Дети войны

                .               

                Дети войны, дети, жившие во время войны.
Они были в тылу, и на фронте,  в детских домах и в концентрационных лагерях смерти- в Освенциме, Дахау ,Майданеке . они были всюду, на всей территории Советского Союза и за пределами страны . Фраза «дети войны» звучит очень часто в устах уже убелённых сединой старых людей , которым выпала эта ГОРЬКАЯ ДОЛЯ. Моё военное детство началось в июне 1941 года, когда немецко -фашистские «юнкерсы» начали бомбить мою прекрасную, чудесную Одессу превращая памятники и жилые кварталы города в руины,  я помню как мы с ребятами бегали смотреть на первый сбитый нашими лётчиками фашистский самолёт помню свист и взрывы немецких бомб, обрушившихся неожиданно с неба на наш мирный, прекрасный город. Сегодня  оставшимся в живых моим сверстникам кому за семьдесят а кому чуть меньше,  и то что досталось, на нашу долю, ярко возникает в памяти. Заводские гудки и сирены воздушной тревоги, артиллерийская канонада и вой бомб крепко врезались в нашу детскую душу. На всю оставшуюся жизнь.
   Всего несколько месяцев я жил под фашистскими обстрелами и часто видел вражеские самолёты, окружённые  вспышками зенитных разрывов в скрещивающихся лучах прожекторов.  В конце июля нас эвакуировали, во время этой поездки  я  дважды терял своих близких, во время посадки на дизельэлектроход «Днепр», и на Волжском   дебаркадере, во время ожидания парохода. К счастью, мне помогали и возвращали  к родным чужие люди: моряки , работники портовой службы на Волге,
   Эвакуация была длительной и не лёгкой, в сопровождении слёз и голода. В Жезказгане куда мы приехали к отцу,  в начале было спокойно но через несколько месяцев война пришла и сюда.
Мужчины уходили на фронт. Женщины и дети занимали их рабочие места у станков и в шахтах. Мы, маленькие, учились , без учебников и тетрадей.  Писали на обёрточной бумаге и на газетах. Писали самодельными чернилами, пользуясь перьевыми ручками. Продукты  выдавали по карточкам , и для их отоваривания, мы, дети, вставали в четыре часа утра и занимали очередь за хлебом у магазина до его открытия. Очерёдность сохранялась по записанным на ладонях номерам. Одежда наша была далеко не респектабельной. Старые полушубки и ношенные, требующие починки
кирзовые сапоги больше требуемого размера. Прижав к груди карточки и кусок чёрного хлеба, мы пытались выйти из магазина, но так как люди стояли очень плотно, нас выталкивали наружу по головам стоящих в очереди
Никто не возмущался и мы по головам проползали к выходу.
Когда мы приходили в школу и засыпали на уроках ,нас никто не ругал. Все знали причину нашей сонливости. Рудничный комитет в праздничные дни подкармливал детей булочками или пирожками. Дети их расхватывали с лотков по пути из столовой в школу, так хотели есть. Мы играли в асычки  на серебреную мелочь,  и если везло, шли на базар покупать айран и лепёшки из отрубей. И тут же, компанией игроков эту радость с удовольствием уничтожали. В степи, у берегов речных плёсов, ловили, заливая норы водой сусликов. разделывали их, и поджарив на сковороде съедали. Другого мяса мы почти не видели. Лыжи у нас были тяжелые,  самодельные, только для спуска с горок, бегать на них было невозможно.
Катались на деревянных коньках с металлическими полозьями из жести.
Другого спортинвентаря у нас не было. Играли в лапту, в асычки, подкидывали ногой лянгу. но особенно любили мы играть в волейбол, шашки, шахматы. В свободное от школы время помогали дома по хозяйству. Ходили за водой к колонке, рубили дрова и заносили уголь для топки печей, занимались  огородом и ухаживали за скотом: убирали навоз, давали сено
летом пасли по очереди коров в степи. И, конечно, делали уроки, когда учились в школе
Уходили на фронт рудничные парни. Возвращались после госпиталей на излечение получившие  тяжелые ранения,  ушедшие  на войну бойцы и офицеры. Мы , слушали сводки Совинформбюро и молили Бога о победе над немецкими фашистами. В нас жила ненависть к фашистам, к Гитлеру к Гебельсу и   их подручным. Криками «Ура» мы встречали сообщения об освобождении наших городов от фашисткой, оккупации.
  Мы никогда не играли в войну-никто не хотел быть фашистом. Наши любимые герои, кроме Чапаева и его верного друга Петьки, были молодогвардейцы: Олег Кошевой, Ульяна  Громова, Серёжа Тюленин. Павка Корчагин Николая Островского, Артур из романа «Овод» писательницы Войнич. В конце  войны мы видели пленных немцев и японцев. Даже будучи детьми, мы не могли простить  фашистам зверств  на Украине и в Белоруссии,
Ужасов в лагерях смерти.
Война  закончилась, многие семьи, получив вызов от родных возвращались на Свою Родину,  в освобождённые от врага города и сёла. Уезжали домой и приехавшие в Жезказган во время войны из Мончегорска специалисты со своими семьями.  Но всё ещё оставались в нашем городе чеченцы из Чечни и немцы Поволжья. Мы немного повзрослели, а домой возвращались  солдаты
Победители. Началась новая, послевоенная жизнь. Наступила эра созидания
и восстановления разрушенного войной государства. Детство прошло., военное детство.   


Рецензии
Текст простой, но очень содержательный, нужный - в школу, в учебники. На такой информации надо учиться, создавать идеологию. После июня 2012 года Вы больше не появлялись на "Прозе". Пишу в никуда, но, говорят, что количество переходит в качаство, очевидно что-то где-то собирается и, достигнув критической массы, находит своё место. Будем надеяться.

Елена Тумина   28.08.2024 01:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.