Партия 2017 года. Структурная функциональность

Структурная функциональность политической системы.


Методология структурно-функционального анализа разрабатывалась в  30-50 гг.  прошлого века у  на основе   методов - структурализма и функционализма.

 
Французский антрополог Клод Леви-Стросс   сформулировал структурный метод как  в анализ структур мышления и социальных отношений,  включая отношения власти.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) .сформулировал три постулата функционализма:

   постулат функционального единства общества как согласованность функционирования всех его частей;
   постулат универсального функционализма как  полезность для общества происходящих в нем социальных явлений и процессов;
    постулат функциональной необходимости утверждает, что в обществе имеют место только необходимые ему социальные факты.

Выводего заключался в том, что  все происходящие в обществе социальные явления и процессы должны быть функциональны, чем  должны способствовать его:   выживанию,  адаптации к окружающей среде,  и развитию. Все, что не отвечает требованию - функциональности  или дисфункционально  -   отмирает.

Главной задачей функционального анализа: определение и описание функций изучаемого феномена.


Американский политолог Габриэль Алмонд (1911)  ,   применил теорию  Истона  - структурно-функциональный метод  -  для исследования политической системы.

Г.Алмонд рассматривал политическую систему как совокупность функций всех структур, входящих в нее. Это - законодательная,  исполнительная,  судебная ветви власти,  чиновничество,  политические партии,   другие группы давления.

Каждый элемент   выполняет сви функции в интересах всей системы и содействует ее адаптации и эффективной деятельности.


Г.Алмонд подразделил функции на три группы исходя из места,  критерий - место в системе


В первую группу вошли функции входа или функции процесса, которые реализуют партии, законодательные органы, исполнительные органы, чиновничество и суды:

-  артикуляция интересов -  высказывание их  гражданами;
-  агрегация интересов -  объединение интересов граждан, определённых на основе высказываний, требований, запросов и т.д. в программы политических партий или правительства;
-  определение политического и  осуществление политического курса;
-   выполнение судебных решений.

Во вторую группу вошли функции системы, определяющие её жизненность и устойчивость:

- политической социализации
-политического рекрутирования, то есть отбор людей для политической деятельности и занятия государственных должностей;
- политической коммуникации, то есть движение политической информации в политической системе и обществе в целом.


Третью группу составляют функции выхода или функции воплощения политического процесса:

- функция политического курса, или воздействие реализуемой  правительством политики на общество,   экономику и культуру;
- регулирование поведения;
- извлечение ресурсов (в форме налогов);
- распределение благ и услуг


Габриэль Алмонд   вместе с Сиднеем Вербой  сформировали  свой  вариант функций политической системы.   Они  исходили  из потребности системы  и необходимости сохранения ее тождественности.  Это были  функции:

- политической социализации, служащей  сохранению "образца" политической системы, позволяющей  людям   следовать ценностям и нормам данного общества, сохраняя  лояльность к    власти;
- адаптации к внутренней и внешней среде, которая проявляется как отбор лидеров;
- реагирования на поступающие снаружи и изнутри сигналы. Это функция   приспосабления к изменениям;
- экстракции, то есть получение ресурсов из внутренней (из самой системы) или из внешней среды (из природы, экономики и т.д.);
- регулирования, то есть осуществление политической системой управления обществом.


Российские исследователи Ф.А.Бурлацкий и А.А.Галкин выделили три функции политической системы:

- определение целей и задач общества;
- мобилизация ресурсов;
- легитимизация действующей власти.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Каждый кто путешествует по многовариантным    представлениям политической науки , может согласится со многими  её авторами .  Каждый взгляд, определение  могли иметь основание для возникновения и они всегда возникали, когда  отдельный исследователь самостоятельно формулировал категории, давал описания и характеристики этапам и звеньям политического процесса.  Здесь возникла  не многомерность пространства, а  представлений о нём.  И если бы уважаемые исследователи достигли согласия в  своём представлении, сегодняшним политикам и исследователям, несомненно, было бы легче, однако   эти вопросы оставлены новым поколениям.  Но новое поколение исследователей политического поля   должны  понимать его состояние: оно не в белых ленточках, в белых пятнах.  Понятно, руки не доходят. Сформировалась политическая ситуация:  появился запрос на перемены в политическом  процессе. Что менять, как изменять - описано только прошлое.


Рецензии