Харалужный посох. Легенда о мифе - 1

Харалужный посох

Легенда о мифе

Полностью повесть можно прочитать: http://proza.ru/2012/05/10/553


«Ешьте его так: пусть будут чресла ваши перепоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших».
Исход, 12 - 3,6,11.



ДОСЛОВЬЕ


ХРЕН…

С хрена началось, им закончилось.

- Хрен!!! Посох! – Веско рявкнул тульский искусствовед Пыгылин. А для убедительности потыкал в сунутую Засекину картинку, будто тот оспаривал.
Это был знаменитый фрагмент росписи 15 века из буклета Ольго-Доброрадского монастыря. Центр картинки занимал человечек в остроконечной шапке с ятаганом. Ятаган-то и вызвал застарелую полемику. Ну, действительно, откуда в северной глухомани нарезаться янычарскому кривому мечу? Да ещё в 15 веке?



«На маленький северный монастырь пришли татары, чтоб пожечь и пограбить. И попрятался местный люд, трепеща за живот свой. И тогда вышел Олег, смирный инок…»



Хрен! Раскатисто, картаво чебуртыхнулся он, давя на уши и поджигая языки. Хрен… Обычное, не кабинетное слово. Менее всего - конференциальное. Больше – конфиденциально-кулуарное, с множеством оценочных дротиков. Но в данном контексте – однозначное. Что ценно для науки, вечно беременной инотолкованьями многозначностей.
 
- Хрен, говорю я всем. Это не меч, не сабля, не ятаган, не мачете и даже не обрезальник. Это банальный посох. Посошок, при случае обращаемый в секиру или томогавку. – Разродившийся Пыгылин всё ещё инерционно напрягался. И не выдержав, пошлёпал в туалет.

- Ты нам тута не втирай. Здесь тебе божий храм, а не хавай-пипл из бесенявой голубятни Ти-Ви! – неустрашимо вздребезгнул один из близ посаженных священников.
Так всегда. В «формате учёной конференции» наука бесплодна. Зная это, её участники смело рожают хрень… Под закусь вечернего фуршета. Как вот здесь.

- Всем, всем, всем! Хрен, хрен, хрен! Кандидат искусствоведения и заслуженный свистопляс России Брюс Маркелович Пыгылин ниспровергает сакральную легенду Ольгова. Брякни такое академик Рыбаков или хоть сам Греков1, урыли бы.
Вятский скульптор Лобочий был прав. Пыгылину дозволялось всё. Забияка, клоун и фигурный сквернослов, он был любимцем местного губернатора. Который был другом ещё одного губернатора. Который и заслал сюда Пыгылина.

Значит, вот оно как! Брюс Пыгылин ставит «хрен» на «ятагане» Доброрадского Олега. Шестьсот лет благоверная паства возносит осанну сокрушителю татар. Герой хрестоматий Олег Доброрадский, непреклонный инок с ятаганом... Шесть  столетий! И нате - закусите! Тульский алкаш, консультант по иконописи средне-ордынской Московии в 4 рюмки уделывает легенду! Не святой, мол, Олежка ваш, а бродяга. Да еще с клюкою. Ну, или с посохом, какая хрен разница! Мы-то, болезные, шесть веков ровно с торбой писаной носились, а…

- А Брюска возьми и докажи…
- Хрен, ничего я не доказывал. – Пыгылин незаметно вернулся. – Сыпь стакан на нерву. Не помочишь, рванёт...


***
Кого другого Засекин бы высмеял. Но себе обязан доверять: премии удостоили… его! Теперь по очерёдности событий...

Сюрпризом № 1 было приглашение на конференцию… Не абы какую, - православную, международную, дальнюю. На самое Беломорье! Там есть древний монастырь. Он вроде как и устраивал форум. Кроме церковников, позвали мирских. Ученых, художников, общественных деятелей, партийных активистов. И что подкупало: не обязательно верующих. Достаточно было причастности к неким рычагам: СМИ, власти или финансов.

