свободы. Под предлогами демократии человек не только загаживает сетевое пространство своим невежеством, но и строит своё мировоззрение, исходя из этого пространства. Например, я знаю, Пётр Мамонов, несмотря на спорное прошлое, в котором можно обвинить каждого – является настоящим Человеком. Но тот, кто прочтёт о нём в «Википедии» – составит более адекватное мнение, что нельзя сказать про воспользовавшихся «Лукоморьем», где из-за одного неблагодарного сочетания «культурный шизофреник» – большая часть не любителей познать человека хотя бы на 1% – сделает тот же неблагодарный вывод и ещё горделиво передаст псевдоинформацию своим близким и друзьям. Т.е. речь идёт даже не о грамматических ошибках в тексте, на примерах которых у людей складывается их грамотность, но о логических и часто абсурдных. И это только пример качественного сравнения относительно одного Человека, а если говорить об целых вселенных… Рядовые пользователи перестали осознавать, что они лишь средство работы этой доходной системы или массовка для тех, кто предлагает «дружбу», а не субъекты, и если им кто-то на форуме сверхмудрых философов пишет, что «ты идиот, мальчишка», то это как минимум значит, что нужно срочно выключать компьютер, и чем быстрее, тем более сберёженной окажется ваша душа и степень адекватной самооценки, которую в это «бесценное» время так сложно сохранить, и легче остаться без оценки вообще, и внутренней и внешней, отдавшись в рабство скриптов, алгоритмов и цифровых технологий. Эта драма касается и самых светлых пользователей виртуальности, тех людей, которые не относятся к «культурным шизофреникам», и не просто ради развлечения уничтожают себя, как социальных субъектов, а пытаются донести до широких масс, часто абсолютно бесплатно, без преувеличения – свою душу, в той или иной форме. И зависимость от быстрой публикации настолько сильна и заразительна, что многие из этих светлых умов и не пытаются выйти, даже в своём трущобном городе, к единственному издательству журнала или газеты, и предложить, пусть даже и бесплатно, но в реальности – стихотворение или прозаическую миниатюру. Этот маленький шаг – был бы первым на пути к великому освоению реального мира, а не той мишуры, где всё как бы возможно, но никто по существу этого не оценит. В интернете большинство людей самоутверждаются и оценивают только себя, и им нет дела до душ конкурентов. В этом кроется ещё одна тёмная грань виртуальности. Иллюзия единства и сопричастности на самом дне оказывается – бездушной зоной, где комфортно себя чувствуют разве что «тролли», чьё бегство в игрушечный мир – стало смыслом жизни. Но если вдруг даже в вашем провинциальном городке нет издательства, то это ещё один повод задуматься о справедливости активного правительства, чья активность видимо, направлена на правление собственным капиталом и возможностями ближайшего круга олигархических соратников. Но по новостям скорее вы клюнете на обещения, построить то и то, там-то и там-то в ближайшие два-три года. Но, а если для человека стал вопрос жизни и смерти – поделиться произведением или изобразительным творчеством, а город его богат лишь заводом, чья обороноспособность направлена на иностранных «союзников»? Он может, конечно, ждать и всю жизнь, т.к. в одиночку физически и юридически нереально построить выставочный зал или издательство, но, когда его откровенно «имеют» благодаря силе виртуальности или подкупного СМИ – начинаешь задумываться и на подсознательном уровне, по-человечески понимать тех, кто выбрал побег или поставил в анкете соцсети главной ценностью в жизни «деньги и власть», но что же до денег, то если вы планируете обрести миллионы, но честным трудом, а не воровством, то, как вы их используете, будь это разработка ядерной бомбы нового поколения или постройка детского сада для инвалидов – ваше право. Вопрос в другом – как к этому отнесётся общество, и позволит ли общественная мораль просуществовать той или иной амбиции. Это опять же к слову о свободе и её объективности, т.е. реальности.
Сейчас, например, сложно быть всеобъемлющим автором с точки зрения фундаментальности мысли, а не всплеска частичного эгоизма, но можно без особого труда купить в подземном переходе медаль героя или учёную степень. С другой стороны – люди стали слишком «умными», чтобы принимать даже настоящие бестселлеры, и в большей мере вина на обесценивании духовного труда лежит на виртуальности. Можно привести десяток очевидных связей мотивов крушения «Costa Concordia» и «Булгарии», вспоминая, как сто лет назад с такой же неописуемой безответственностью затонул «Титаник» с пассажирами, но не его владелец. Однако всем гораздо интересней тратить оставшийся интеллект на обсуждение «почему Леди Гага носит именно позолоченный корсет». Складывается впечатление, что люди стремятся к убийству реальности и реальных проблем, а не прихотей богатых кумиров. Из всего вышесказанного, вы справедливо можете спросить – а почему я говорю о вреде виртуальности и сам же провожу большую часть жизни в этом безумии. Ну, во-первых, без всякого юродства – я уже дефектный и непригодный для полноценного общественного субъекта, во-вторых, никто не заставляет брать с меня пример, в-третьих, в наш век информационных технологий – интернет является основной сферой деятельности журналистов, чья главная задача быстро и оперативно реагировать на изменения в мире, и так же быстро оглашать сущностное отражение событий, как негативных, так и положительных. Вопрос только, с какой степенью сознательности это делается. Но тогда почему, раз я претендую на истину, то публикую её бесплатно? Значит, эта информация ничего не стоит! – тихо крикните вы. Ответ на это когда-то был и для меня удивительно простым и честным – если уж и правду оценивать деньгами, то лично мне нечего делать на этой Земле. Такова для меня настоящая мировоззренческая свобода – видеть всюду рабство, но не быть рабом. Писать о политике и культуре при их отсутствии, не зомбируя людей рассказами о модных тенденциях и гламурных решениях, чем любят заниматься «девочки в смокингах».
Свидетельство о публикации №212021601481