Исповедь графомана или Опять грачи прилетели

фото получено из Интернета. Автор Валентин Дубинин.

             Исповедь графомана или Опять грачи прилетели   


Зарисовка из жизни птиц и людей.

               

   
  Если рано утром услышали шум, гвалт и зычное карканье, значит  весна пришла.

Вот в этом-то всё и дело, что весна пришла, грачи прилетели… и началось.

 

     Художники не знают как  картину "Весна пришла" нарисовать ярче, чем у Саврасова "Грачи прилетели".

Писатели  о чувствах весенних тоже написать норовят. А грачи тем временем гнезда вьют, любовь весной птенцов выводит, щепка на щепку в ручьях громоздится и всё вокруг ожило: побежало, полетело, поплыло, поехало.

     А в это же самое время, весенне-грачиное, по всей России, от Москвы до самых до окраин, во всех школах  учительницы русской словесности и литературы будят в  учениках любовь к весне, поэзии и изобразительному искусству.
     Короче.
    Из года в год выставляют на обозрение ученикам  репродукцию картины «Грачи прилетели» и предлагают отрокам  написать сочинение на свободную тему:
 «Весна пришла в мои края».
    Время урока пошло, начала писать губерния, заскрипели перья, кто во что горазд.
    И так всегда, со времен создания этого полотна художником, школяры изгаляются в изложении грачиной суматохи. Так было и в дни моего послевоенного детства.

Народ в деревнях в  1945-1953 годах жил голоднее некуда. А кроме того, наше государство налагало на крестьян обязательство сдавать мясо в порядке мясозаготовки в государственный резерв. У тех, кто не имел крупного рогатого скота, требовали  эти  госзаготовки восполнять яйцами, чесноком, луком или другой съедобной продукцией.
 У тех, кто не выполнял план сдачи мяса государству, принудительно описывали  имущество: коров, овец, коз, мебель, швейные машинки, самовары, даже половики и другие домотканые изделия.

     Как сейчас помню, Сталин только-только ещё помер, а очередная весна опять наступила в наших вологодских краях. Как и прежде жизнь продолжалась.
Кругом ручьи потекли, везде снег талый, наводопелый, грачи гнезда вьют, а мы в школу пришли- аккурат на вербной неделе дело было. Учительница дает нам задание написать сочинение  про весну и приколола к доске  цветную копию картины Саврасова. Потом, много-много лет спустя, я около этой картины в Третьяковке больше часа топтался.  Школу свою деревянную вспоминал, друзей-однокашников, про сочинение о весне, а ещё сожалел,что нашу мельницу  на слом пустили,да и сама-то деревня скукожилась,покосилась углами столетних домов,ощетинилась дырявой кровлей крыш на разноцветье новостроев дачников. 

    А эта иллюстрация картины Саврасова в классе практически выглядела точь в точь что и за окном. Почти один в один, только серо-буднично, но многоголосо.
 За окном в гнездовьях  на тополях и березах во всю кипела натуральная грачиная жизнь. Посреди деревни возвышалась церковь полуразрушенная, как вся жизнь наша послевоенная.  Натура за окном  отличалась от вида на картине Саврасова ещё  тем, что на околице деревни махала крыльями действующая деревянная ветряная мельница.

    О чем писать? Мыслей в голове море, но не про любовь, не про весну. Тогда про это я мало понятия имел, а про любовь - тем более.  В голове моей свербила мысль не о том, как это сочинение написать, а как бы побыстрее уроки эти  отволынить, да убежать на речку Улому, «вёрши-ёрши» проверить не попалась ли в них рыба. Потом ещё с ребятней в войнушку поиграть пока не «стёмнало».  А при всём притом, успеть ещё надо дров  из поленницы домой к печке натаскать, воды ведер шесть-восемь принести из колодца, метров за двести от дома.
    Так о чем же написать?
 Время-то идет, да и учительница уже через плечо в мою тетрадь заглядывает :
  - Жгутов,не вертись как сорока на заборе, давай пиши-пиши.
    А и хрен-то с ним, «чичас настрочу, знам об чём». Далее  правила  русского языка: морфология, орфография с синтаксисом по фиг. Как знаю так и пишу. Не до соблюдения уж тут правил пунктуации,с которыми и знакомство-то шапочное.
  С присущим в те годы говором в местах моего гнездования,с вологодским цоканием-чёканием, через крутое "О" и был мною по памяти, почти дословно, восстановлен "шедевр" младого сочинителя,написанный с натуры чернилами и пером;

                "Сочинениё.