Что скульптор он небесталанный, Засекин догадывался. Не догадывались те, от кого зависят гонорары. Особенно, для Наших. Наши… Он не был радикалом громкой фразы и ледорубом для чужих мозгов. Не был чижиком с замахами орла, как те или эти… Глазунов, Проханов, Дугин…  Тут. Никас, Веллер, Познер…  Там. И где-то с краю брутальный в щетинках троцкизма Лимонов. Бродяжащий от глюков к бесам эзотерический Пелевин… Отборные громовые патроны с именной меткой, но часто холостые. Потому что резонанс выстрела с дальностью эха гарантирует корпоративная обойма.

У Засекина начинка своя. Насечка тоже штучная. Одинарная пуля. Это не для обоймы. Её удел – дуэль в одно нажатие курка. Условие победы – точность. Тогда – наповал! Но одинарные стволы давно вышли из моды. Только этого не признают даже Свои. И оставляют его дом без ружья…
Пуля ждала ружьё. Которое ржавело где-нибудь, тоскуя о Своём патроне. И пуля дождалась…

Вот оно! Заштатного «ваяку» с Урала зовут на международную конференцию. В былинный Ольгов! Роскошный глянцевый конверт! Фигурное распятие, клишированный оттиск монастыря, золочёная букво-вязь с церковно-славянским уклоном. Бреющий лёт зазыва, где господство повенчано с рабством. Где забавный старославянский анахронизм напитан модерновым интернет-канцеляризмом. «Кирилл&Мефодий в упряжке Майкрософта…

И: 12-е. Дата открытия.
Дело за малым - уломать начальство. Оно завистливое и жадное. Как смерть до жизни. Выручили статусы ПриОров: «приглашающих и организующих».
Верхними ПриОрами значились РПЦ и северная епархия. Уже помогло. С культом нынче дружат. Социальная ответственность и всё такое. Церковь - идеальный партнер для «милосердия». Жертва храму (да если в пост) - находка для экономного бизнесмена. Ещё круче в разговенье зачтётся, тут и габаритное приплюснуть – не западло! Скажем, лодочный мотор «Вихрь» для пУстыни такой-то. Стар, да на ходу.  А что ржавый, так это он во 76-м на дно Урала ходил. Артелью всей ловили. Божьей Милостью поймали. И что удобно: на всё одна статья расходов - благотворительность. То есть подачка с оглушительным битьем по груди: это я! А истинное милосердие – от сердца. Вынул и дал! Не милостыню - дар.
Центральными ПриОрами, в серединке значит, записались культура и общественность. Список хоть и длинный, по значимости нулевой. Не углубляясь, Засекин спустился вниз, где кротко прописалась многоголовая Администрация. То, что надо! Эти «Низы» дело и решили. Засекина отпустили.

А ещё приглашение интриговало. Звали крайне настоятельно (а не свадебный генерал) и страховались обязательным: «уведомить, елико визит невозможен»… Всё это, радуя, будило опаску. Почему вдруг он?
 
Засекин был художником, но не свободным. Все последние десять лет он творил из-подполы. В дефолтовом 98-м по разбойничьим тропам федеральной журналистики запрыгал добрый молодец. Не юн, зато с дипломом «Мухинки»2. А это обусловило двойную зубастость. Острые фельетоны Засекин перчил меткими шаржами. Перо затачивал в унылой профсоюзной многотиражке. Однако заметили: уже где-нибудь через месяц его подобрал региональныый союз художников. Титул присвоили дурацкий: спичрайтер рукосуя (Руководителя Союза). Скиснуть, впрочем, не дали. Бойкий слог и резвый штрих вскорости присёк ДК - департамент культуры. Оттуда стартанул по-взрослому: туда, где мягче стул и кошт жирнее… Так и докувыркался.

Девятый год он заправляет медиа-группой уездного «локомотива рыночной экономики». Работёнка  непыльная, зарплата устойчивая, соцпакет. И что особенно ранило вольнолюбивых коллег: стабильность. Но кто бы знал, какая скука? Вместо свободы - голимый творческий застой. И винить некого: сам выбирал. В итоге, там потерял, а здесь не дали. В большом искусстве не то чтобы забыли. Он там и прописаться не успел. Дипломировался аккурат в год прихода Меченого. Перестройка, ускорение, гласность… И попёрла гольная никакуха. Безвременье. Безголосье. Бездумье. Это теперь мы начинаем вымерять бездну, придёрнутую ширмочкой «реформ». «Подсахаренный совок» был азартен, охоч до грязи и митингового экстрима. Опять же и власть скучать не давала. Что ни день, то свежие игрушки. Ваучер, приватизация, деноминация. Пикирующие финансовые пирамиды. Лопающиеся пузырями банки. Расстрел Белого Дома. Таджикистан, Приднестровье, Чечня … Рассудок миловался с глюком, порыгивал депрессией и утешался бредом. А разница давно истаяла в мираж. Мираж и симулякр – вот главный «плод реформ». Лишь бесконечный марш Шопена с разбухающих кладбИщ напоминал, где этот плод тотально и фатально овеществлён!

