Партия 2017 года. Структурная функциональность
Методология структурно-функционального анализа разрабатывалась в 30-50 гг. прошлого века у на основе методов - структурализма и функционализма.
Французский антрополог Клод Леви-Стросс сформулировал структурный метод как в анализ структур мышления и социальных отношений, включая отношения власти.
Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) .сформулировал три постулата функционализма:
постулат функционального единства общества как согласованность функционирования всех его частей;
постулат универсального функционализма как полезность для общества происходящих в нем социальных явлений и процессов;
постулат функциональной необходимости утверждает, что в обществе имеют место только необходимые ему социальные факты.
Выводего заключался в том, что все происходящие в обществе социальные явления и процессы должны быть функциональны, чем должны способствовать его: выживанию, адаптации к окружающей среде, и развитию. Все, что не отвечает требованию - функциональности или дисфункционально - отмирает.
Главной задачей функционального анализа: определение и описание функций изучаемого феномена.
Американский политолог Габриэль Алмонд (1911) , применил теорию Истона - структурно-функциональный метод - для исследования политической системы.
Г.Алмонд рассматривал политическую систему как совокупность функций всех структур, входящих в нее. Это - законодательная, исполнительная, судебная ветви власти, чиновничество, политические партии, другие группы давления.
Каждый элемент выполняет сви функции в интересах всей системы и содействует ее адаптации и эффективной деятельности.
Г.Алмонд подразделил функции на три группы исходя из места, критерий - место в системе
В первую группу вошли функции входа или функции процесса, которые реализуют партии, законодательные органы, исполнительные органы, чиновничество и суды:
- артикуляция интересов - высказывание их гражданами;
- агрегация интересов - объединение интересов граждан, определённых на основе высказываний, требований, запросов и т.д. в программы политических партий или правительства;
- определение политического и осуществление политического курса;
- выполнение судебных решений.
Во вторую группу вошли функции системы, определяющие её жизненность и устойчивость:
- политической социализации
-политического рекрутирования, то есть отбор людей для политической деятельности и занятия государственных должностей;
- политической коммуникации, то есть движение политической информации в политической системе и обществе в целом.
Третью группу составляют функции выхода или функции воплощения политического процесса:
- функция политического курса, или воздействие реализуемой правительством политики на общество, экономику и культуру;
- регулирование поведения;
- извлечение ресурсов (в форме налогов);
- распределение благ и услуг
Габриэль Алмонд вместе с Сиднеем Вербой сформировали свой вариант функций политической системы. Они исходили из потребности системы и необходимости сохранения ее тождественности. Это были функции:
- политической социализации, служащей сохранению "образца" политической системы, позволяющей людям следовать ценностям и нормам данного общества, сохраняя лояльность к власти;
- адаптации к внутренней и внешней среде, которая проявляется как отбор лидеров;
- реагирования на поступающие снаружи и изнутри сигналы. Это функция приспосабления к изменениям;
- экстракции, то есть получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из природы, экономики и т.д.);
- регулирования, то есть осуществление политической системой управления обществом.
Российские исследователи Ф.А.Бурлацкий и А.А.Галкин выделили три функции политической системы:
- определение целей и задач общества;
- мобилизация ресурсов;
- легитимизация действующей власти.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Каждый кто путешествует по многовариантным представлениям политической науки , может согласится со многими её авторами . Каждый взгляд, определение могли иметь основание для возникновения и они всегда возникали, когда отдельный исследователь самостоятельно формулировал категории, давал описания и характеристики этапам и звеньям политического процесса. Здесь возникла не многомерность пространства, а представлений о нём. И если бы уважаемые исследователи достигли согласия в своём представлении, сегодняшним политикам и исследователям, несомненно, было бы легче, однако эти вопросы оставлены новым поколениям. Но новое поколение исследователей политического поля должны понимать его состояние: оно не в белых ленточках, в белых пятнах. Понятно, руки не доходят. Сформировалась политическая ситуация: появился запрос на перемены в политическом процессе. Что менять, как изменять - описано только прошлое.
Свидетельство о публикации №212031400441