Загадка Пруткова и попытка ее разгадки

Филологический экскурс.

Литературный образ Пруткова был задуман его создателями – Алексеем К.Толстым и братьями Жемчужниковыми – по частному поводу (в сущности, для сведения литературных счетов с современными им писателями Бенедиктовым, Хомяковым, Щербиной, чуждыми им по духу). Почему же случилось такое, что образ Пруткова вышел далеко за рамки этого предназначения и стал явлением русской литературы?

В предисловии Феликса Кривина к московскому изданию К.Пруткова 1967 года можно найти ответ на этот вопрос:
«Самое замечательное в этом человеке, в этом действительном статском советнике, было то, что он совмещал роль сатирика с ролью сатирического персонажа, был одновременно субъектом и объектом критики, и это, естественно, удваивало его славу».

Мне же более важным кажется другое: то, что Козьма Прутков не скрывает свою индивидуальность, даже выпячивает ее характерные черты, открывая себя и для обсуждения и для осуждения. Т.е. он психологически приближает себя к читателю.

Давайте посмотрим, как выглядит К.Прутков в сопоставлении с другими мыслителями.

Цицерон: «Non domo dominus, sed domino domus honestanda est», т.е.
Уважать не хозяина по дому, а дом по хозяину (лат.).
Прутков: «Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни».

М.Лютер: «Gedanken sind zollfrei», т.е.
Мысли не облагаются пошлиной (нем.).
Прутков: «Без надобности носимый набрюшник вреден!».

Ливий: «Potius sero quam nunquam», т.е.
Лучше поздно, чем никогда (лат.).
Прутков: «Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удается, но всякой желается попасть в дамки».

Герцог де Леви: «Quand, par hazard, la flatterie ne reussit pas, ce n’est sa faute, c’est celle du flatteur», т.е.
Если случайно лесть не достигает цели, это вина не ее, а льстеца (франц.).
Прутков: «Глупец гадает; напротив того, мудрец проходит жизнь как огород, наперед зная, что кой-где выдернется ему репа, а кой-где и редька».

Сенека: «Terminus nullus falso est», т.е.
У заблужденья нет предела (лат.).
Прутков: «Человек раздвоен снизу, а не сверху,
-- для того, что две опоры надежнее одной».

Ж. де Лабрюер: «Les femmes sont extremes: elles sont meilleurs ou pires que les hommes», т.е.
Женщины – любители крайностей: они или много лучше, или много хуже мужчин (франц.).
Прутков: «Не совсем понимаю, почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?».

Ну и как, не кажется ли вам, что Прутков в этой компании великих вовсе не затерялся? Они мудры, слов нет. Но если бы я вам сейчас сказал: «Ой извините, ошибочка вышла: мысль-то Цицерона на самом-то деле Сенеке принадлежит, а то, что приписано де Леви, в действительности было сказано Ларошфуко» – то, думаю, вы бы приняли это спокойно: вполне, мол, возможная вещь. Но, мне кажется, совсем другой была бы ваша реакция, если бы я стал вас уверять, что «Не совсем понимаю, почему многие называют...» имеет автором де Леви или Ливия. Не поверили бы!

Все потому, что Прутков проявляет себя в своих плодах раздумий, а его великие предшественники, наоборот, старались изрекать объективные истины, для чего, они считали, нужна предельно безличная форма.

Вот и получается, что бывает предпочтительна мысль, включенная в контекст личности. Она воспринимается не сама по себе, а в соотнесению с личностью мыслителя. Потому-то мне и показалось интересным занятием сочинение прутковизмов, чем я и занимался на протяжении нескольких лет. Здесь слоев восприятия их потенциальным читателем оказалось особенно много.

Когда читаешь Пруткова, воспринимаешь и узнаешь, во-первых, используемую лексику XIX века (лексический пласт). Во-вторых, отмечаешь проявления прутковской личности в его размышлениях (иронико-юмористический пласт). В-третьих, соотносишь написанное Прутковым с самодовольно-начальственной его философией (сатирический пласт).

В прутковизмах же слоев восприятия еще на один слой больше: ведь читатель, кроме того, может оценить, насколько удалось «подделаться» под Пруткова, воспроизвести стиль его мышления. Т.е. у прутковизмов есть и еще «сравнительно-стилистический» пласт восприятия.
Несомненно, образ Пруткова – удивительное, психологически глубоко продуманное изобретение А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых. Тем интереснее узнать, что у них все-таки были предшественники:

«Scio me nihil scire» -- Я знаю, что я ничего не знаю (Сократ в изложении Платона) – и
«Cogito, ergo sum» -- Я мыслю, следовательно, существую (Декарт).