Об этом и кричал народу журналист Засекин. Звонко кричал, пронзительно и даже, говорят, талантливо… Но давно. Его и забыли. Во мнении технарей из «локомотива рыночной экономики» он просто бумагомарака. Писарчук, нахлебник, захребетник! Захребетник Засекин.
И тут громом среди ясного неба… ПРИГЛАШЕНИЕ!




День первый. Шуи, одески и «Довлатов»

…Ольгов – городишка так себе. По дате он, конечно, вполне уважаемый. Вот только безликий какой-то. Ну, вообразите целинный полустанок, клонированный раз сто. А пейзаж? Если индустриальный, где заводы? Для аграрного великоват. Тысячи одноэтажек, а кондовой русской избёнки - хрен! Вот и пойми этот Ольгов: Рабочий или колхозница?

Встречали без хлеба и соли. Это понятно: маршруты и статусы у всех разные. Поди тут, угадай. Зато селили мирово! Гостиницу отгрохали – дай Боже! Само название «ДОБРО-RADA» так радугой и позыркивает. Этакий зодческий кентавр: по фасаду монастырь белокаменный, сверху расписные терема. И уже на входе строгости державного пошиба. В фойе - наряд из стрельцов: малиновые кафтаны, пищали, бердыши. Метрдотель – чисто думный боярин в шёлковой, исшитой золотом, голубой ферязи. На дубовой конторке гусиное перо, бронзовая чернильница, свиток жёлтый и амбарный фолиант в застёжках. Чуть левее моноблок в форме итальянского зеркала - оклад позолоченный. Медные лампы, кованые подсвечники и, знамо, образа.
На этаже дежурные в азямах, зипунах и толстовках, узорными кушаками перепоясаны. Уборщицы в кокошниках и сарафанах. Опять же иконы, парсуны, библейские картинки... Святые из вековой ольхи, резьба, чеканка, гравюра, хохлома... Витражи на житийные темы.

Электронные жетоны от номеров и те монастырской голограммою украшены. В общем, решительное торжество православной символики. Чужих и близко не подпускают. Кто-то из гостей едко скаламбурил: «У вас таки не отель, а штаб-квартира ЦРУ – церковно-раскольнического управления».

А вот сервис прихрамывал. Та же сантехника в дедовских обычаях: псевдо-нужник, рукомойник, ковшик, мочалка. Единство форм, камертон традиций - спору нет, а унитаз роднее. Горячая вода через номер. Или вот тоже чайник-самовар. Медный красавец-исполин, ручная гравировка – всё понятно! Но один, и тот у дежурного по этажу. Уж пусть бы электрокипятильник, но каждому. Впрочем, это мелочи. Селили штучно, и это перевешивает всё лубочное буржуйство!

Ближе к вечеру прибывших собрали. Понятно, вызрели междусобойцы. Знакомых-то полно. Рукопожатия и поцелуи упрочивали давние союзы. На фоне таких братаний Засекин ощущал себя изгоем. Кого-то он узнал сразу, других мучительно выкапывал из теле-архива. Его признавать не утруждались. Знакомиться тоже не спешили.

А ещё, почитай, все крестились. Руки батюшкам пригубить кидались: один с душою, четверо - напоказ. Батюшек, вестимо, хватало, с ними завязывали дружбу. Причем, оба фланга: «которые за русских» и - «не за…».
Характерно, что многие «не за» волос имели пшеничный, а нос картошкой. Да и отзывались, ровно простые смертные, на Вань, Коль, Шуриков.

