Афоризмы на Прозе. Принцип подборки

«Нынче только ленивый не пишет слоганы, которые могут сойти за афоризмы,
а то и за изречения великих. И всё это тает в изобилии. А что делать? А переходить к умелости Жванецкого. Делайте из своих афоризмов книгу.
Но - не просто перечисляя их, а в порядке осмысленном.
И это совсем другое дело, уверяю.»
Лев Раскин.

Вы заметили, как мы стали смотреть фильмы?
 Даже художественные фильмы?
Даже истинно художественные,  раззамечательные, с любимейшими актерами фильмы?
Сначала стали пропускать рекламу,
потом длинноты,
потом стали смотреть только особо ценные эпизоды.

А теперь?
Глянул: вот отличное флотское кино. Ну, уже приятно...
И поплыл себе за компУ:   трудно.
Трудно влиять сегодня на мозги, переразуверившиеся и запичканные инфомусором. Восприятие буксует.


Восприятие буксует настолько,
что совершенно очевидно и необходимо даже афористам,
чемпионам читательского внимания,
з а д а т ь с я   в о п р о с а м и   ф о р м ы.

В первую очередь я разумею форму  п о д а ч и   м а т е р и а л а   пишущим.

Проза.ру, в силу массовости, легко выявляет тенденции:
краткость – залог успеха.
Роман уступил рассказу, рассказ – миниатюре, миниатюра – фразе.
Фраза популярнее анекдота, которыми наелись еще в 90-е. Понятное дело, на Руси любовь к мудрой фразе, склонность к резонерству, философии объяснима:
в аду некогда, в раю незачем, а в чистилище – в самый раз.

Но микроформа требует своё: сжато внутри, пространно вокруг.
И шутит забавные шутки: одну фразу дашь – мало, недооценят, да могут вообще перестать заходить, якобы не из-за чего. Много выложишь сразу – не доедут до конца.
А сколько?

Начни копать, и видишь, что принципов подборки множество, даже их типов целых три.

1)   В н е ш н и е.
      Принцип подборки в публикацию (например, тематический – о женщинах, о смысле жизни; по характеру организации фразы – каламбур; выделенное начальное слово, типа «если») и т.п.
2)   В н у т р е н н и е.
      Структура самой подборки (публикации). Например, акцентированы начало, кульминация, финал. Сбивает читателя здорово, даже когда просто – рядом разные ритмы (например, неритмизованные фразы вслед за пятистопным ямбом, да еще и хоккуированные к ним впридачу). Разгонишься на ямбах и – бах! – ищешь ритм в следующей фразе, а его нет. И тихо отъезжаешь со страницы...

3)   О б о б щ а ю щ и е
      Принципы организации подборок на странице.

Прежде, чем заглубиться, отмечу только, что первые два направления на Прозе разработаны неплохо, будет интересно сравнить, как это делают разные авторы из числа Корифеев. Зато явно назрела необходимость структурировать подборки на авторских страницах. И анонсировать содержание хоть мало-мальски.
На специализированных АФО-сайтах изначально речения структурируются по темам: Великие люди, Мужчины, Россия и Русские, Любовь, Образ жизни и проч. Ориентироваться легче, хотя нмв куда приятнее, когда сам автор структурирует афоризмы (на своей странице) по темам. Это всегда воспринимаешь как любезность.

Хорошая штука – перекрестные ссылки: автор – тема. То есть например, со странички автора можешь зайти и посмотреть всю тему «Долгожители» на сайте. На Прозе это пока технически недоступно. Но у себя-то автор вполне способен сделать такие ссылки! И другие авторы – тоже. Например, публикует Герчиков Илья шершеляфамизмы, тут бы автоссылочку на его же  лямуризмы,  а можно и на Геннадия Москвина, у которого – феминины и феминологизмы. Логично ждать ответных ссылок. А читатель – существо любопытное, ему всегда захочется сравнить, если ссылка под рукой. От этого и общение веселее и бодрее, и Прозе толк. А то ведь дальше первой страницы обычно не плавают, не говоря чтоб внутрь сборников заходить.

Афористы – настолько самостная группа на Прозе, что поневоле жаждешь больше и больше информации. Самоанонсы авторов часто запрятаны далеко вглубь сборников, что уж говорить об анонсах всего собрания произведений. А ведь хочется знать, как они создавались, не только печатались, а – как пришел автор к своим произведениям, к афористике вообще. Попадались под руку выдержки из газетных статей, скажу, что это не равноценно авторскому сообщению о себе, выпадает нота доверительности, что ли.