                Про грачёв

     Кажиную вёсну, как толькё снек почнёт  таеть,  откуды-то прилетают грачи. Их быват много.  Оне сразу начинают гвалт и гнезды вить, а ишо дратса меж собой.

      Потом недили черес три или чётыре мы с парнями  лезаем на березы или на тополя высокие и забираем из ихних гнезд яйча. Но надэ это дело делать  походовее, а то грачи больнё клюются и  обсерают, иной рас всево с головы до ног.

Быват некоторые с верхотуры-то эдакой и сверзятся. Ишо в добавок-то и яйча в карманах роздавят как на землю-то падут. А за это дома  ишо и мутку батько или матка дадут, что бы не варзал без спросу.

     Эти яйча мы опосля жарим за деревней или в лесу.

    Грачи вредные заразы. Всё вримя они росаду всякую из гряд вытаскивают, а как на поле гороху насиют они и ево выклёвывают.
Мужики кажный год стрилеют грачей этих на полях, но их год от году не убывает.

      А вчерась в нашу деревню,уж в другоредь, приежжали   мясозаготовители. Опеть матке бумагу с печатью дали. По осени сдать пийсят килов мяса государству.

    А где ево взеть–то, это мясо? Я вот чево думаю.

Как выросту, буду трактористом.
Я буду поле пахать.
За мной  будут грачи и вороны летать.
Я их буду имать и на мясозаготовку сдавать".

      За это сочинение я, конечно, получил здоровенный  «кол». Хуже меня написать никто не мог.
      Учительница на другой же день нажаловалась матери, что я, вместо того чтобы писать сочинение, пол-урока глядел в окно и считал ворон, а потом за пятнадцать минут накарябал чего не попадя. Она предложила матери дать мне нахлобучку для привития любви к русскому языку  и литературе.
      Ременную  передачу я получил незамедлительно и в лучших патриархальных традициях обучения уму разуму.

     Прошли годы... Люди  и грачи изменились мало.

    Грачи также прилетают по весне, гнездятся на тополях вокруг домов. Орут и гадят, гадят и орут.
Так же, как и в те годы, таскают из грядок рассаду, лук, горох и всё, что только можно раскопать и вытащить.
Да и в жизни народа российского за истекшее время государственных поборов, налогов и штрафов, как видим, совсем не убавилось, а даже удвоилось-утроилось.
Если вдруг что, то жди. Постучится к вам, не запылится, пристав. А после его ухода у вас в квартире,коттедже или крестьянской избе будет шаром покати, только следы от его государственной поступи на полу и останутся. 

     Как-то сын с другом решили  припугнуть  грачей, которые из года в год гнездились около моего деревенского дома.
Взяли большую шутиху, новогоднюю китайскую ракету, и запустили её в крону тополя,где было десятка два гнезд. Ракета грохнула всей своей китайской мощью прямо в середке гнездовий. Вся стая грачей с карканьем носилась над  деревней целый день и до позднего вечера.

      Поутру машину сына было не узнать. Грачи не только обгадили капот и крышу автомашины, но умудрились  обделать и двери.
   Потом целое лето они, пикируя над домом, стремились загадить стены  и окна так, что еженедельно приходилось смывать эти белые разводы. Мало того, при удобном случае, особо отъявленные асы на бреющем полете пытались прицельно попасть и на наши головы, только успевай уворачиваться.


       Предисловие вместо послесловия.

Сегодня 18 марта - День Парижской коммуны. В этот день в 1960 года я был принят в ряды ВЛКСМ. Секретарь райкома комсомола, задавая каверзные вопросы, спросила меня чем знаменателен день моего вступления в ряды Ленинского комсомола,вот поэтому я и запомнил эту дату в истории Франции. Глянув поутру на листок календаря, мне показалось, что вроде бы ещё вчера на дворе стояла унылая осенняя пора, грачи улетели туда, где теплее. Я тоже, собрав урожай со своих соток, переехал на зиму в городскую квартиру.
 
