В Трепаков. Лётчик. Путь Козерога2Фамилии и прозви

                Глава 2. Фамилии и прозвища

     Происхождение деревень, их названий, несомненно, вызывает большой интерес у людей, любящих свои родные места. Но не меньший интерес вызывает история происхождения фамилий. Попробуем разобраться и в этом вопросе.
     Жители деревни Анпилогово, как уже было сказано, по национальности русские. Здесь что ни двор, то другая фамилия; каждый дом имеет свою фамилию. Возникает вопрос: откуда взялась, на каком историческом повороте возникла фамилия того или другого двора?
     Наличие различных фамилий характеризует, как мы знаем, историческое положение и этнографический состав любого поселения, так как фамилии, принадлежащие определённому роду, сохраняются и прослеживаются на протяжении многих поколений.
     Известно также и то, что фамилии являются средством общения(ред. - определения) людей, и довольно устойчивым средством, особенно в условиях городской жизни.
     Что касается деревенской жизни, то здесь имеются свои особенности. В деревне знают  друг друга больше не по фамилии, а по прозвищу. Например, наша фамилия Трепаковы, а нас называют Пронины; наших соседей Феоктистовых называют Добряковы; Лариных — называют Жмыховы, и т.д.
     Я лично знаю с детских лет многих из нашей деревни не по фамилии, а по прозвищам, или, как говорят, по-уличному: Добряковы, Прокошины, Бобринёвы, Анисины, Алипины, Гончаровы, Квасовы, Ноздрачёвы, Жмыховы, Алёшины, Макеечевы, Лучниковы, Жировы, Гурьяновы, Гультяевы, Исаевы, Кочановы, Леоновы, Горюновы, Гагарины, Зимины и другие, хотя каждый имеет свою фамилию, которая записана в официальном документе (паспорте, свидетельстве о рождении, браке и др.). Почему так получается? Среди жителей города такого явления почти не наблюдается.
     Прозвища в деревне не сочинялись специально, искусственно, в отрыве от жизненных условий. Они возникали из жизни, отражая наиболее выпуклые стороны жизни того или иного жителя деревни. Прозвище может отражать свойства крестьянской семьи: её главы, особенностей характера, трудовой деятельности, внешнего облика.
     Прозвища бывают разные. Они или возвышают, или унижают достоинство человека, дают точную и непредвзятую характеристику того человека, к кому они относятся. Это во-первых.
     Во-вторых. Существование и возникновение прозвищ в деревне — не прихоть, а, по-видимому, объективная необходимость.
     Известно, что население деревень, как и человечество в целом, непрерывно растёт и развивается, численно увеличивается, а значит, увеличивается количество семей и, соответственно, дворов. Появляются однофамильцы, и этот процесс продолжается с тех пор, как крестьян освободили от крепостной зависимости. По мере увеличения числа дворов в деревне возникает неудобство во взаимоотношениях между собой.
     В самом деле, в деревне Анпилогово фамилию Трепаковы имеют несколько семей и, соответственно, дворов, которые по-уличному называются Пронины, Горюновы, Бобринёвы; а фамилию Феоктистовы носят дворы с прозвищами Добряковых, Прокошиных, Анисиных.
     Допустим, постороннему человеку потребовалось встретиться с кем-либо из Трепаковых. Он обращается к первому попавшемуся человеку на улице с вопросом: «В каком доме живёт Трепаков?». Ему никто определённо не ответит, потому что Трепаковых не один дом. Но когда будет назван нужный человек по-уличному, каждый покажет его дом.
      Или, например, кому дежурить ночью по деревне с колотушкой, или — в каком доме ужинать пастуху в текущую неделю? Староста записывал в график хозяина не по фамилии, а по прозвищу — для ясности.
     Следовательно, прозвище в условиях деревенской жизни — не прихоть.