Словом, логично бы афористу структуризировать свои подборки, собрания, сделать выборки лучшего, самоанонсы краткие, в том числе и тематические. Читатель порой шарахается от сонмищ изречений, как от толстенного романа. Видел самоанонсы на Прозе, правда, у афористов – мало. Хорошо помогла сориентироваться, и думаю, не только мне, работа Ааабэлла, Леонида Маслова: пропаганда афористики и цитирование изречений лучших авторов. Но тематических подборок  из квинтэссенций нескольких проза-авторов по одной теме пока не встречал.

Обычно страница выглядит примерно так:
Афоризмы. Афоризмы, часть такая-то. Мои афоризмы. Новые афоризмы. Мысли. Домыслы. Измышления. Раздумья. Суждения. Рассуждения. Прописные истины. Фразы.

Ведь это все равно что рассказ назвать: рассказ, роман – РОМАН.
А их (афо) у одного автора могут быть тысячи.
Да чего там – десятки тысяч!

К сожалению, часто название подборки либо ничего не означает, либо не обещает, либо обещает, но не дает.

...На полях. Камешки на ладони. Катышки (!). Заметки на манжетах. Надписи на потолке Просто – заметки. Мимоходом. Миниатюры. Пятиминутки. Крохотки. Крохотульки.
Строго говоря – это не вполне названия для века инфобума. Потому что все они, фактически – те же самые «камешки на ладони». У одного камешки, у другого, у сто-миллионов-тыщ-тридцать- пятого.
А со всей Прозы их собрать – это ж ни один битюг не проборонит.


А хорошо бы
ТАК НАЗЫВАТЬ, ЧТОБЫ СРАЗУ ЯСНО, ЧТО ИМЕННО ПОДБОРКА ОБЕЩАЕТ.

Характерный пример.
Подборка из одиннадцати фраз, 9 из них – о войне, причем весомые, интересные фразы: http://www.proza.ru/2012/01/31/1690 Из них четыре – о Третьей мировой. Ну почему не назвать ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ (или привязать к этой теме), сколько народу бы клюнуло, неужели «Надписи на потолке-4» – лучше? Военная тема в афористике вообще слабо разработана, да это жила золотая просто.

КАК ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?

А вот, как у автора Страница Афоризмов http://www.proza.ru/avtor/shutka&book=4#4, которого мы знаем и любим под очень известныем именем. Тут уж точно, зайдешь – не сразу уйдешь. Мысли Российских политиков. Мысли замечательных женщин. (Монро. Бардо. Раневская.) Мысли мужчин. И т.д. К сожалению, присутствует и здесь – неструктурированная (замечательная!) латынь и просто афоризмы. Натыкаешься на знакомый с юности и взлелеянный всей душой знаменитейший перл времен расцвета «Литературки»: «Невыносимых людей нет. Есть узкие двери» и думаешь: ну  к а к  нынешний читатель до этого перла дойдет? Через многотонны словесной руды... Надо что-то придумывать. Пока придумал только ссылку: http://www.proza.ru/2007/07/03-30 ))

Популярный принцип организации подборки –  ИЗМ.
Это вариант тематического принципа.
Один из самых изобретательных «измистов» – Герчиков Илья. В первую очередь, это морализмы, стихоморализмы  http://www.proza.ru/avtor/iliagerchikov  .
Жаль, что когда видишь Морализмы аж 95, то очки опускаются: ну как все осилить. А избранное прочел бы с удовольствием. Причем – избранное самим автором. К счастью, у него же есть и чисто тематический подход. ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ ВОСПРИНИМАТЬ более уТОЧНенное: морализмы к Новому году, морализмы-антиматюкизмы, юриспрудизмы, кинематографизмы. Здравоохранизмы, экономизмы, туристизмы. И физкультУРАизмы. И даже – старохренизмы! Вот уж точнее не придумаешь, да и мимо не пройдешь. И, между прочим, это перспективнее механического объединения по первому слову («еслизмы»), т.к. тогда однообразие формы быстро отбивает читательский аппетит.
Илья также с успехом использует алфавитный принцип подборки афоризмов, но не на всей странице, а, например, в одной из книг, краткая выдержка из нее здесь: http://www.proza.ru/2009/03/17/423. Алфавитное расположение - большое удобство для читателя. Ему легче ориентироваться, хотя бы когда он в о з в р а щ а е т с я на страницу.

Особенные «измы» у Станислава Бука:   Ё ф о р и з м ы   деда Стаса. http://www.proza.ru/2011/11/13/1800. Но вот обнаружить их можно только  случайно, на странице их не видно, они прячутся в сборнике «Байки и бабайки». Здесь - весьма современный прием - персонификация в самом термине. Это куда завлекательнее, чем стандартное "афоризмы от такого-то". К тому же, явно прослеживается самоирония, что заранее к автору располагает.