Был даже в единственном роде Федя. Фердинанд Андроклюстович Оснопырь (ударное «ы») - ежели ФИОменально. Вон тот. Ан, нет, мал, задвинули. Теперь не разглядеть. О Феде и присловье есть:

«Обзавелася Кепка Метром,
Чтобы не сдувало ветром.
Но молва-то ведь не врёт:
Всё как раз наоборот».

Конкретной специализации Фердинанд Андроклюстович не имел, поэтому брался храбро рассуждать за что угодно. Театр, мода, гиперинтертекстуальность, «критика чистого разума», уфология, агропром, экзистенция и даже птичий СПИД. Если уж микрофон усосёт, - будет жарить, пока не вырубят. На обед диктофон сунешь, к ужину пару томов забирай. Ни о чём и про всё. Но по науке: термины, цитаты, аллюзии, реминисценции… А чего вам ещё для эстетских восторгов?

«За русских» обрядились всяко. Один строго, другой убого. Но всех роднит какая-то  постная строгость, малахольное юродство. Общая неприветная усупленность. И угадай тут: от естества оно, привито альбо ловко срепетировано? 

А речь «зарусов», эта неизъяснимая тяга к жеванию сырой фасоли! Их заиканье, как основный принцип риторики! Где и как они этому научились? – тайна сия велика есть. Только опять же не все. Видите: стареющий пеликан. Убрызган Диором, «прикинут» тоже не в Рязани. Спесив, застёгнут, франтоват. А уж дёрганный, манерный - вылитый теле-граф НТВ. Не артикуляция, - молотилка: вычурно и змеисто. Сути, конечно, фиг, но как, черт возьми, подано! С ближней дистанции Засекин опознал в нём известного харизматика «левых». Ну, то есть, которые «за русских». А звать? Что-то типа: Европошный.
 
Ещё одна едкая черта участников – волосатость. И если голая щека несла печать ущербности, то борода – тайного сродства.  Наиболее ходовые – «совком», ещё лучше жёванные. «Скандинавки» и «арамиски» были в относительном заГНое. Впрочем, сразу «после третьей» извинялись.

С которыми «не за русских» полегче. Их за язык тоже можно ловить. Картавый, мыка либо чистый Цицерон, тут общее для всех - скорость «бла-бла-бла». А самым нетерпимым от близости церковников морду перекашивало. Тик и судороги были отличительным признаком «незарусов». Засекина иной раз жалость брала, на пытки их глядючи. Это как же он, голубок, страдает: пучит его, ломает, мается безмерно, а терпит. Но ежели вникнуть, кто-то разве силою в Ольгов нагнал? Сами! В том-то и фокус.

Мир, однако, не без приличных людей. И здесь попадались. Одного Засекин мигом узнал: богомольный поэт, сизокрылый идеолог русофильства, академик того-сего. Плюс 13 книжек против жидо-масонства. Его уважают, кто-то даже любит и поголовно все - остерегаются. Ибо ангельский вид - одно, речь - совсем другое. Упаси вас бог завести такого. Что тут будет!? Ясность взора и зубовная жесть. Пылкость сердца и разящий глагол. Смесь христианского гуманизма и тоталитарной нетерпимости. Блажен и истов! Такое обычно влечёт, но ровно до первого монолога. С трибуны благолепный праведник зачищает мир от всего нечистого. Всё, что не православное, то от лукавого, князя мира сего. В таких материях бодаться с «ангелом сизокрылым» даже Европошный избегал. При этом на форумы зовут исправно. Он давно уже навроде говорящего катехизиса. Довольно удобно: живой классик на блюдечке или в портфеле. Клин для затычки особо разнузданных бочек. У этих бочек есть многое: глотка, амбиция, эрудиция, наглость... Классицизма нет! И бесы - в глазах, словах, придыхании.

Одно лишь настораживало в смиренном лике «агнца». Забелённый совочек апостольской бородки неестественно венчали желто-пегие патлы с ультра-активной рыжиной. Нешто крашеный?! Однако кто теперь без греха?

Засекин вздохнул, протёр очи. Бейджики с ФИО нечитабельно расплывались. И ладно, утро вечера мудренее. Завтра открытие, таблички на столах. А они завсегда крупнее.

