Партия 2017 года. Школы элитарности

Понимание элиты как термина давно  вошло в политический оборот. Позиция  причастности   к составу  даёт одни представления,  массе населения  - представления о владельце  права и власти. На разъяснении этих представлений  сформировались  целые теории.  Им надо уделить внимание -  проект отдаёт должное: останавливается на их кратком рассмотрении.

Макиавеллистская школа

Приоткрывает завесу над элитарностью. (Понимаем, спектакль начинается с занавеса, его  раскрытия, на сцене игра - истина театра).

 (Тень на плетень бросать  -  упрекать  элиту в особой связи с природными дарованиями. Заслуга элиты в факте  организации подчинения  себе  властного и правового пространства и их материального основания и обеспечения. Солдат получает звание героя  совсем не за теорию  борьбы с противником.  Для этого требуется    только простой факт  - удачное   поражения противника.)   У элиты свой бой и борьба на поражение, а что народ? Вы знаете он изначально и всегда в своих правах поражён, но не перестаёт думать о смене порядка. Это не обвинение элите или упрёк: народ в зале  элита на сцене и за кулисами - у элиты роли, у народа -место, когда жизнь превращена  театр: то трагедия, то комедия, иногда - вместе. Пришлось к слову  "нашей" школы)

А школа утверждает элита - это и особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

       Для элиты важна не только групповая  сплоченность  общностью профессионального статуса, социального положения и интересов (материальная часть), но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом (идеальное). (Рекомендация для начинающих партийцев  - с начального момента  утверждайте исходную  сплоченность. На неё ориентируйте свой самосознание.  Себя в себе утвердите)

       (Особое значение элитарности в том, что она является самоудовлетворяемой полезностью, но не самовыращиваемой, здесь требуется народное внимание и забота:  будете сеять,  поливать и кормить, расти будет на зависть Западу и Востоку.)

Вырастив и признав  её,  придётся и разделить на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство.
( ощущение: элита - художники власти)

       Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть - норм и законе политической жизни. Они утверждают  право  на стремление к власти и реализуют его для наиболее активных и усердных. 

 . Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств. ( так считала школа)


Ценностные теории

Ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д.
Ценностные теории имеют и ряд общих установок:

1. Считается, что принадлежность к элите выходит  из обладания высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. А элита, как будто,  ориентируется на удовлетворение его важнейших потребностей. А что происходит:  аристократы сменяются менеджерами и интеллектуалами.
2. Элита сплачивается на основе выполняемых ею руководящих функций. Это - не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.(Это высказывание школы, Чувство, будто она опровергает действительный порядок).
3. Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Элита отвечает интересам всех граждан. ( Сегодня ситуация  другая: она фактически ориентирована на извлечение полезности)
4. Формирование элиты - это не борьба за власть, а следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.(Несомненно, эти механизмы надо совершенствовать)
5. Элитарность - условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. ( Но понимается как отсутствие равенства шансов и в нем принцип: за кругом властного владения этих шансов нет)


Теории демократического элитизма. Йозеф  Шумпетер (1883-1950)

Формируют  понимание демократии как конкуренции претендентов на власть за доверие избирателей.

Основные положения:

       Реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, В апатии  нуждается как средстве защиты, (Следовательно - неучастие в выборах - есть защита демократии. )

       (Подумайте над этим, ) - ,Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением;
       Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты; ( Суждение  утверждает: выборы  элите не нужны, ибо это угроза смены порядка, нового самозваного обозначения и полное низвержение  прежнего её состава. Отсюда,  может выйти толкование  выборов,  как элитного процесса.  А  что действительность?  Как есть.)
       Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.


Концепции плюрализма элит  (функциональные теории ).

Есть характеризующие  постулаты:
1. Политические элиты являются функциональными ( но  присутствует ощущение  функциональность - есть наделение должностью). Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите.  ( есть хороший утверждающий  пример - атомная энергетика,  отрасль, в которой  высшее управление отдано абсолютным непрофессионалам, такое управление считается принципом элитной расстановки кадров)
2. Отрицание элиты как единой привилегированной группы.
В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. ( ощущение такое, будто проходят только неугодные для населения)
3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства.
С помощью разнообразных демократических механизмов можно удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит.
4. Главный субъект политической жизни - не элиты, а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность.
5. В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.
(Это принципы школы, это история учения об элитах, позицию надо знать)


Леволиберальные концепции

Идейными антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты.

