1987-2012. Эпоха десталинизации. Ч. 5

Начало см.: http://proza.ru/2012/01/21/694

5. Антикульт и «феномен популярности» Сталина.   

 Значительный период советской истории был связан с именем И.В. Сталина –  неоднозначного государственного деятеля, возглавлявшего страну в период грандиозных свершений, масштабных трагедий и великих побед. Культ личности  Сталина получил распространение еще при жизни коммунистического лидера,  его истоки уходят вглубь 1920-х годов. Сложно назвать определенную дату, с которой началось возвеличивание Сталина, однако можно точно назвать дату смерти его культа.  Вопреки распространенным представлениям об укорененности сталинизма в массовом сознании и практике государственного управления есть дата, которую со всем основанием можно считать точкой, завершившей существование культа личности Сталина. Эта дата – 31 октября 1961 года – день, а вернее ночь, когда в обстановке абсолютной секретности останки «вождя всех народов» были перенесены из мавзолея «Ленина-Сталина» в заранее вырытую могилу у кремлевской стены.

Тем самым на официальном сталинском культе, разоблачение которого началось с доклада Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 году, был поставлен жирный крест.
 Да, безусловно, о Сталине продолжали вспоминать, в частном кругу в его честь поднимали тосты, его образ время от времени возникал в литературе и кинофильмах, но ни о каком культе личности как о систематически навязываемом государственной пропагандой, литературой и искусством возвеличивании образа государственного деятеля речь уже не шла. Частично проведенная в период правления Хрущева реабилитация жертв сталинских репрессий и ликвидация культа,  и явились, на самом деле, фактической  десталинизацией.

Официальная позиция нового руководства страны во главе с Л.Брежневым, пришедшее к власти в результате смещения Хрущева с занимаемых им постов, заключалась не в том, чтобы реабилитировать Сталина (о чем очень часто пишут современные авторы, подвязавшиеся на разоблачении советской истории, не приводя, однако никаких весомых аргументов), а в том, чтобы о Сталине забыть. Слишком много неудобных вопросов было связано со сталинской эпохой, которые могли бы нарушить общую пристойную картину построения «развитого социализма» в передовой стране, представившей свою модель общественного устройства в качестве примера для подражания во всех странах, входивших или тяготеющих к орбите влияния СССР. Официальная картина советской истории сообщала благостные представления о  поступательном развитии общества, начиная от Октябрьской революции 1917 года и заканчивая  победами последних пятилеток. Партийные идеологи и историки старались обойтись минимумом официальных сведений о роли Сталина в событиях прошлого. 

  Тяжелые вопросы, связанные с историей СССР были подняты вновь лишь в период горбачевской перестройки. С тех пор фамилия Сталина стала едва ли не самым употребляемым словом в контексте обсуждения исторических и политических проблем. По этому показателю мы, если не сравнялись, то значительно приблизились к эпохе господства сталинского культа. По аналогии  можно говорить о существовании сейчас антикульта Сталина – мощной пропагандистской и психологической завесы, покрывающей историю страны советского периода и оказывающей влияние на идейно-политическую жизнь современного российского общества. 
         
 В современной России отношение к Сталину и его режиму стало не только лакмусовой бумажкой, определяющей приверженность к той или иной партии или движению, но и своего рода вопросом политической зрелости. Немыслимо считаться человеком, имеющим политические взгляды, и не иметь четко сформулированной позиции по отношению к вождю. Политические партии и движения, декларируя свое отношение к личности Сталина, событиям в годы его правления, а также к десталинизации, определяют свое положение в современной системе политических координат. 

На протяжении долгих лет используется любой информационный повод для поднятия тем, связанных с именем «Сталин». Средства массовой информации привыкли отмечаться  21 декабря и 5 марта – к датам рождения и смерти вождя и 23 августа – в день заключения пакта Молотова-Риббентропа. Определенным образом, с заострением на вопросах ответственности сталинского руководства, трактуются события 1 сентября - начала Второй мировой войны,  22 июня – нападения Гитлера на СССР,  и даже 9 мая – день Победы над нацистской Германией.  Скорее всего, на какое-то время медийным поводом станет и дата второй Катынской трагедии - день, когда под Смоленском рухнул самолет с польским президентом Качиньским.

  Любые заявления и акции властей стран бывшего СССР, направленные на пересмотр оценок истории сталинского периода и осуществление попыток переложить ответственность за события тех лет на Россию, находят живейший отклик в средствах массовой информации. За неимением какой-то иной информации, складывается впечатление, что все взаимоотношения между народами бывших союзных республик сводятся к проблемам истории, в особенности по вопросам включения Молдавии, западной Украины, Белоруссии, Прибалтики в состав СССР,  репрессий и фактов участия населения этих регионов в войне на той или иной стороне.

