Поиски прагерманцев - круг сужается

В очерке "Где возникли языки германской группы?" была иллюстрация: таблица племён двойников, в которой различным переднеазиатским племенам сопоставлены их европейские "двойники". Чтобы не переключаться туда-сюда, я продублировал эту иллюстрацию здесь.

Среди "двойников" - уже несколько раз упомянутые в более ранних очерках:
- саки и саксы;
- гермионяне и гермионы (без буквы "гамма" в начале обоих этнонимов);
- германии и германцы (с буквой "гамма" в начале обоих этнонимов);
- хатты-синокавказцы и... тоже хатты (ныне жители земли Хессен, речь - со странной артикуляцией звука [r]: нижней стороной кончика языка о верхнее нёбо);
- киммерийцы и исторические кимбры с нынешними кимрами-валлийцами.

В таблице сверху присутствуют и гутии - древнее закавказское племя, весьма воинственное, в конце 3 тысячелетия разгромившее Аккадское царство, к 1 тысячелетию до н.э. растворилось в закавказских народах, этот этноним стал применяться также и к урартам, мидянам и манеям. Киммерийского вождя Дугдамме в одной из клинописных надписей 640 г. до н.э. назвали "царём саков и гутиев". Соседство саков и гутиев в Закавказье я хочу спроецировать на соседство ингвеонских германских племён, среди которых были и будущие саксы, с племенем гутонов (готонов, готов). Я не первый, однако: открыватель шумерского языка Жюль Опперт также считал гутиев предками готов.

Ещё вызывала некоторый интерес единичность упоминания персидского племени германиев Геродотом в 5 веке до н.э. Кажется, ещё их упоминал Плутарх - и всё. Откуда созвучие германиев и германцев, куда они исчезли, эти германии, после 5 века до н.э.?

При этом в Малой Азии - никаких двойников славян или кельтов (кельты-галаты в Малой Азии выступают под своим именем). С другой стороны, двойники германцев наблюдаются только в сопредельных с Европой азиатских территориях (Малая Азия, Закавказье, зона к югу от Урала), а не в Африке или Америке. То есть эти совпадения - вряд ли во ВСЕХ случаях игра случая.

Перечитывая "Географию" Страбона, внимательно проверил несколько пар, среди которых одно соответствие кажется мне очень убедительным: соответствие племени кавконов германскому племени хавков.
Справка из энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

"Кавконы (Kaukones), y Гомера, вместе с лелегами и пеласгами — союзники троянцев; народ неизвестного происхождения (скифы или македоняне, или пеласги). Были К. и в Греции — кочевой аркадский народ в Элиде (на берегах Алфея); из Трифилии впоследствии прогнали их минийцы. Позже К. совершенно исчезают.
    См. "Илиада" (X, 429); "Одиссея" (III, 366); Геродот (IV, 148), Страбон, passim.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907."

В скандинавских сагах Троя упоминается как родина асов, значит, кавконы, мало того, что не были эллинами, но ещё и выступали на стороне возможных предков скандинавов. Уместно вспомнить, что, согласно Страбону, Геракл (дорийцы то есть) прогнал дриопов-гермионян с Пелопоннеса, примерно в то же время. Не поэтому ли Тацит пишет о почтении германцев к греческому герою Геркулесу-Гераклу? Дриопы (Dryopes, "дубовидные") — народ, который обитал в Фессалии до вторжения ахейцев, то есть дриопы-гермионяне тоже не были эллинами этнически.

А через 1000 лет область Пелопоннеса Гермиония вошла в Ахейский союз, который распался после поражения, нанесённого ему римлянами во 2 веке до н.э. Все ли жители области остались на местах? Вот что можно прочитать в "Истории древнего мира" С.А. Нефёдова:
"В 192 году Набис погиб, еще через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы в рабство. Все получившие гражданство от "тирана" были изгнаны, колонны изгнанников под конвоем потянулись на север."

