М. В. Ломоносов - мой великий учитель

     «Величайший профессионал», «мастер своего дела», «специалист высочайшей квалификации» - такие, казалось бы, лестные эпитеты не подходят, когда речь идёт о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Они тесны для этого гиганта мысли. Слово ПРОФЕССИОНАЛ происходит от латинского PROFITEOR – «объявлять своим делом». Слово КВАЛИФИКАЦИЯ  - от латинского QUALIS – «какой»  и подразумевает выделение главного отличительного признака, а значит принуждает умалчивать о других признаках и ограничивает деятельность человека строгими рамками. Недаром  QUALIFICATION по-английски означает «ограничение». Великого Ломоносова невозможно втиснуть в такие узкие рамки как «профессионал» и, тем более, «специалист».    Вид деятельности Михаила Васильевича можно сформулировать так: «мыслитель широчайшего профиля». Он был блестящим поэтом и великим гражданином. Известен анекдотический случай, когда один французский учёный публично просил не путать Ломоносова химика с Ломоносовым поэтом. В голову этого француза просто не укладывалось, что блестящим поэтом и великим химиком одновременно мог быть один и тот же человек.
     «Искусство вечно, а жизнь скоротечна». Мы, сегодняшние, вынуждены подчиняться разделению труда. Наука, техника, искусство шагнули очень далеко. Уже мало иметь профессию учёного, врача, слесаря, юриста. Нужна ещё и специализация. Я филолог по профессии. По специальности арабист. По ещё более узкой специальности лексиколог. А больше всего специализируюсь на этимологии и эпиграфике. При этом очень интересуюсь историей, особенно древней, этнографией, философией, политикой. Широте мышления меня продолжает учить Ломоносов.
     Зная, что во многих, даже смежных областях знаний я не смогу достичь заметных высот, я, тем не менее, продолжаю ими увлекаться. Это интересно. Это позволяет чувствовать себя не пленником узкой специализации, не биороботом, не копилкой знаний в узкой области, а полноценным человеком, гражданином, жителем планеты Земля. Когда мне говорят: ты в данной области дилетант, то я с этим соглашаюсь. ДИЛЕТАНТ буквально означает «любитель». В конце концов, не так уж важно, профессионал вы или любитель. Важны результаты. Можно мыслить индуктивно, а можно дедуктивно. Лишь бы было продуктивно. Если установлен спортивный рекорд, то так ли уж существенно, кто его установил, спортсмен-профессионал или спортсмен-любитель?
     Ломоносов был очень крупным, великим историком. Его итоговый исторический труд имеет длинное, как тогда было принято, название:
 «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочинённая Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-петербургской императорской и Королевской шведской академий наук».
     И написан этот труд далеко не современным языком. Однако многие мысли в этом труде суперсовременные. Они даже опережают наше нынешнее время.
     Можно сказать, что к серьёзным историческим исследованием Ломоносова вынудило засилие иноземцев в тогдашней исторической науке. Прозорливый Ломоносов прекрасно понимал, что историческая наука не отделима от политики и идеологии. Что это весьма чувствительная сфера жизни любого народа. Добавлю от себя: если улицы моего родного города подметают иноземцы, инородцы, то это полбеды. Неизмеримо хуже, когда инородцы главенствуют в сфере медицины, образования, науки, искусства, финансов, политики.
   Доводы Ломоносова логичны и неопровержимы. Скажем такой довод:
«…о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоят почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно».
     Или вот ещё один довод:
«Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имен не начинаются, но имена народам даются. Признаки древнего имени славенского явствуют, во-первых, у Птоломея под названием ставан. Свойство греческого и латинского языка не позволяет, чтобы они выговорить могли славян имя. Ради того прежде ставанами, после склаванами и сфлаванами называли. Амазоны, или алазоны, славенский народ, по-гречески значат самохвалов; видно, что сие имя есть перевод, славян, то есть славящихся, со славенского на греческий.
    Открытие Ломоносова того факта, что предки славян и русских  скрываются за другими названиями натолкнуло меня на следующие догадки. Праславян-карийцев древняя история помнит ещё и как ЛЕЛЕГОВ, переселенцев с Крита. Слово ЛЕЛЕГ почти также звучит в турецком, арабском, азербайджанском, туркменском языках. И везде оно означает «аист». А слово это наше, русское.
В значении «аист» оно до сих пор используется, например, в кубанском говоре русского языка. Произносится ЛЭЛЭКА. Вы спросите, какое отношение аист имеет к лелегам? Да самое непосредственное. Тотемным животным древних карийцев-лелегов был именно аист.