Леволиберальный элитизм, его  отличительные черты:

1. Занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах формирует элиту.
2. В элитный круг входят и руководители корпораций, высшие государственные служащие и высшие офицеры. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей системы.
3. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии.
4. Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды.
5. Основная функция  элиты в обществе - обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач.
____ _____ _____

Теории  представляют с стремление к некоторой  своеобразности представления вопроса, в части их есть и некоторые различия.   Изучение  такого  научного достояния  побудила стремление  внести  свою лепту в исторический процесс. Понимание элитарности вопрос не простой, отвергать  ни первое - существование элиты, ни второе - теории  их  формирования невозможно. Сегодня они есть и определяют властные отношения, политический процесс. остановился на этом вопросе и проект Партии 2017 года. результатом остановки стал материал:

"Партия 2017 года. Революционный состав как  новая  элитарность"


Рецензии
Элитарность-это анахронизм,наследие примитивного прошлого человечества.

Вячеслав Бикташев   03.03.2012 17:30     Заявить о нарушении
Здесь такое дело: вопрос об элите и элитарности в политической науке занимает целую полочку, возможно, он требует нового форматирования, но мимо его не пройти, в сторону вопрос не отбросить. Да и реальность сегодняшнего дня отсылает к нему.

Александр Корень   03.03.2012 18:19   Заявить о нарушении
Мне кажется,что исследовать элитарность надо в первую очередь с помощью биологической науки,дарвинизма.

Вячеслав Бикташев   04.03.2012 16:19   Заявить о нарушении
Это вопрос. Предложение о первоочерёдности исследования принято. Внёс изменения в план работы. И сразу пришлось обратиться к материалу, опубликованному здесь же, по времени совпадающему с нашим разговором, но по факту предшествующему. В нём фактором общественной элитарности была определена революционность. Здесь вторично не останавливаюсь, позднее придётся делать полную привязку к представлениям политической науки.
О Дарвинизме и не только. В этом ряду и ряд противников с теориями, он общий. Здесь генетика и биологическая генетика. Далее - Синтетическая теория эволюции. Почти последнее звено в понимании. Но, выплыл Пунктуализм.
Как будто эволюция - результат редких и быстрых скачков, между которыми - 99% своего времени существования вид пребывает в стабильном состоянии - стазисе.
Что имеем на выходе? Да, снова революционность.

Александр Корень   05.03.2012 11:36   Заявить о нарушении
Позанимался Дарвинизмом и всей эволюцией. Получилась биологическая революция (1 – 7).

Александр Корень   06.03.2012 00:00   Заявить о нарушении
Советую Вам принять материализм и в частности дарвинизм,как основу вашего мировоззрения,которое позволит объективно подходить к рассмотрению человеческого общества. В данном случае полезно сказать об элитарности,как следствии присутствия в человеческом обществе животных инстинктов.

Вячеслав Бикташев   06.03.2012 13:18   Заявить о нарушении
Признателен, в дополнение по раскрытию вопроса: в 7-й части сформирована позиции проекта, вид из него на биологическую революцию и революционность как носитель социальной элитарности.

О животных инстинктах. Давайте вернёмся к экскурсу.
Биологическая революция. 2
«Сравнительная эмбриология. К. Бэр, обнаружил поразительное сходство в развитии зародышей всех групп, особенно на ранних этапах их развития, а Э.Геккель предположил, что ранние стадии развития зародыша повторяют эволюционную историю своей группы. Появился закон рекапитуляции, согласно которому онтогенез повторяет филогенез: индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида».

Выделяю:
«Появился закон рекапитуляции, согласно которому онтогенез повторяет филогенез: индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида».

Вы говорите о животных инстинктах. На этот вопрос можно посмотреть и по-другому. Смотрите, закон рекапитуляции подтверждает, что в поведении человека – его социальном, как части – экономическом взаимодействии, присутствует особенность, выраженная в стремлении человека к максимально-возможному присвоению. Такое стремление могло быть закономерным и нормальным поведением в одних условиях, но в современных условиях обычного социального взаимодействия ставит последнее на голову. Если вся жизнь, как любого животного, так и человека основана на приспособление за выживаемость, не только личную, но и популяции, то определённая деятельность человека не только не улучшает приспосабливаемость к этим условиям, но и значительно их ухудшает. Фактически, это человеческий рок: ориентация деятельности человеческих особей на ухудшение внешних условий жизнедеятельности человека, и,как следствие, сокращение возможности для жизни и самой жизни.

Александр Корень   06.03.2012 14:26   Заявить о нарушении