                **
     О фамилиях вообще. Если обратить внимание на список фамилий любого русского населённого пункта Курской области, то всякий раз можно обнаружить бесчисленное множество фамилий, связанных с названиями животных, птиц, растений, мужскими именами (женские имена в фамилиях встречаются реже). Это понятно, почему. Потому что главой семьи был и пока остаётся мужчина. Он является хранителем и продолжателем фамилии своих предков (пусть это сказано не в пользу женского пола, но это так).
     Любая фамилия, с кем бы или с чем ни была связана, отражает историю каждого, кто её носит. Хорошо ли, плохо она звучит, это имеет малое значение. В конце концов, не фамилия красит человека, а человек украшает фамилию.
     Какова точка отсчёта фамилии Трепаковы?
     Первоисточником, вернее, зародышем фамилии, надо полагать, является прозвище, которое получил наш далёкий предок.
     Правомерно возникает вопрос — если это так, то почему в наше время прозвище, так распространённое в деревне, не превращается в фамилию?
     На такой вопрос можно ответить однозначно. В наше время, в условиях развитой цивилизации, и, тем более, в социалистическом обществе, фамилии не теряются, поскольку они записаны в паспортах и других официальных документах, (которые подтверждают идентификацию людей. В ревизских же списках, если верить Гоголю, использовали прозвища. - ред).
     При крепостном праве паспортов не существовало, родословной простых людей не писали. Учёт жителей деревень осуществлялся подсчётом общего числа душ. Новорожденных записывали в церковную книгу с указанием имени и отчества, фамилии не всегда. Такой порядок продержался вплоть до Революции 1917г.
     Обряд крещения исполнялся в обязательном порядке. В церковь приносили новорожденного не родители, а так называемые «крёстные» (крёстный отец и крёстная мать), которые по указанию священника нарекали имя младенцу; не всегда это имя было по душе родителям.
     Фамилия новорожденного записывалась со слов крёстных, которые, как правило, для записи в книгу называли не фамилию родителей, а их прозвище.
     Так, вероятно, произошло при крещении нашего далёкого предка. Ему записали в качестве фамилии прозвище его родителя, преуспевшего в пляске украинского трепака. Пляска «Трепак» существует и поныне не только на Украине, когда-то эта пляска была весьма популярна среди жителей Курской области.
     Из «Истории Курской области» :
     «Ещё в 17 веке Курск был известен народными песнями, играми, плясками. Не отставали от горожан и жители деревень. Но всё это расценивалось духовенством и светскими властями как «дела сатанинские» и игры, пляски категорически запрещались. В непосредственную связь с народными песнями, играми, плясками власти ставили ослабление религиозности в народе. Однако, несмотря на запреты, угрозы и наказания всевозможные за несоблюдение «благочестия», народное творчество развивалось».
     В этом проявлялся протест против крепостнического гнёта.
     Народное творчество курских деревень тесно переплеталось с народным творчеством украинского народа, и это не случайно, ведь Курская земля примыкает к Украине. Исторические судьбы этих мест, природные и этнические особенности имеют много сходного, что находит своё отражение в общности черт культурного наследия.
     «По существу, здесь трудно провести резкую черту между культурой русской и украинской и усмотреть какие-либо существенные природные различия этих земель. Есть здесь величавые стройные тополя и трепетные белоствольные берёзки. Звучат и русские и украинские речи, мы видим то украинские хаты, то русские избы, рубленные из дерева, но по украинскому обычаю снаружи побелённые, как где-нибудь на Полтавщине». (Краевед Цепенко).
     Вот почему украинская пляска «Трепак» так популярна была среди курян. А наш предок, преуспевший в этой пляске, получил прозвище Трепак, которое положило начало нашей фамилии.
     Фамилия Трепаковы — не распространённая среди населения. Может быть потому, что в роду рождались больше потомки женского пола, а фамилию предков несёт и распространяет мужчина.
               


Рецензии
Спасибо за такой интересный мемуарный материал. То, что записано в таких воспоминаниях - это уже никто не расскажет. Кстати, в начале прошлого века в Курскую губернию входила часть нынешней территории Украины. И тех кто оттуда переселялся на земли Области войска Донского называли "курсаками". Так что неудивительно, что так тесно переплетены русская и украинская культура в Курской области. Удачи Вам.

Борис Лембик   22.04.2012 23:39     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Борис! Обзор всей книги - в "Веке лётчика", коротко.
Но, вы правы, именно документальная и краеведческая части важны. Посмотрела вашу страницу, обязательно буду изучать, но сейчас переезжаю в деревню на полгода, пока нет времени. Из деревни уже вас навещу и почитаю!
С предстоящими праздниками! Всех благ!

Ирина Маракуева   25.04.2012 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.