К вопросу конца истории

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ "МЫ ДОЛГО МОЛЧА ОТСТУПАЛИ"

Разворачивающийся на наших глазах Мировой финансово-экономический кризис, явление такого масштаба, что для его понимания, в полной мере применимы законы анализа сложных и сверхсложных систем. Из множества имеющихся в наличии мировоззренческих оснований, такой анализ лучше всего сделать на базе РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ [http://www.proza.ru/2010/10/29/890], в дальнейшем РНМ. Ее правила просты, доходчивы и выражают истинно-природную диалектику, выработанную русским народным сознанием в ходе своего многотысячелетнего развития. В частности, касаясь темы мирового кризиса, очень емко звучит третье правило РНМ, а именно: – Все что имеет начало, имеет и конец; сколько веревочке не виться, кончику быть. При этом не будем забывать, что первое правило РНМ гласит: ничто не проходит бесследно; всегда что-то остается, второе – все идет своим чередом; каждой вещи свое место, каждому овощу свое время, и, наконец, заключительное, четвертое – на всякую силу найдется еще большая сила.
Согласно правилам РНМ глобализация, представляет собой конечную последовательность (череду) событий. Целью этого процесса является достижение полной финансово-хозяйственной консолидации мира с единым центром (фокусом). Исходя из того, что информация представляет собой рассказ о событии, которое уже произошло или может произойти, и что такой рассказ восполняет проявившееся незнание, снимающий возникающую неопределённость, сопоставимую с вероятностью этого события (где любое сообщение о событии несёт тем больше информации, чем менее вероятным оно является), то в момент достижения цели, когда вероятность события равна единице, оказывается, о событии, якобы завершающем рассматриваемую череду, сказать уже нечего, так как количество информации о нем равно нулю [http://www.proza.ru/2009/04/28/684]. Сразу становится ясным, что при достижении цели сама это цель теряется, и наступает момент воскликнуть, подобно Фаусту: «Остановись мгновение. Ты прекрасно». В развитии темы Мирового кризиса подобное мгновение четко зафиксировано, ибо нашелся новоявленный Фауст – Френсис Фукуяма, автор небезызвестной работы «Конец истории»  [Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3. с. 84 – 118]. Так, в этой работе он, по поводу происходивших тогда событий в СССР, заявил: «Этот триумф Запада, триумф западной идеи, проявляется, прежде всего, в полном истощении некогда жизнеспособных альтернатив западному либерализму…Наблюдаемое ныне – это, возможно, не просто окончание холодной войны или завершение какого-то периода всемирной истории, но конец истории как таковой; иначе говоря, это финальная точка идеологической эволюции человечества и универсализация либеральной демократии Запада, как окончательной формы правительства в человеческом обществе».
Заметим, он не был первым, заговорившим о конце истории. Известный английский историк А. Тойнби, который вместе с Данилевским, Шпенглером и Гумилевым являщийся ярчайшим представителем историко-культурного циклизма во взглядах на развитие человеческого общества, дав предварительно описание гибели девятнадцати из двадцати выделенных им цивилизаций,  в своей работе «Цивилизация перед судом истории» [http://lib.rus.ec/b/124676/read], вопреки своему же анализу восклицает: «Для нашего западного мышления циклическая теория, если принять ее всерьез, сведет историю к бессмысленной сказке, рассказанной идиотом». Потом же, он вновь начинает по-стариковски ворчать: «Автор десятой главы книги Иисуса Навина понимал, по крайней мере, что остановившееся Время есть нечто необычное… И тем не менее представители английского среднего класса 1897 года, считавшие себя просвещенными рационалистами, жившими в век науки, принимали это воображаемое чудо как данность. С их точки зрения, история для них завершилась. Она закончилась на международной арене в 1815 году битвой при Ватерлоо, во внутренних делах – Биллем о реформе 1832 года, а в отношении империи – с подавлением Индийского мятежа в 1859 году. И они с полным правом могли радоваться тому перманентному чувству блаженства и благосостояния, что даровало им окончание истории». И далее продолжает: «С позиции исторической перспективы 1947 года (дата, принимаемая Тойнби за момент разрушения Британской Империи, Н.Л.) эта иллюзия английского среднего класса конца прошлого века кажется нам чистым помешательством».
Да, он прав, время остановить невозможно. Так же невозможно остановить и происходящие во времени процессы. Другими словами, при достижении цели возникает противоречие между природой установленной необходимостью продолжения процесса и жаждой процесс остановить. Такое противоречие порождает неопределенность и необходимость дополнительной, разъясняющей ситуацию информации, далеко не равной нулю. В таком случае вероятность «правильного» действия резко уменьшается. В термодинамике неравновесных систем и синергетике такой момент называют бифуркацией или раздвоением, расслоением [Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. 2005].
Но этого мало. При подходе к последующему событию положение усложняется  появлением во все большей степени неопределенностей, так вопрос ставится уже не столько по остановке процесса, сколько о возращении к ранее достигнутой цели. При решении этого вопроса, естественно, количество дополняющей информации резко возрастает и последовательность событий, ранее такая стройная, такая упорядоченная, начинает разрушаться в метаниях по поиску решений. Такой момент можно назвать моментом информационного перенасыщения.
Проиллюстрируем все выше сказанное примером из биологии. Возьмем какой-либо одиночный живой организм. Он может существовать только за счет взаимодействия с окружающей его средой. Оттуда он получает питание и туда же он сбрасывает продукты своей жизнедеятельности. В результате, вокруг этого организма возникает оболочка нацело переработанной окружающей среды, полностью лишенной питательных веществ. Естественно, в целях получения свежего питания организм тем или иным способом производит экспансию в окружающую среду и тратит на это усилия, энергию на которую он приобретает питанием. Пока количество энергии получаемой в ходе питания превосходит усилия по его экспансии, организм процветает. Когда указанное количество энергии уравновесит усилия по экспансии, а уж тем более если ее станет недостаточно, то рассматриваемый организм начнет чахнуть и, в конце концов, погибнет. Вот молодое цветущее дерево. Его корневая система легко проникает за пределы его сферы питания. Но чем глубже его корни проникают в почвенные толщи, тем большие усилий организм дерева тратит на получение питательных веществ, тем больше ему необходимо питания. Рано ли поздно наступает предел роста. Вначале ранее цветущее дерево уменьшает свою плодоносность. Этот этап называют этапом вырождения. Затем начинается засыхание и отпадения ряда ветвей, кусков коры. Этот этап называют этапом разрушения. Наконец, наступает момент, когда на некогда громадном дереве появляется весной десяток и не более листьев. Этот этап называют этапом отмирания. Далее следует просто гибель.
Но вернемся к вопросу к вопросу Мирового финансово-экономического кризиса.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Рецензии
Правильная статья.Нужная.

Ипидифор Аврорин   07.05.2012 22:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.