Вечером идейные одномыслы стыковались, укрепляли лагерь - по-русски говоря, нарезали. Некоторые из-под полы. Которые покруче - рулили в бар. Поучаствовали в «укреплении» и отдельные батюшки. И что? Гостиница не храм. Командировка не работа. Чужие люди не начальство. Публика отеля не паства во храме. Да ещё одноместный номер… Почему не преступить чуток?

Трижды Засекин взбрасывал для приветствия руку. И трижды расшибался об лёд. После чего заткнулся. Лагерные буферы строги, но понятны. Где фронтально сходятся армии «левых» и «правых», от бдительности никуда. А то вклинятся нейтралы и давай лодку раскачивать. Зачем это, мол, «правое» (истинное, по Владимиру Далю3), назначает себя «левым» (от лукавого)? И наоборот!

Фильтруя абсурд, Засекин приделал участникам клички. Известно, что в словаре Даля «левый» - есть «шуий». Стало быть, некрещёная (!) левая рука – есть шуйца.  То бишь оппозиция, позиционирующаяся, как «левая», согласно Далю, есть «некрещёная шуйца»! Эрэфные же западники – либералы и демократы – откликаются, в свой черед, на «правых». А по Далю, всё, что справа, названо забавным словом «одесную». Таким образом, налицо маразм: правыми (крещёными) аттестуются ругатели Христа!

Лукаво раздвоясь, смысл улетал к чертям, Засекина и осени: «Там, где всё шиворот-навыворот, сойдёт и логика архаизмов. Язвительность «правых» известна всем. С неё и пляшем. Итак, если правое – одесное, что мешает им, «одесным», зваться одесситами? А ещё короче: одесками. И отчего бы пресловутым «левым» не стать шуями? Или там Шуйскими? А что, хороший старый род. Боярский и в некотором роде княжеский! Не одним двурушником Василием IV славленный. Иван Шуйский, возьмём, Русь от Стефана Батория уберёг4. Да и «Васек Шуйских», Смуту попустивших, между Нашими тоже, как грязи! И какой «левый» своему же «шуйскому» грешок не отпустит? Вон же, мол: «И крестится, как косою косит. Для слёз радетельных за Веру и Отечество жилетки не пощадит. Майку с нагрудным Победоносцем в страсти честно растерзает. А уж стакан мимо Здравия Руси, убей, не пронесёт». Шуи - одно слово! Почему нет!? Одески, те берут другим: блеск, глянец, стиль. Отточка речи ближе к ювелирной. Резчики, виртуозы, ценители излишеств. Плюс безбожие, жлобство, цинизм. И веры ничему, кроме того, что возносит маленькое «эго» до большенького «Я»... А стократно возвышает его эхо корпоративной хвалы».

Шуи и одески… Даль разит без промаха.

После часа молчаливых бдений Засекин «намыл» троечку отщепенцев. Ровно заблудшие овцы, господа\товарищи не могли приткнуться к чьему-либо стану.
Наши?!
С одним Засекин перемигнулся. Бесконечно крупный, внешне тот походил на Сергея Довлатова5. Но до эмиграции. То есть без бороды.  «А мог ли Сергей Донатович когда-нибудь обходиться без бороды? Мог! До эмиграции такое с ним случалось наверняка».

Оба синхронно начали встречный заплыв. Сдвигались аккуратно, тектонически, как мацепура и комбайн на выставке перформанса. Засекин больше огибал, перед «Довлатовым» чаще расступались. Сойдясь, усадили шесть стопок. А, может быть, 16-ть. Примерно тогда «Довлатов» сделал эпический вывод: «Я сегодня на три рюмки трезвее». Засекин не стал уточнять, про что он. Лишь убедился в точности ассоциаций. После этого счет рюмкам загулял в тумане. Вечер нахлебался и затух.
Гуд бай, Довлатов…

 


________________________________________________________


Примечания

1 Рыбаков, Борис Александрович (1908-2001) – великий советский ученый-гуманитарий, объявший в своем творчестве огромные пласты отечественной истории, археологии, археографии, этнографии и культуры, начиная с язычества, член-корреспондент Академии наук СССР (1953), академик АН СССР (1958), директор Института Археологии СССР (с 1956), лауреат Ленинской премии (1976) и двух Сталинских премий, Герой Социалистического Труда (1978). Его перу принадлежит свыше 500 работ, самые известные: «Ремесло Древней Руси», «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси».