     Или вот ещё пример. Широко известно, что древних тохар китайские летописи именовали так: ЮЭЧЖИ. Сохранилось немало китайских изображений тохар, на которых мы видим бородатых европейцев со светлыми глазами и рыжими волосами. Я поинтересовался, а что стоит за этим китайским названием. Оказалось, что за ним стоят два китайских иероглифа. Специфика китайского языка состоит в том, что иероглифы означают не звучание, а значение. Нередко одни и те же иероглифы по-разному озвучиваются в зависимости от района Китая или от эпохи. Так вот, эти два интересовавших меня иероглифа с полным основанием можно озвучивать иначе, а именно как РУЖИ. А это уже может быть самоназванием народа созвучным слову РУСЫ, то есть «русские». Это всего лишь догадка, рабочая гипотеза. Она требует дальнейшей тщательной проверки. Хорошо бы, если бы этим занялись те, кто владеет древнекитайским языком.
     Кстати, название ТОХАРЫ может оказаться родственным названию народа ТЕВКРЫ. А это те самые переселенцы с Крита, которые основали древнюю Трою.
     Когда я прочёл у Ломоносова, что величие и могущество славян началось «за многие веки до разорения Трои», то это подтолкнуло меня к эпиграфике. Я стал пытаться читать древнейшие тексты этрусков, карийцев, фракийцев, тохар. Передо мною открылась чёткая картина. В основе так называемой древнегреческой цивилизации, оказывается, лежит цивилизация праславян-пеласгов. Цивилизация Древнего Рима стоит на прочном фундаменте праславян-этрусков. Больше того, цивилизации Междуречья Тигра и Евфрата, Древнего Египта, Индии и Китая не могли бы состояться, если бы не вобрали в себя великие духовные ценности праславян, наших с вами пращуров. Тому масса доказательств, конкретных и неопровержимых фактов. Тексты этрусков, карийцев, фракийцев, кушан прекрасно читаются на языке очень близком к древнерусскому. Кстати, сами правители Древней Бактрии, называли себя не кушанами, а КОШАНАМИ. От слова КОШ, больше известного по словосочетанию КОШЕВОЙ АТАМАН или по слову КОШКА – (буквально: животное КОША, домашняя). Кош – это казацкий лагерь, казацкое поселение, военный и политический центр.
     Первый текст древних карийцев я прочитал в 1993 году. Это была чётко выбитая на камне знакомыми всем нам буквами надпись на усыпальнице из города Ташьяка, что в нынешней Турции. В древности здесь был карийский город Тельмес. Трудности прочтения такого текста вовсе не в том, что он написан на неведомом ни для кого языке. Трудности в том, что знакомые нам с детства родные слова две с половиной тысячи лет тому назад имели несколько иное значение, несколько иначе произносились, несколько иначе писались. Я говорю о своём прочтении, а не о переводе. Переводить надпись из Ташьяки не требуется. Там начертано буквально вот что: СХОРОНЕН СДЕСЯ НИКИФОР ОДУЕВОВ СЫН КОВПАКОВ КОВЕДАНЕЦ. Достоверность моего прочтения подтверждается таким известным критерием истины, как простота. Как говорили латиняне SIMPLICITAS  EST SIGILLUM  VERI (простота – печать истины). Подделать, сфальсифицировать такое прочтение, прочитать то, что хочется, а не то, что написано на самом деле, при таком способе прочтения просто невозможно. С тех пор меня всё же мучил один вопрос. Почему это древний писец изобразил букву Р в самом начале несколько необычно, словно положил её «на спину». В других надписях карийцев, да и в этой же надписи из Ташьяки, эта буква писалась как обычно. И вот что я думаю по этому поводу сегодня. В перевёрнутом состоянии этот знак напоминает голову и плечи. Писец явно хотел напомнить нам слово РАМО –«плечо». Это слово означало также мощь, силу, могучую руку, власть. Сегодня мы используем однокоренное слово АРМИЯ и думаем, что оно заимствованное на Западе. Итак, этим перевёрнутым положением буквы Р древний писец сказал нам, что здесь (СДЕСЯ) покоится не простой человек, а богатырь, воин, скорее всего военачальник, из хорошо известного в истории этрусского города Кавдия.
     Много текстов прочитано. Много мною опубликовано. Но далеко не всё.
     Не скрою, что был приятно удивлён, когда один английский журнал опубликовал мою статью о славянском прочтении легенд на древних кушанских (кошанских) монетах. Опубликовал с добавлением благосклонного мнения. Удивили и американцы, охотно опубликовавшие сразу на нескольких сайтах Интернета мою статью о происхождении их любимого слова MONEY- «деньги» от славянского МЕНЫ.
     Примеров, когда, казалось бы, иноземные слова, выражающие важные понятия, оказываются исконно славянскими, масса. Так слово ТРАПЕЗА – это иначе озвученное греками наше родное слово ТРЯПИЦА. Мною опубликованы три книги и около 60 статей с примерами такого рода. Мне удалось прочесть и опубликовать отдельной брошюрой, пожалуй, самый известный этрусский текст. Это текст, начертанный на золотых пластинах из города Пирги. Однако другие прочитанные мною этрусские тексты, в том числе и крупные, ещё не опубликованы. Моё прочтение больших текстов на каменных стелах из Древней Бактрии (из Сурх-Котала и Рабатака) ещё не опубликовано. Ждёт своей публикации и исследование по алфавитам. В нём объясняется, почему во множестве древних и современных европейских и не только европейских алфавитов именно такой порядок перечисления букв: сначала идут А и Б, в середине К.Л.М.Н. 
     Я горжусь тем, что я русский, что принадлежу к народу, подарившему миру таких великих мыслителей, как Михайло Васильевич Ломоносов.   Горжусь тем, что Ломоносов продолжает оставаться моим учителем и единомышленником в моих скромных научных разысканиях.         