Спарта вместе с Гермионией входила в Ахейский союз. Надо полагать, что не только жители Спарты "потянулись на север" после поражения греков от римлян - идти-то надо было через Арголиду, мимо Гермионы. И не благодаря ли гермионянам германцы-гермионы (часть свебов и лангобарды, согласно Тациту) поклонялись Изиде (египетский культ, распространённый у эллинов, позже - у римлян) и богине плодородия с чисто греческим именем Nerthus (nerthe - "внизу, из преисподней", nerterios - "подземный", др.-греч.)?

По поводу греческой этимологии имени этой богини пока мне встретилось лишь одно возражение: мол, из сочетания nerthe(n) с послелогом -then не могло образоваться имени собственного. Контрпримером может служить греческое название Днепра - Borysthenes, вариант толкования: от "Boreys-then" - "с севера", - но и при другом толковании первой части, греческий послелог -then в этом гидрониме остаётся.

Среди племён гермионского свебского союза, поклонявшихся Нерте, есть:
- семноны, самый могущественный германский народ свебского союза (Sueborum Semnones, Тацит, "Германия", гл. 39), чей этноним переводится с древнегреческого (semnon, semnos) как "священные, величавые";
- свебское племя авионов (Aviones, Тацит, "Германия", гл. 40), созвучное "не то скифскому, не то фракийскому" племени абиев (Abioi), упоминаемому Гомером и позже - другими авторами;
- свебское племя свардонов (Suardones, Тацит, там же), возможно, от др.-греч. su- "свиной" и ardeo "кормить" - т.е. "свинопасы" (по аналогии с suagros "охотник на кабанов" - от su- "свиной" и agreo "охотиться");
- наконец, племя эвдосов (Eudoses, Тацит, там же) тоже с совершенно греческим корнем "eudo" в этнониме, каковой корень присутствует, например, в слове eudoxia "слава".

Чего, однако, только не придумают, чтобы отстоять северную автохтонность германцев... Вот примечания к русскому переводу "Германии" Тацита":
"22. Тацит называет германских богов римскими именами: Вотана — Меркурием, Донара — Геркулесом, Циу — Марсом, так как римская и германская мифологии наделяли их сходными чертами и сходными атрибутами.
23. Считают невероятным, чтобы культ египетской Изиды мог проникнуть к свебам. Высказывается предположение, что Изидой Тацит называет германскую богиню плодородия Нерту (см. главу 40), или, как полагают некоторые, Изида появилась у него в тексте вследствие созвучия с именем германского божества Изы, иначе Цизы; что же касается ее святыни в виде либурны, то это — изображение или полумесяца, или лемеха плуга."

А вот кого Тацит называл Улиссом-Одиссеем в п. 3 своего труда - там же, где он писал и о Геркулесе - на это уже фантазии у комментаторов не хватило. А Одиссей - имя даже и не эллинского происхождения, а пеласгского: слова с сочетаниями "-сс-", "-нф" и др. - относят к лексикону догреческих обитателей Эллады.

Вернёмся к кавконам. Вот что конкретно о кавконах писал Страбон в книге 12 "Географии", глава III:

"5. Что касается кавконов, о которых рассказывают, что они жили на побережье непосредственно за мариандинами до реки Парфения (город у них был Тией), то одни считают их скифами, другие — каким-то македонским племенем, третьи — пеласгами. Об этой народности я уже говорил где-то в другом месте.
...
9. ...Итак, на востоке границей пафлагонцев является Галис; на юге — фригийцы и поселившиеся там галаты; на западе — вифинцы и мариандины (ибо племя кавконов повсюду совершенно вымерло); на севере же - Евксинский Понт."