Рецензии
Интересные и познавательные у Вас статьи.
Насчет образа Пруткова, это может быть творческое кредо, основанное на обычном жизненном опыте.
А вот Сократ: "я знаю, что ничего не знаю" - это философски круто. Ведь действительно, современная наука, наверное, открыла больше вопросов, чем ответов в познании мира и жизни. Сегодня только прочел на одном форуме о возникновении жизни:
Вся цепочка
1. "древняя атмосфера"
2. "биомономеры"
3. "биополимеры"
4. "квазивиды/гиперциклы"
5. "протобионты"
--строится так, что скромные успехи предыдущего этапа следующим шагом превращаются в "оглушительный успех", все "камни преткновения" забываются: следовые количества неестественных биомономеров превращаются в насыщенные растворы или, лучше, расплавы биологически активных изомеров, их нестабильность, "не та" реакционноспособность тоже игнорируется.
В принципе, НА КАЖДОМ из "успешных" этапов можно доводить "успехи" глоб.-эволюционистов до абсурда - но это ничем не поможет.
Можно вывалить в океан МЕГАТОННУ аминокислот, аз.оснований, рибозимов итп. - и НИЧЕГО, кроме быстрого или медленного распада Вы не увидите. Все равно остается пропасть. Даже если Вы мегатонну самых простых бактерий - микоплазм выльете в океан - они просто подохнут, если не сразу, то через небольшой промежуток времени, когда съедят весь "первичный бульон"

Первичный океан, который, как считается нынче, имел температуру ок. 90С, обеспечивал бы в основном один тип реакций - распад аз.оснований и сахаров, который в следовых количествах вроде бы синтезирует атмосфера с нужным для абиогенетиков составом газа и солнечный свет, с нужным для них спектром. Рибоза распадается за пару часов, цитозин - за 19 дней. Это данные Стенли Миллера:
Larralde, R., Robertson, M.P. and Miller, S.L., Rates of decomposition of ribose and other sugars: Implications for chemical evolution, Proc. Natl. Acad. Sci. USA 92:7933–38, 1995.
Levy, M and Miller, S.L., The stability of the RNA bases: Implications for the origin of life, Proc. Natl. Acad. Sci. USA 95(14):7933–38, 1998.

Получается, что только биосистема, уровня сложности археобактерии-аутотрофа (более 1000 генов), способная питаться водой, газами и солями, будет стабильной (правда, археобактерии за миллиарды пост. лет эволюции ни в кого не превратились :) )

Вся "наука" абиогенеза заключается в составлении "икон": вот, опыт по росту и размножению коацерватных капель (о том, что они содержат добавляемые ферменты, и о том, что они все равно дегенерируют за несколько делений - ни слова).
Вот - опыты с колбой, "образовались аминокислоты и аз. основания" (какие?, сколько?)
Вот - "самовоспроизводящийся полипептид" (самовоспроизводится, используя раствор своих половинок, ничего не говорится о том, откуда берутся половинки и куда может эволюционировать этот пептид - что будет при замене одной, двух, трех аминокислот, т.е. это - еще один "островок")
Вот - РНК-рибозим - РНК-полимераза - закрывается вопрос самовоспроизводящихся молекул (не говорится о том, что длина рибозима - ок 150 нуклеотидов, а копировать он может только короткие последовательности длиной до 15 нуклеотидов, т.е. не самовоспроизводится; не говорится о варьировании первичной структуры - т.е., виды на эволюцию)...
Да хотя бы как представить себе обычную бесконечность пространства?

А Декарт в самосознании удостоился экзистенциального переживания. И ему это показалось озарением в решении частной психологической дилеммы.

Михаил Пушкарский   30.04.2013 19:35     Заявить о нарушении
Спасибо за общую оценку, но -- домыслы и идеи о происхождении жизни Вы уж очень неудачно к своему отклику пристегнули.

Уладзимир Траццякоу   08.05.2013 09:07   Заявить о нарушении
Согласен с Уладзимиром, эвлюция тут не совсем к месту(более подходящее место здесь:"Вас Дарвин не беспокоит?")
Ваше высказывание о том, что "предпочтительна мысль, включенная в контекст личности" очень понравилось. Получается, что мысли литературной личности, да еще наделенной гротескными чертами более живые, чем у реальных мудрецов.

Аркадий По   18.05.2013 17:45   Заявить о нарушении
Идеи о происхождении жизни получились утомительно громоздкими, это да. Но это не к отклику, а к словам Сократа, скачал из инета.

Михаил Пушкарский   18.05.2013 21:10   Заявить о нарушении
Прошу прощения Михаил. Не оценил.

Аркадий По   19.05.2013 09:08   Заявить о нарушении