  Никто не стремится разобраться в этих вопросах раз и навсегда, создать объективную историческую картину, чтобы строить дальнейшие отношения без претензий и упреков.

   Довольно странно, что не столь много внимания уделяется теме, действительно и однозначно связанной с пониманием сущности сталинизма, -   памяти жертв сталинских репрессий – вопросу, если и не исчерпанному полностью, то, по меньшей мере, относящемуся к тем темам, в которых акценты расставлены и историческая справедливость восстанавливается или восстановлена. По-видимому, с точки зрения политических технологий является более полезным будировать спорные темы ошибок и слабостей руководства СССР, пытаться провести аналогию между режимами Гитлера и Сталина, поставить вопрос о пересмотре оценок значения Победы, с перспективой дальнейшей идеологической коррозии. 

 Большое внимание уделяется вопросу о «феномене популярности» Сталина, данные о котором основываются на проходящих время от времени социологических опросах, самые известные из которых проводились ВЦИОМ, а также в рамках телепроекта «Имя Россия». Данные опросов говорят о том, что с каждым годом увеличивается количество тех, кто считает роль Сталина для России скорее положительной, чем отрицательной (с 15% в 2007 г. до 26% в 2011 г.), а тех, кто уверен в обратном, напротив, становится все меньше (с 33% до 24% соответственно).* В интерактивном голосовании «Имя России» Сталин уверенно занимает 3-е место в числе наиболее популярных среди россиян исторических  личностей. **

Говорят ли эти данные о действительной популярности большевистского лидера и опасности неосталинизма? Нет. На самом деле «популярность» Сталина есть искусственно созданное явление, легко объясняющиеся с помощью резистентной психологии. Это феномен отторжения пропаганды, реакции людей на то, что им постоянно на продолжении долгих лет навязывают с отрицательным знаком. Во времена господства советского официоза, пропагандируемые символы вызывали иронию и скепсис на уровне обыденного сознания. В современный нам период господства сталинского антикульта, также происходит обратная реакция. Недовольство реалиями современной российской действительности, фоном в которой звучит антисталинская пропаганда выливается в ёмкие формулировки наподобие: «Эх, Сталина на вас нет…»  Но вряд ли, кто-нибудь из здравомыслящих людей согласился бы жить при жесткой тотальной диктатуре, существовавшей в период правления Сталина.  На самом деле, о Сталине и связанных с его эпохой проблемах скорее всего едва бы и вспоминали, как это было в 1970-е - первой половине 1980-х годов, продолжи свое существование СССР, и не произойди в стране перестройка, с цепью последующих событий.

 Прекрасно понимающие сущность этого явления полемисты из правого лагеря используют «феномен популярности» Сталина в качестве аргумента, доказывающего незрелость российского общества, его склонность к агрессии, «сильной руке». Призрак «коммунистического тирана» продолжает будоражить воображение склонных к легкому испугу, а также использоваться в политических играх.
 
  Под кодовым словом «Сталин» создана информационная парадигма, состоящая из набора заданных определенным образом вопросов, выходящих за рамки истории, и затрагивающих проблемы морали, власти и общества, отношения к государству и проч. Это информационное поле требует того, чтобы мы определились в нем; оно  крайне поляризовано, имеет центробежную структуру и  несет в себе потенциал перманентного конфликта. Людям внушается мысль о том, что у России слишком тяжелое прошлое, а общественную жизнь невозможно устроить без преодоления проблем истории. Созданы благоприятные условия для бесплодных полемик и спекуляций на темы советского прошлого. Причем в семидесятилетнем периоде существования СССР наше внимание почему-то акцентируются на хронологически более давнем временном отрезке - на 1930-40-х годах, как будто бы не было ни 60-х, ни 70-х, ни 80-х годов. Дискуссия «о Сталине» представляет собой идеологическую ловушку, воронку, в которую утекает мыслительная энергия общества.

Продолжение следует.


*http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111561
**http://www.nameofrussia.ru


Рецензии
Желаю здравствовать!
Где продолжение?
Жду...:)

Неподкупный Журналист   11.11.2017 11:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте и Вы, Неподкупный Журналист!) У меня много таких не завершенных работ, когда-нибудь завершу.

Дмитрий Воблин   13.11.2017 05:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.