Греков, Борис Дмитриевич  (1882-1953) – выдающийся советский историк, организатор науки, лектор, непререкаемый авторитет по истории Киевской Руси и значительному кругу проблем историографии, академик АН СССР (1935), член Академии архитектуры (1939), трижды лауреат Сталинской премии, директор Института истории АН СССР (1937-1953), Института истории материальной культуры (1944-1946) и Института славяноведения. Руководитель Отделения истории и философии АН СССР (с 1946). Образцовыми поныне считаются труды «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.» и капитальная «Киевская Русь» (всего около 350 работ).

2 «Мухинка» или «Муха» - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия, преемница дореволюционного Училища технического рисования барона Александра Штиглица, готовившего художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров (основано в 1876). В 1945 году на базе училища Штиглица было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Воспитало целую плеяду деятелей прикладного искусства, в том числе Кузьму Петрова-Водкина.

3 Даль, Владимир Иванович (1801-1872) – величайший русский языковед, фольклорист, почетный член Академии наук (1868), автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и ряда других хрестоматийных произведений.

4 «Не одним двурушником Василием IV славленый. Иван Шуйский, допустим, Русь от Стефана Батория уберёг» - Засекин рассуждает о роде бояр Шуйских, воплотивших полярные стороны кондового русского характера:

Шуйский, Василий Иванович (1547/1552-1612) – русский царь Василий IV (1606-1610), политический двурушник, умелый интриган, умер в польском плену;

Шуйский, Иван Петрович (умер в 1588) – храбрый и талантливый воевода, организатор обороны Пскова в 1581-1582 годы, в конце жизни неудачно противостоял Ближнему боярину Борису Годунову;

Баторий, Стефан (1533-1586) – великий трансильванский воевода и польский король (с 1575), преобразователь польской армии, одержал ряд ярких побед в Ливонской войне.

5 Довлатов, Сергей Донатович (1941-1990) – как теперь говорят, культовый писатель и журналист, с 1978-го жил в Нью-Йорке, выступая на Радио «Свобода», имел весьма крупную фигуру, колоритную внешность, бороду, отличался своеобразным литературным стилем и юмором.



Использована компьютерно-обработанная репродукция картины К. Васильева "Горят, горят пожары".

Продолжение следует:
http://proza.ru/2012/03/02/590


Рецензии
Простите меня,Володя, что-то ничего не понимаю.
Трудно проникнуть в речь.Например фраза: "Скандинавки"или "арамиски" прибывали в относительном З А Г Н О Е ,может, это опечатка, а надо бы ЗАГОНЕ?
Или обзац:"Мир, однако, не без приличных людей. И здесь попадались. Одного Засекин мигом узнал: богомольный поэт, сизокрылый идеолог русофильства, академик того-сего. Плюс 13 книжек против жидо-масонства. Его уважают, кто-то даже любит и поголовно все - остерегаются. Ибо ангельский вид - одно, речь - совсем другое. И не дай бог такого завести. Что тут будет!? Ясность взора и зубовная жесть. Пылкость сердца и разящий глагол. Смесь христианского гуманизма и тоталитарной нетерпимости. Блажен и истов! Такое влечёт, особенно, заочно, до первого монолога. С трибуны благолепный праведник зачищает мир от всего нечистого. Всё, что не православное, то от лукавого, князя мира сего. С «ангелом сизокрылым» бодаться даже Европошный избегал. При этом на форумы зовут исправно. Он уже типа говорящего катехизиса. Довольно удобно: живой классик на блюдечке или в портфеле. Клин для затычки особо разнузданных бочек. У этих бочек есть многое: глотка, амбиция, эрудиция, наглость... Классицизма нет! И бесы - в глазах, словах, придыхании." Стиль письма мне непонятен. В чем ключ к Вашему произведению? С уважением-
Майя Уздина.

Майя Уздина   02.03.2012 14:11     Заявить о нарушении
В двух словах трудно будет. Над стилем работал долго (и сейчас, при выкладке глав продолжаю). Произведение, сразу говорю, сложное и многослойное. А в первой подаче еще даже расшифровки "харалужного посоха" не дается.