Рецензии
Извините, Валерий, немного дополню о Ломоносове. Горячо печась о сохранении и размножении российского народа, он гневно обличал фарисейское отношение к православной вере: «Христос воскресе! только в ушах и на языке, а в сердце какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как наполненная вода с отворенной плотины, как из облака прорвавшиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролиты напитки, там лежат без памяти отягченные объядением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники. О, истинное христианское пощение и празднество! Не на таких ли Бог негодует у пророка: "Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть предо мною!”» (Ис.1:14)

Что изменилось с тех пор? Мы живем на прекраснейшей земле: наш народ выпивает водки почти на миллиард ежегодно и - пьет все больше. Как отразится это озеро яда на здоровье будущих поколений, не усилит ли дикое пьянство темную жестокость нашей жизни, лживость деяний и слов, нашу дряблость, наше угрюмое невнимание к судьбе своей страны и друг ко другу? Так есть ли в нас, одурманенных ядом богозабвения, вера?

Протодиакон Сергий Шалберов   22.11.2016 12:03     Заявить о нарушении
Ваше высокоблаговестие! Обращаюсь так, поскольку вы упомянули Ваш сан. Иначе написал бы просто «Дорогой Сергей!». Для меня особо дороги думающие, мыслящие люди. Особенно, если они способны облекать свои мысли в столь изящные формы, как это удаётся Вам. Благодарю за внимание и за ценное дополнение. Ханжество свойственно многим так называемым верующим. Я всю свою сознательную жизнь общался с мусульманами. В том числе и арабами из Саудовской Аравии, родины Ислама. Наблюдал их во всех их ипостасях, в быту, в бою, среди своих и у меня в гостях. Мне часто предлагали принять ислам, подкрепляя это заманчивыми обещаниями. Предлагали потому, что, владея арабским языком, я невольно ознакомился со многими положениями их мусульманской веры и был, по их мнению, как бы на полпути к Исламу. Помимо очевидного ханжества многих «правоверных» меня отталкивала от Ислама и крайняя узость мышления, зомбированность многих из них, даже самых образованных. Многие темы для них табуированы. На пути стоит непререкаемый авторитет Корана. Мне, филологу, интересно было поговорить с ними о происхождении арабского языка и языков вообще. Однако разговор прекращался едва начавшись. В Коране сказано, что Адам говорил по-арабски, а сам Коран ниспослан на языке Аллаха. Вот и весь сказ! Не хотелось становиться одним из таких «убеждённых» (фанатиков)..
На склоне лет как-то пригляделся к своему ближайшему окружению, к своим друзьям и хорошим знакомым. С удивлением отметил, что все они не только не пьют, но также и не курят. Значит, я невольно, не отдавая в том себе отчёта, окружал себя себе подобными.
Выплёскивая мысли на страницы Проза.ру, я написал заметку «Не убий!», писал и о пьянстве, и о русскости, как я её понимаю. Публиковал в разных журналах статьи «Из уст Христа» и «Когда звонят колокола» и др.
Ещё раз спасибо за внимание и за мудрые мысли.
Доброго Вам здоровья,
Валерий.

Валерий Осипов   22.11.2016 12:58   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Валерий!
Обязательно прочту вашу публицистику.
А мусульман те же проблемы, что и у нас, христиан - люди все забыли и испортили... У меня рассказ есть "Не стоит аул без праведника" - посмотрите на досуге http://proza.ru/2011/08/31/14

Протодиакон Сергий Шалберов   22.11.2016 17:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.