    Очнувшись от зимней спячки, мною овладело беспокойство и желание немедля уехать в деревню, к месту своего  летнего обитания.
    И вот я, автолюбитель-«подснежник», очумевший  от телевизинно-компьютерных бдений, впервые в этом году, крадусь по городу на своём «ретротарантасе».  Мы, пенсионеры, в эту весеннюю пору появляемся как вытаявшие из-под зимних сугробов одуванчики.  Выползая ранней весной на дорогу, разъеденную бездонными ямами  и колдобинами, мы,автовладельцы с полувековым стажем, но пораженные метастазами маразма и склероза, являем собой  большую проблему и опасность для молодых женщин и опытных водителей за рулём, и даже для отъявленных байкеров. Давно бы уже пора на автотрассах  в весенне-летнее время выставлять временный предупреждающий знак - " Осторожно!На дороге "Подснежники-одуванчики!"
   Всего-то тридцать минут пути и уже явился, не запылился.  «Вот  моя деревня; вот мой дом родной…»
Тут же меня встретили чириканьем воробышки: - «Жив-жив, чив-чив».  Да, жив я , жив, мои пернатые. Я  рад, что зимой вы не замерзли и в когти никому не попались. Живите теперь, размножайтесь.
    Открыв ставни на окнах, отперев дверь, зашёл в дом. На стене висит прошлогодний отрывной календарь.  Календарный  листок  указывал  29 октября.  «Не расстанусь с комсомолом. Буду вечно молодым…».
    Затопил  печку. Затрещали  разгорающиеся поленья, весело заиграло в печке пламя, потянуло дымком.
Вышел на крыльцо и  огляделся. Всё на своих местах.  На ивах у пруда почки набухли в ожидании Вербного Воскресенья.  С крыш свесились  хрустальные сосульки, переливающиеся искристыми  радужными цветами.   Опять весна на белом свете.
    Боже ты мой! Уже семьдесят третья моя весна на моем веку.  «Ах, как годы летят! Мы грустим, седину замечая.»
    Звонкая  музыка весенней капели, барабанная дробь дятла, добывающего хлеб свой насущный, жаркие споры и ругань из-за дележки гнезд между старым и прошлогодним поколениями грачиной стаи воспламенили во мне памятные отметины моего босоногого детства.
    А ведь святая истина, что наша   жизнь - это круговорот всего в природе.

    Почувствовав в себе прилив весеннего обострения графоманских сил, присел на крыльцо и старческим почерком нацарапал на календарном  листочке:
 «Исповедь графомана или Опять грачи прилетели»… , которую только что Вам  и поведал. 
    


 


Рецензии
Вы очень хороший писатель, говорю вам как старый прожженный графоман. )
Читая ваше произведение, как старый лингвист, открыл для себя почему яичницу называют не яицница. "Господи, Боже мой, - подумал я, - Вот же она истина: есть места на нашей планете, где яйца называют яйча!"
Спасибо за такое откровение. Очень был рад знакомству с вашим творчеством.
С вашего позволения, загляну ещё.

Владимир Владимирский 2   18.03.2023 06:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте уважаемый Владимир. Очень тронут вашим добрыми отзывом и оценкой лингвиста. В своих рассказах я часто допускаю местный деревенский говор нашей череповецко-шекснинской округи.
С уважением Александр.

Александр Жгутов   18.03.2023 09:33   Заявить о нарушении
А у вас в говоре, наверное, часто присутствует ещё частица "то"? Ну помните как в фильме "Жестокий романс" Паратов, обращается к Иван Петровичу и говорит: "Вы возьмите часы в руку, а я у вас их пулей ТО и выбью". Я замечал такой говор, когда общался с людьми из Костромы и Вятки. Так у них эта частица в широком ходу: "Туда не ходи-то, а этого не делай-то".

Владимир Владимирский 2   18.03.2023 10:03   Заявить о нарушении
Доброго дня,Владимир. То,вон-то и производные, с упором на то, наблюдались в 40-60 годы , но особенно в Сиземской округе. Сизьма есть в Интернете как место паломничества любителей стародавностей. Посмотрите, увидите. Там даже где-То и словарик местных диалектов есть.
А это Вам, от меня для чтения на досуге.

http://proza.ru/2016/11/25/705

Александр Жгутов   18.03.2023 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.