Интересную форму использует Юрий Классик – ямбофоризмы.  http://www.proza.ru/2009/12/25/1418 Но этой теме должна быть отведена отдельная площадь.

Четко систематизирует свои внушительные подборки-постулаты Поль Лани. Я бы даже сказал - параграфирует: http://www.proza.ru/2009/01/04/358 .

Геннадий Москвин предлагает прекрасно структурированное собрание афоризмов. Причем и названия подборок чаще всего с юмором, например, «Кувалда на быстрых нейтронах» (о науке). В отличие от невнятного какого-нибудь «мимоходом» подборка Г. Москвина «Мимоездом» – со смыслом: посвящена автомобильной тематике. У него же: культуризмы, аскетизмы и даже фантасмагории. ВОСХИТИЛО название подборки о графоманстве: МАКУЛАТУРНОЕ СОПРАНО. http://www.proza.ru/2010/12/22/535. Вот где и точность, и юмор, и анонс, и даже по форме каламбур. (А  саму подборку без ссылки не найдешь, ведь –  н а   в т о р о й   с т р а н и ц е   с б о р н и к а  «Фразы и афоризмы»).
Отлично анонсируются подборки у Ааабэлла: АВТОР – ЭТО ДИАГНОЗ http://www.proza.ru/2011/03/08/124.
Евгений Ханкин: Избрано из брани о политике и экономике.
http://www.proza.ru/2011/06/06/1191  Кстати, именно у Евгения есть дополнительное подразделение, его сократиды и ассортиады ВСЕ имеют не только номера, но и тематические названия: нравы и норов, марионетки, и т.д. То же – в аформизмах и аномализмах Игоря Пляща  http://www.proza.ru/avtor/pliasch&book=1#1

Своеобразен в отношении названий для подборок Максим Нечипоренко:
Калобайты спама. Усерение нации. Тридцатипердипятилетие... Лицесмердие и шаурмания... Пинаколядки или минесральная вода http://www.stihi.ru/avtor/pppali
И другие в таком духе. Что они (названия) неординарные, это без сомнения, но не всякий догадается, какие великолепные афоризмы и каламбуры скрываются за этим (на первый взгляд неоправданно просторечным по семантике) приглашением зайти. Очевидно, что автор будирует публику намеренно, проявляя, кстати, недюжинные способности к игре словом.

Гениальная находка названия у Эммы Львовой:  L e n i V o . http://www.proza.ru/2011/12/18/1828  «Человеческие силы не знают границ. Нет сил даже плакать от радости». Такой подход – исключительная редкость. Пародийно-музыкальная аллюзия подготавливает читателя. Это  и знак уважения к нему, и обеспеченный кредит интереса от него. Вообще, показалось, что возможности находки весьма глубоки и далеко не исчерпанны. Ведь заголовок можно прочесть и как тему, и как принцип)) Нет предела совершенству... Аналога не встретил.

Если говорить о перспективных формах подачи больших объемов изречений, то это могут быть апофегматы. Но о них – в следующий раз.

ЗЫ:
Разумеется, это только приглашение к разговору, а не сам разговор и даже не его начало.
Но повод, думаю, стоящий. И главное, набрякший...


Рецензии
Приветствую, Иван, с интересом прочитал статью. Прозу.ру - это, конечно, хорошо. Но я бы советовал посмотреть "Энциклопедию афоризма" (точного названия не помню, составитель Володя Шойхер), ищется в Сети легко, там всё рубрицировано по темам, знакомые имена встретите, обещаю. Душевно я просматривал, но там не в восторге, а Володя сам хороший автор.
Рад Вашему интересует к жанру. Попробую узнать, есть ли в Сети сборники Московского клуба Афористики, меня в них иногда печатают, как я слышал и видел. Кроме того, у Вас расширительная трактовка жанра.
Удач и успехов, с РХ и НГ по всем календарям.

Сергей Лузан   28.12.2018 01:12     Заявить о нарушении
Какой подарок сделали! Два раза, про второй позже, а Шойхера антологию нашёл и начал качать,купить там как-то мутно, но и купил бы. С точки зрения структурирования сразу понравилось, ну и Микушевич в первых рядах успокоил насчет качества. А то с 90-х такая вседозволенность и беспредел. Глянешь и плюнешь.
С РХ и НГ взаимно! Читал реплику атеиста)Сам тоже "попадал", поздравил любезную продавщицу с Троицей, а она - волком зырк!, только что по матушке не послала, мол, нам, мусульманам, ваша троица... А по ней не скажешь.
Будь здравы, уважаемый Сергей!

Иван Невенчаный   28.12.2018 01:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.