ХР Человек современного вида Первобытное язычество
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НОВОЙ ЭРЫ.
Часть 5. Эпоха человека современного вида.
Глава 38. Первобытное язычество.
Иллюстрации из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
85 000 до н.э.
Земля. Евразия. Глобальные колебания климата. Уровень мирового океана. 85 000 до н.э.
Глобальные колебания климата. Калининское оледенение (90 000-75 000 до н.э.). Начало стадии потепления «интергляциал Вюрм I/II Оддераде» (изотопная стадия II 5а, 85 000-78 000 до н.э.). Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана относительно поднялся и ниже современного уровня на 13-14 метров.
Африка. Европа. Азия. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Миграции первобытных людей. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Первобытное язычество. Сказания-представления. Шаманы-ведуны. Клики-клички-имена. 85 000 до н.э.
Представители Неандертальской расы, вероятно, были самыми крупными представителями вида Homo sapiens. Их «титаноподобные» фигуры соответствуют фигурам наших современников – спортсменов мирового класса (метатели, гиревики, борцы) только с более широкими плечами, талиями и короткими ногами. Большая масса тела (в среднем 76 кг) и, соответственно, физическая сила обеспечивают неандертальцам возможность выживания: при добывании пищи, в спорах за право продолжения рода и в борьбе с соплеменниками. Однако с развитием социальных отношений выживать стало легче не только за счет силы, но и за счет хитрости, ловкости, торгового дарообмена и умения использовать приобретенные навыки, орудия труда и т.п. Употребление человеком высокоэнергетической пищи (мясо и кровь животных), необходимой для обеспечения работы мозга, также способствовало увеличению относительной массы тела людей. Необходимость передачи накопленного жизненного опыта, традиций и обычаев новым поколениям привели к неизбежному развитию речи и языка общения, к появлению рассказчиков-сказителей. Лучше всего воспринимаются ужасные (трагические) или весёлые (шутливые) истории. При этом лучше всего запоминаются краткие с повторяющимися элементами (рифмованные) сказания. В данное время первобытные сказания сопровождаются действием – мимикой, позами, воспроизведением поведения персонажей историй. В этих сказаниях много восклицаний, имитаций шумов и звуков, намекающих слов-понятий. Примерно так современные дети рассказывают свои истории или пересказывают содержание увиденного в кинофильме. Самыми животрепещущими историями данного времени, вероятно, являются сцены и события охоты. Возвратившиеся охотники воспроизводят события охоты и добычи сценическим действием, причём один исполняет роль зверя-животного, а другие – охотников. Всё это представление сопровождается устными пояснениями (комментируется). Дети и женщины с замиранием следят за представлением охотников, волнуются и переживают, эмоционально (инстинктивно) реагируют на происходящее. Затем увиденное и пережитое повторяется в детских играх-тренировках, в женских снах и пересказах. Вероятнее всего, сказания возникли и приобрели форму мифов, сказок и преданий после гибели охотников, смерти прародителей и после других памятных событий, пережитых первобытными людьми. Так как основным источником героически добытой пищи для первобытных людей данного времени являются животные, то они стали главными объектами этих сказаний, мифов, преданий и первых молитв-выспрашиваний. К их структурам-образам обращаются дети, старики и женщины, провожая мужчин-охотников на охоту, их изображению-тотему (вероятнее всего в виде черепа или скелета тотемного животного) приносят дары и жертвы, чтобы задобрить их дух, выспросить прощение и удачу на охоте. Развитие первобытного язычества – первобытного мировоззрения и первобытных мифотворчества. Носителями и хранителями ритуалов, обрядов и обычаев, держателями равновесного состояния мира живых и духов становятся шаманы (ведуны, колдуны, ведуньи, ведьмы). Главной заповедью всякой культово-обрядово-ритуальной традиции становится норма: «Так делали наши отцы и деды, и мы так должны делать». Эта норма является следствием передачи новым поколениям трансферных условных инстинктов древними языками: языком дрессуры и сигнальным языком общения. Содержание древних ритуалов, обычаев и культов сохраняется, пока чтима (почитаема, передаваема от поколения к поколению) память о предках. С отмиранием памяти о предках сохраняется только традиционная форма, нередко искажённая и трансформированная до прямо противоположного значения и содержания. Возникновение в естественном человеческом языке общения личных местоимений и кличек (имён) – чрезвычайно устойчивых и архаичных элементов любого языка (85 000-84 000 до н.э.). Вероятно, первые имена и клички имеют тотемный характер (связаны с тотемом рода-племени). Принадлежность к тотему рода-племени выражается в форме характерной раскраски, украшений, одежды, формы орудий и имени (наименовании тотема-рода).