Что мы имеем? Во времена Гомера (8 или 9-й век до н.э.), во времена Геродота (5-й век до н.э.) племя кавконов было весьма заметным в Малой Азии. Во времена Страбона (на стыке эр) племя кавконов уже не обнаруживается историками на привычных местах обитания, рядом с пафлагонцами и мариандинами.
А в 1 веке нашей эры в Центральной Европе появляются германские хавки (греч. Khaukoi, лат. Chauci, нем. Chauken). Этнонимы "кавконы" и "хавки" фонетически как будто связаны так называемым 1-м германским передвижением согласных k > h, ср. лтш. klaips и гот. hlaifs ("хлеб").

Отвлечёмся от кавконов ещё ненадолго. В Малой Азии была область Karia, населённая, понятное дело, карийцами ещё до прихода хеттов во втором тысячелетии до н.э. Во времена Александра Македонского потеряли, как пишет Википедия, этническую идентичность, а до того наводили ужас на страны средиземноморского бассейна, и далее - вплоть до Нубии. А среди германцев Тацита упоминаются Harios (в русской транскрипции - гарии), наводившие ужас чёрным цветом экипировки, раскрашенными телами и ночными рейдами. Возможно, они же - Carini (карины) Плиния Старшего, поскольку, как и Harios Тацита, описываются живущими рядом с готонами-гутонами, упоминаемыми этими же историками. Но поскольку гарии записаны в латинском не как Charios, а как Harios, то не исключаю, что Kares (карийцы) ~ Carini Плиния, а Harios - это другое племя, часть бывших (h)Arioi "мидян-ариев" Геродота ("История", книга VII "Полигимния", 66).

Мидяне-арии, кстати, - соседи германиев Геродота, живших в Кармании, к западу от Персиды. Гутии жили в горах Загрос и на какое-то время завоевали Шумер и Аккад, тоже к западу от будущей Персиды - а затем растворились будто бы среди тех же мидян. Геродот, тоже кстати, фиксирует в 5 в. до н.э. население, похожее на мидийское, к северу от Фракии, "История", книга 5:
"9. О том, какие племена обитают дальше к северу от Фракии, никто достоверно сказать не может. Области за Истром, по видимому, необитаемы и беспредельны. Впрочем, об одной только народности за Истром я могу получить сведения: эта народность – сигинны. Одеваются они в МИДИЙСКУЮ одежду... Пределы земли сигиннов простираются почти до [области] энетов на Адриатическом море. Они считают себя [потомками] МИДИЙСКИХ переселенцев. А как они попали туда из МИДИИ, я не могу объяснить..." Сигинны (Sigynnai), по Геродоту, - не самоназвание, это слово означает "торговцы" на языке одного из соседних племён. Могут быть мидянами-ариями.
 
Валентин Стецюк, независимо расследующий этническую историю Европы, обнаружил на территории Люблинского воеводства (Польша) небольшой анклав поселений, названия которых восходят, с его точки зрения, к словам курдского языка. А на карте расселения германских племён Harios оказываются ближайшим племенем к западу от Люблина. Если учесть, что курды - потомки мидийцев, то не исключено, что гарии осели в районе будущего Люблина и оставили наследство в виде нескольких курдских топонимов.

Также мне долгое время казалось странным, что древние греки, рассказывая о древнем народе карийцев, умалчивают о древнем коренном населении Малой Азии - хаттах. Приходилось принимать, за неимением других идей, что они частично ассимилировались другими племенами, частично ушли на северо-запад Кавказа, где произвели вклад в абхазский и адыгский языки. А когда меня заинтересовала история ираноязычных закавказских талышей, то я прочитал, что их предками считают племя кадусиев. Тут выяснилось, что кадусии изначально, скорее всего, не были ираноязычны, а говорили на одном из языков автохтонного населения Закавказья, Тит Ливий их вообще назвал сирийцами, а я решил, что они вполне могут быть потомками хаттов из Хаттусы - вот и здесь подозревается мной германское передвижение: k > h и d > t - кадусии-хаттусии. Кадусии были соседями массагетов и вместе с саками выступали на стороне персов против македонцев.
Запомним: кадусии жили рядом с саками и были их союзниками, ираноязычными стали по необходимости, на службе у персов.

