Биологическое и социальное в человеке

Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Но вопрос о природе человека - важнейший вопрос для жизни общества. Представление о человеке влияет на формирование общественной морали, на организацию образовательно-воспитательного процесса, на социальную политику государства. Поэтому необходимо выработать единое представление о природе человека, т.е. о соотношении в человеке биологического и социального.
 
По этому вопросу сложились две позиции. Согласно одной, природа человека всецело социальна: человек рождается с единственной способностью "приобретать человеческие способности"(выражение А.Н.Леонтьева). Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена, т.е. существуют биологически запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. (При этом все признают, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и др.)

   Можно только удивляться, что при таких бесспорных доказательствах социальной природы человека этот вопрос называют сложным и запутанным, не могут выработать единую позицию.

В Загорске есть специальная школа для слепоглухонемых детей. До школы они были даже не животные, а растения. У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром, причем еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Само по себе это содержание не формировалось. У них отсутствовал даже исследовательский рефлекс, якобы открытый И.П.Павловым. Они могли умереть от голода, даже если пища была рядом. И только в школе, с использованием специальных методик, их постепенно приучали к орудийной деятельности, начиная с приема пищи и кончая сложными навыками письма. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Бройля.

 В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные, что подтверждается тем, что четверо из них окончили психологический факультет Московского университета.
Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Когда их обнаруживали, выяснялось, что "дети джунглей" не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. "Изолянты" так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. Воспитываясь в стае волков, они усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно его обнюхивали. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Их называют феральными людьми. Они - продукт социальной изоляции.

Эти и другие примеры доказывают, что не существует биологически запрограммированных протосоциальных схем поведения человека. Значит, человека из биологического существа может сформировать только общество в процессе социального воспитания. Социальное воспитание, или социализация, - это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В связи с этим особое значение имеет общественная мораль, воспитательная система, социальная политика государства.

В работе использована литература:
Философия: учебник для высших учебных заведений.-Ростов н/Д.:"Феникс",1999.
А.И.Кравченко. Основы социологии. Москва, 1998.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.