Полански Отвращение

 Разбор драматургии фильма
Романа Полански «Отвращение».

     Полански часто  называют наследником хичкоковской традиции, что, на мой взгляд, в корне неверно. Да, форму Полански выбирает схожую – детективные истории с элементами триллера, и механизм саспенса он эксплуатирует довольно активно. Но целевые установки у авторов совершенно разные. Хичкок подготовил почву, дал толчок к развитию. Полански же, взяв за основу «Психо», пошел дальше. Его предметом киноисследования становится то, что скрыто от человеческого глаза. Ваши соседи случайно могут оказаться вампирами («Бесстрашные охотники на вампиров»), муж – сатанистом дьяволопоклонником («Ребенок Розмари»), а работодатель – букинистом чернокнижником («Девятые Врата»). За внешним слоем любви и гармонии скрывается мир полный страхов. Полански помещает своих героев в изолированную от социума среду, в которой они не только выворачивают наизнанку свою подсознание, но и сходят с ума, не выдерживая погружения в концентрат собственного безумия.  Героем фильма Романа Полански может стать любой человек, режиссер не делает различий по социальному статусу, по заработку или успешности. Порой самые нормальные семьи становятся жертвами кошмаров. Полански обнажает силу, сокрытую в человеке, но которую тот прячет, фокусируясь на бытовой жизни. А сила восстает против обладателя, причем в разных формах – это может быть и дьявол, и олицетворенные инстинкты, как у героини «отвращения» Кэрол.
       Полански добивается удивительного эффекта – зритель не просто сопереживает героине, но переживает вместе с ней её паранойю и аутизм. Зритель полностью вовлечен в кинопроцесс, он смотрит на мир глазами Кэрол и чувствует то же отвращение, что и она. У героини нет предыстории, но по ходу сюжета становится понятно, что в детстве она была изнасилована отцом. Семья, по-видимому, уже мертва и из близких людей осталась только старшая сестра, для которой Кэрол как обуза.   Из-за причуд Кэрол, сестра не может позволить себе жить семейной жизнью и тем более куда-то уезжать, оставляя Кэрол одну. Кэрол прекрасно осознает, что с ней будет, если она останется одна. Пока она находится в какой-то социальной среде и может четко спланировать, что ей делать, она еще держит себя в руках. Как только привычный режим рушится, мир Кэрол трещит по швам в прямом смысле: стены квартиры с каждым днем покрываются все большими трещинами. Пространство вокруг героини как будто превращается в вакуум, время останавливается. Вся реальность Кэрол состоит из её галлюцинаций, страхов и болезненных воспоминаний. На протяжении фильма в фокус камеры постоянно попадает семейная фотография, на которой маленькая Кэрол выглядит довольно отчужденной и стоит, отвернувшись от отца. Видимо с детства Кэрол преследует страшный образ мужчины-насильника, обладающего физической силой, которую он обязательно применит против героини. Полански не играет с фрейдистским подтекстом фобии, он со скрупулезностью врача-психиатра исследует поведение девушки как результат взаимосвязи различных психических факторов. Как ученый изучает реакцию организма на раздражитель, так и режиссер изучает реакцию Кэрол, оставленную наедине с самой собой.
     Образ героини Катрин Денев проработан точно и грамотно.  С первой минуты она показана как приличная девушка: все выглажено, все аккуратно, блузка застегнута до последней пуговицы, с незнакомыми мужчинами не разговаривает. Даже окна её дома выходят на женский монастырь. Кэрол живет тихой аутичной жизнью и делает все, чтобы оградить себя от общения с мужчинами – она работает в салоне красоты, в который уж точно не заглядывает мужской пол. Единственное, что её настораживает – зубная щетка и бритва приятеля её сестры Элен в ванной. Эти предметы, признаки мужского в доме, дают небольшой сбой в программе Кэрол. Она каждый день натыкается на них и в итоге просто выбрасывает, как нечто чужеродное.
       Час икс настаёт – Элен уезжает в Рим и оставляет Кэрол одну на 10 роковых для неё дней. То, что Кэрол стремилась спрятать поглубже в себе,  выходит наружу. Её страхи материализуются  и обретают форму. Причем зритель видит все глазами героини, её галлюцинации становятся нормой, а назойливые влюбленные мужчины  кажутся патологией. Эта патология мешает Кэрол жить и будит в ней воспоминания, своими навязчивыми поцелуями и глупыми признаниями. Квартира с бесконечными коридорами и просторными комнатами превращается   в личный ад Кэрол, а того, кто ворвется в него, ожидает неминуемая смерть, тем более, если это мужчина.
      Полански насильно будит зверя в хрупкой Катрин Денёв, в которой казалось бы живет только ангельская чистота. Под изящной красивой плотью скрывается абсолютное зло, которое выходит из под контроля, что приводит к самоуничтожению.  Полански не задаётся риторическим вопросом о характере метафизического начала в человеке, он даёт своё четкое понимание силы, которая движет человечеством на протяжении всей истории его существования. Инстинкты, природные страхи и естественные желания – есть то животное, что сохраняется в человеке и что бесполезно пытаться подавить или сублимировать. Эта тема – ведущая в трилогии режиссера состоящей из фильмов «Отвращение», «Ребенок Розмари» и «Жилец», а также является сквозной в некоторых ранних фильмах.
      


Рецензии
Преклоняюсь перед его гением...

Роман Барнет   17.02.2012 04:15     Заявить о нарушении