Кроме того, говорят, что кадусии жили в горах, были отличными воинами, число пехотинцев в пять раз превышало число конников (кадусии немного уступали арианам по количеству пехотинцев, по Страбону, "География", книга 11), и кадусии ИЗБИРАЛИ своих военачальников. То же Тацит пишет и о хаттах: вся их сила была в пехоте, жили они в холмах Герцинского леса и были хорошо организованы, в отличие от многих других германских племён, а также они ИЗБИРАЛИ своих вождей ("Германия", гл. 30).

Продолжим про кавконов. Если всё-таки кавконы - большое племя непонятного (пеласгского? скифского?) происхождения - не вымерли, то они куда-то ушли, согласно законам сохранения! А если они ушли, то где вероятнее всего искать их следы? В Центральной Европе, скорее всего, там же, куда ранее ушли предки кельтов. И где на рубеже эр зарегистрированы хавки Тацита. Этот вывод обнадёживает и в плане племени германиев (Germanioi) - оно тоже может оказаться не выдумкой Геродота (подозрения потому, что они не упоминаются более поздними историками, как кажется), а реальным племенем, которое мигрировало в Европу и во 2 - 1 вв до н.э. стало там племенем германцев (Germanoi), заставив, по Тациту, отодвинуться прежних хозяев "поляны" - кельтов - за Рейн.

Поскольку в 3 в. хавки слились с саксами, а саксы мной подозреваются в скифском прошлом, то греческих историков я считаю правыми в их подозрениях относительно скифского прошлого кавконов. Связан ли этноним "хавки" с птицей "hawk" ("ястреб", англ.), судить не берусь.

Да, говорили мы о хавках-кавконах, а по ходу дела и ещё вспомнились германо-малоазиатские соответствия:
- хатты-кадусии,
- авионы-абии,
- свардоны, эвдосы и семноны (этнонимы, совершенно греческие по происхождению, равно как и их обощающее наименование "гермионы"), добавим ещё амахобиев (amaxobii - "живущие мирно", др.-греч.) с карты Европейской Сарматии (Карта Европы Восьмая, http://newchrono.ru/staff/cp.gif) для переиздания "Географии" Птолемея,
- гарии-арии,
- возможно, карийцы - Carini Плиния Старшего.

Но и это не всё.
Тацит упоминает о бурах (Buri, P. Corneli Taciti De Origine Et Sitv Germanorvm, гл. 43; "буры наречием и образом жизни схожи со свебами") – на др.-греч. это - "жители Буры". Бура – один из 12 городов Ахеи, названный по имени Буры, дочери Иона. От Иона ведут свой род ионийцы, читая Геродота, узнаем, что предками ионийцев античные историки считали пеласгов, а не эллинов. Город был разрушен землетрясением в 373 г. до н.э., его жители-ионийцы, вероятно, куда-то переселились.

Страбон упоминает среди северных германцев сугамбров (Suggambri) – на др.-греч. suggambros означает "свояк".

Есть и в племенном союзе лугиев племена с подозрением на древнегреческие соответствия.
Это гелизии (Helisios, P. Corneli Taciti De Origine Et Sitv Germanorvm, гл. 43) – созвучие с весьма известным городом (h)Elis на Пелопоннесе, организатором первых античных олимпиад. Сами лугии могут быть этимологизированы, как "люди" (если исходить из латинского варианта написания: Lygii) или "луговые" (от Longiones из "Новой истории" византийского историка Зосима, 5 век) - не ясно, был носовой гласный в самоназвании или нет. "Луг" в сербском означает и "небольшой лес", лужицкие сербы до сих пор живут на территории нынешней Германии. То есть племенной союз лугиев вообще мог образоваться на праславянской базе.