Европа. Центральная Европа. Альпы. Первобытное современное человечество. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Нуклеусы. Охота на пещерных медведей. 85 000 до н.э.
В высокогорных районах Альп неандертальцы охотятся главным образом на пещерных медведей. Этот огромный и сильный зверь требовал от охотников хорошей подготовки, умения и сил. Однако во время зимней спячки пещерные медведи практически беззащитны, чем и пользуются первобытные люди. Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и односторонние нуклеусы (ядрища), от которых откалываются отщепы. Затем отщепы с помощью обработки по краям превращаются в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи). Орудий из кости гораздо меньше. В Европе распространилось много разновидностей Мустьерской культуры, которые нередко существуют на одних и тех же территориях. Носителями Мустьерской культуры являются различные группы или подвиды разумных неандертальцев. Погребения неандертальцев свидетельствуют о развитии у них проторелигиозной веры в «перерождение» или возрождение умершего человека «во чреве» Матери – сырой земле.
Центральная Азия. Пещера Тешик-Таш (Узбекистан). Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Кол-копьё. Охота на горных козлов. Культ тотемного зверя. 85 000 до н.э.
Неандертальские охотники, обитающие в пещерной стоянке Тешик-Таш (в современном Юго-Западном Узбекистане), охотятся преимущественно на горных козлов – кийков. Эта охота дело трудное, сложное и опасное даже для современного охотника, вооружённого стрелковым оружием. Большинство из огромного количества разбитых и расколотых для извлечения мозга костей в гроте Тешик-Таш принадлежит горным козлам. При этом основным оружием среднеазиатских неандертальцев традиционно является деревянный кол-копьё. Развитие в пещере-стоянке Тешик-Таш проторелигиозного культа тотемного зверя (животного).
Весь мир. Повсеместно. Глобальные изменения климата. Миграции первобытных людей. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Расогенез. Раса неандертальцев и раса кроманьонцев. 85 000 до н.э.
За прошедшие 2 000 000 лет масса и объём мозга первобытных людей возросла вдвое (1250-1500 куб. см.). Такой «быстрый» рост и развитие человеческого головного мозга возможно только в результате революционного изменения рациона питания, развития трудовых навыков, требующих усиленной работы мозга и мутациях генов, поддерживаемых жёстким естественным отбором. Две трети рациона питания поздних архантропов-питекантропов и ранних первобытных людей современного типа (палеонеандертальцы) составляет мясо и мясные продукты. Первобытные люди современного вида (палеокроманьонцы) активно питаются рыбой, моллюсками и морепродуктами. При все первобытные люди остаются каннибалами. В результате большое количество племён неандертальцев в данное время господствует на огромных территориях Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока, Южной Азии, Восточная Азии и Юго-Восточной Азии. В Африке южнее пустыни Сахара господствуют племена неоантропов-палеокроманьонцев. В регионе Персидского залива обитают смешанные общины (племена) неандертало-кроманьонцев. Они изолированы друг от друга непроходимыми лесами, пустынями, горами, реками и морями. В таких кровнородственных изолированных племенах в условиях экзогамного промискуитета и групповых браков накапливаются генетические изменения, происходит образование рас. Однако во времена межледниковья и краткого потепления климата открываются бреши между изолированными племенами. Либо мирно путём дарообмена, либо в результате набегов осуществляется интенсивный межобщинный и межплеменной обмен мужчинами и женщинами, а вместе с ними и распространение генных комбинаций. При этом базовые (коренные) местные гены оставались доминирующими, так как организмы, резвившиеся по этим генным программам, были наиболее приспособлены к местным условиям. В результате естественного отбора, мутаций генов и адаптации к местным условиям возникло несколько рас, среди которых можно с уверенностью выделить расу разумных неандертальцев (Homo sapiens neanderthalensis) и расу дважды разумных людей современного вида – кроманьонцев (Homo sapiens sapiens). В процессе мыслительной деятельности неандертальцы не отличаются от кроманьонцев данного времени. Орудия неандертальцев ни в чём не уступают орудиям древнего человека современного вида. Широкие, массивные и острые «пластины» неандертальцев не только не уступают длинным и продолговатым «лезвиям» кроманьонцев, но и превосходят их по некоторым параметрам при ручном использовании. Преимущество кроманьонцев оказалось в том, что они создали новые виды метательных орудий: копья, дротики, лук и стрелы.
Свидетельство о публикации №212031200531