Жанр? Для себя я такое определяю, как абсурдно-симулятивный гротеск (мой термин). Слегка магический реализм с определённой долей гротеска, фантасмагории, мистики, детектива, эзотерики, философии...

Человек живет в мифе, окружает себя мифами, мифы меняют его, он меняет мифы. И уже не поймешь, Кто чем правит, Что кем живет, где выход?!!!

А форма "восхищения" героя православным Классиком, приведенная Вами - нешибко завуалированная сатира. Тут достается всем сестрам по серьгам - и заносчивым твердолобым славянофилам, и фарсовым легковесным западникам (просто приём такой - сатирический).

Всё это усилится дальше, выплеснется в дискусии по самым животрепешущим вопросам. Будет и интрига, и искус, и "обязательный" контракт художника с..., губящий Свободную Личность.

Всё объяснится в конце.

Людям предстоит изживать мифов и бесов, терзающих личности и народы (один винит во всем монголо-татар, другой - Западных псов-рыцарей, третий жидо-масонов, четвертый - изменников-диссидентов, тогда как вся беда - в себе, личной упёртости, незнании многого иного и нехотении избавиться от вериг косности и интеллекутального иждивенчества, то есть потреблении разжёванных другими истин вместо того, чтобы постигать и сопоставлять самому, а этот процесс очень сложный, но никак не легкий).

Идей и метафор вложена масса, как и ассоциаций. В принципе, основное - борьба с мифами, в том числе по вере, разделяющими людей и искусственно создающих врагов по глупости (отсюда - лагеря и корпорации, делящие на чужих-своих)... Кое-что я пояснил и в предыдущих рецках...

Впрочем, так неинтересно. Нельзя расшифровывать. "Автор не должен интерпертировать свое произведение" - считает Умберто Эко. Пускай это делает читатель, добавлю я. Но, кстати, борьба с мифами, предрассудками, симулякрами "святынь и идей" - и его главная тема.

Тут нужно либо внимательно читать, либо никак. И я не наставиаю на всеобщем прочтении. Зато, кого заинтересует, найдут уж точно что-то...

Дело выбора и вкуса, а иногла - привычки (к чему кто приучён)...

С уважением!

Владимир Плотников-Самарский   02.03.2012 14:59   Заявить о нарушении
Да, кстати. Опечаток быть не должно. Я десятки раз перепроверял: "загной" от слова - гноить. Увы, я грешу неологизмами и метафорами.
Основные же фигуранты рассказа писались с определенных людей, но в целом все-таки - сборная солянка для типичного представителя той или иной "идейно-духовной корпорации".

А стиль письма - в данной фрагменте рубленый. Многие мной уважаемые писатели уходят от традиционного безмерного употребления связующих глаголов. Так ведь намного трудней стилистически.

К тому же (расколюсь на мелком секрете первой главы), заметьте, каждое повествовательное (!) предложение состоит из слов, начинающихся только на разные буквы алфавита (без повторов). Это тоже, поверьте, не так легко (порой, напрашивается слово получше и попроще, позвучней, но тогда летит к чертям "концепция" - ну, как, в акростихе). Так что "Довлатов" в кавычках тут не зря. Но в остальных главах стиль упростится.

Владимир Плотников-Самарский   02.03.2012 15:09   Заявить о нарушении
Еще раз с огорчением должна признать-стара я. Трудно воспринимаю непривычные стили. Это моя беда. Простите великодушно. С уважением-Майя.

Майя Уздина   02.03.2012 16:59   Заявить о нарушении
Да, что Вы!
Я рад, что Вы отреагировали.
Просто тут у меня вложено, действительно, очень много альтернативных и далеко не всем известных, но от этого ничуть не менее важных для всех же сведений (потоому и натыканы маячки, "двойники", иногда содержащие ряд поддонных смыслов, откорые аукнутся потом), коих в прессе и книгах не всегда найдешь. Сам многое в инете и самиздате нашел.
А стиль - это я стремлюсь к емкости: в предложении абзац, в абзаце - страница. Привденный Вами абзац можно классическим стилем с глаголами разложить страницы на 2.
Поверьте, первый вариант был вполне прост, но потом - порядка дюжины редакций и даже больше. Главное: остановиться править, чего я не умею.

С уважением!

Владимир Плотников-Самарский   02.03.2012 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.