Тацит упоминает ещё неких гамбривиев (Gambrivios, P. Corneli Taciti De Origine Et Sitv Germanorvm, гл. 2) – созвучны топониму Gambrion (и слову gambros, которое означает родню по линии супруга: зять, жених, шурин, тесть, свекор и т.п.). Гамбрий - это город в Ионии, по легендам, заселённой племенем ионийцев через 60 лет после возвращения дорийцев-гераклидов на Пелопоннес (140 лет после окончания Троянской войны). Gambribion (Gambribios) – возможно, "живущий в Гамбрии", др.-греч., подобно amphibion (amphibios) - "живущий двояко" (т.е. земноводный, живущий на земле и в воде).

Из вышеупомянутых германских этнонимов, имеющих древнегреческие или малоазиатские соответствия, 2 племени - авионы и хавки - возможно, ведут родословную от скифов (или пеласгов); ещё 2 - харии и германцы (в частном смысле) - от мидийцев и их соседей; гамбривии и буры - от ионийцев, а поскольку буры наречием сходны со свебами, то почти все оставшиеся племена свебского союза - также могут быть исторически связанными с Ионией и пеласгами.

Оппоненты высказывали мысль, что Тацит, как и за 500 лет до него Геродот, некритически использовал в своей работе этнонимы, данные до него некоторым из германских племён греками. Отсюда, мол, и возможность этимологизации этих этнонимов в рамках древнегреческого языка. На это я могу ответить следующим образом.

Да, в тех случаях, когда в названии племени отражена некая относительная характеристика, как "славный", "великий", "живущий мирно" и т.п., можно подозревать, что это если и не экзоэтноним, данный греками, то перевод германского этнонима на древнегреческий. В это трудно поверить, поскольку не греческие и не латинские этнонимы "кимбры" и "свебы" приводятся, скажем, Страбоном без перевода. Но "свебы" ("свои") могли быть кем-то и переведены на древнегреческий в виде "сугамбры" ("свояки"), может, так поступили и со "славными" ("эудосами"), так что какой-то резон у оппонентов есть, если только "славные" - не славяне.

В тех случаях, однако, когда этноним предполагает абсолютную привязку к населённому пункту в Малой Азии или на Балканах, а таких у Тацита заметное множество: гермионы (из Гермионии, гермионяне), буры (из Буры), гелизии (из (х)Елиса), гамбривии (живущие в Гамбрии) - довод оппонентов не работает. Уж откуда прибыли - оттуда и прибыли, это на любом языке будет выглядеть одинаково.

В тех случаях, когда германскому племени соответствует малоазиатский или балканский двойник, довод оппонентов, даже если по форме и справедлив (да, так назвали, возможно, своих малоазиатских или балканских соседей греки), то по существу не работает: в Европу перебрались те, кого так же звали в Азии.

Наконец, Тациту рассказывали: "некоторые памятники и могилы с начертанными на них греческими письменами и посейчас существуют на границах Германии с Рецией". Может, греческие историки и переусердствовали с поименованием германских племён по-своему, но писать бы за германцев надписи "греческими письменами" не стали бы, точно. В примечании к русскому переводу комментатор написал, что по-гречески писали кельты - но зачем кельтам алтарь, посвящённый Одиссею и его отцу Лаэрту (Тацит, "Германия", 3)? Одиссей, повторю, имя пеласгского происхождения, а сам царь-путешественник - герой греческой мифологии, а не кельтской и не германской.

Ионийцы-пеласги, если посмотреть внимательно, представляются весьма экспансивным народом. Его представители проявились во 2 в. до н.э. и в Индии с транскрипцией этнонима "явана" как опустившиеся от уровня кшатриев до уровня шудр. Они были не одни такие: среди опустившихся были и известные нам уже саки, и племя с весьма интригующим названием камбоджа (камбуджия). Интрига в том, что этноним созвучен с древнеперсидским царским именем Камбуджия (в греческой транскрипции - Камбис) и практически совпадает с будущим названием восточно-азиатской страны - Камбоджа. Мало того, на пути от Индии к Камбодже образовалась страна Лаос, что толкуется как производное от лао "старый", кит., но ведь laos - ещё и "войско, народ, племя" по-древнегречески. В Центральной Европе ионийцы и саки расселились, в Индии ионийцы и саки побывали, остановились ли на этом? И кто такие камбоджи – индоарии, ираноарии? Да ещё кхмеры подозрительно с киммерийцами перекликаются... Но мы отвлеклись.

Этноним "марсы", упоминаемый Тацитом, странно перекликается с италийским этнонимом "Marsi", это племя говорило на диалекте умбрского языка. "Марсигны" и "ревдигны", возможно, тоже италийцы, судя по специфическому для Италии окончанию "-gni" в латинской транскрипции этих этнонимов. Основания так полагать даёт заведомо италийское (сабинское) племя оскской группы: пелигны. Возможность искажения Тацитом германского ing-ового окончания (ср. асдинги, силинги) в этнониме "марсигны" исключена корнем "марс" заведомо италийской природы: Марс – латинское божество.

Под подозрением остаётся ещё ряд племён. Пока упомяну о трибоках. Что это могло бы означать на прагерманском, я не знаю, но я знаю фракийские племена ТРИбаллов и костоБОКов. Совпадение? Вспомним фракийских треров-треверов.

На закуску ещё об одном "германском" слове. В примечании 11 к русскому переводу "Германии" написано: "Германское слово бардит (лат. barditus) и поныне остается необъясненным; сопоставлять его с кельтскими бардами (сказителями) едва ли правомерно."

Однако лат. слова baritus, barritus, barditus "рёв слонов, боевой клич (германцев)" происходят от др.-греч. barytes (см. древнегреческий и лат.-рус. словарь), что означает просто "низко звучащий". Слово оставалось не объяснённым, потому что его никто не отважился счесть древнегреческим словом, передаваемым с помощью латинского языка римлянином Тацитом.
 
Итого мы имеем более двух десятков подозрительных совпадений, с учётом совпадений, приведенных в таблице сверху. Вероятность такого случайного группирования этнонимов, топонимов и т.п., сходных с германскими, исключительно в Малой Азии и Закавказье - исчезающе мала.


Рецензии
китайская грамота вещь весьма занимательная, правда трудная. в ваших доказательствах много интересных наблюдений. возможно перекликается с вашими исследованиями и такой момент что именно в малой азии впервые научились обрабатывать железо, а кто как не изобретательные германарии ... впрчем, я останусь при своем убеждении что предки германцев двигались исключительно с севера, из района скандинавии, где и до сих пор остались наиболее чистые признаки их анатомических особенностей.очень жалко что не было у них письменности в то время как у греков она уже была. греки и латины народ туманный, запутанный да и не было в то время человека который бы сказал "давайте договоримся о терминах".

Иван Буранов   29.05.2012 22:46     Заявить о нарушении
Я тоже так думал, пока не узнал, что германцы называют уключину словом, заимствованным из древнегреческого языка. Это слово не относится к общеарийским, оно в ходу только у греков, англичан, немцев, поляков и эстонцев.

Георгий Тележко   29.05.2012 22:55   Заявить о нарушении
И ещё: германцы ушли с юга как раз тогда, когда греки стали осваивать парусный флот, поэтому у германцев даже в 1 веке нашей эры были только гребные суда.

Георгий Тележко   29.05.2012 23:02   Заявить о нарушении
Вместо P.S. к очерку:

Н.А. Ганина в статье "Германские провидицы в эпоху римской империи" отмечает такое обстоятельство: "...весьма важно отметить не имеющее надежных германских параллелей имя царя семнонов, которого сопровождает Ганна — Masyos..." - о визите вождя семнонов (Semnones) и его провидицы Ганны в Рим в начале 90-х гг н.э. У имени прорицательницы тоже нет надёжной германской этимологии. "Ganos" по-древнегречески - "красивый".

Георгий Тележко   13.06.2012 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.