Джордж Оруэлл - Пацифизм и война
Я полагаю, вам не захочется заполнять весь номер Партизан Ревью жалкими и противоречивыми заокеанскими депешами. Вместо этого я соединил различные письма, которые вы мне переслали (от г-д Сэведжа, Вудкока и Комфорта), поскольку главная тема во всех одна и та же. Однако ниже я обращусь и к отдельным фактам, упомянутым в них.
Пацифизм. Объективно говоря, пацифисты поддерживают фашизм. Объяснение тому – элементарный здравый смысл. Если вы подрываете военные усилия одной стороны, вы автоматически помогаете другой. Да и оставаться в стороне от идущей сейчас войны никак не возможно: на практике это означает «кто не с нами, тот против нас». Сама идея, что можно каким-то образом оставаться вне и над этой войной, одновременно питаясь той пищей, что британские моряки доставляют нам, рискуя своей жизнью, - это буржуазная иллюзия, питаемая деньгами и чувством собственной защищенности. Г-н Севедж замечает, что, «если рассуждать таким образом, то любой немецкий или японский пацифист будет «объективно пробританским»». Разумеется, так и есть! Вот почему любые проявления пацифизма в этих странах запрещены (в обеих за это предусмотрена смертная казнь), тогда как и немцы, и японцы делают все, что в их силах, чтобы способствовать распространению пацифистских настроений на британских и американских территориях. Немцы даже создали фальшивую радиостанцию «Свобода» и транслируют пацифистскую пропаганду, совершенно неотличимую от P.P.U. (британская пацифистская организация – Ю.Ш.) Они бы и в России стимулировали пацифизм, но с тамошними ребятами им трудно справиться. Если о каком-то воздействии вообще можно говорить, то такая пропаганда эффективна только против стран, где до сих пор разрешена хоть какая-то свобода слова. Иначе говоря, эта пропаганда потворствует тоталитаризму.
Меня не интересует пацифизм как «моральный феномен». Если г-н Севедж и прочие представляют, что некто, заняв пассивную позицию, может каким-то образом «превзойти» немецкую армию, пусть представляют и дальше. Но пусть они хоть иногда задумаются, не находятся ли они в плену иллюзии, обусловленной чувством защищенности, избытком денег и простейшим незнанием реального положения вещей. Когда-то я был гражданским служащим в Индии, и я всегда в голос смеюсь, когда слышу, что Ганди приводят в пример как успешного «непротивленца». Двадцать лет назад в англо-индийских кругах цинично признавали, что Ганди сослужил большую службу британскому правительству. Он и японцам послужит, если они доберутся до Индии. Деспотии стоят незыблемыми перед лицом «моральной силы», у них вызывает страх лишь физическая мощь. Впрочем, хоть меня и не интересует «теория» пацифизма, мне очень интересна его психологическая сторона. Каким образом пацифисты, у которых террор поначалу вроде бы вызывал ужас, дошли до явного восхищения успехами и мощью нацизма? Даже те пацифисты, кто такого восхищения не испытывает, начинают заявлять, что сама по себе победа нацистов желанна. В переправленном вами письме г-н Комфорт считает, что художнику на оккупированной территории следует «протестовать против открывающегося ему зла», однако он также считает, что это лучше делать, «временно соглашаясь со статусом-кво» (видимо, как это делают Деа и Бержери). Несколько недель назад он рассчитывал на победу нацистов из-за стимулирующего эффекта, который он оказала бы на искусства:
«Насколько я могу судить, никакая терапия, кроме полного военного поражения, не имеет и единого шанса снова вернуть равновесие как в литературу, так и в жизнь обычного человека. Чем страшнее беда, тем мощнее низвергается каскад художественного творчества, тем грандиозней поэтический катарсис, ибо в этом случае совершается переход от ограниченного восприятия войны как некоей катастрофы к осознанию трагедии Человека как творца и индивида. Я уверен, именно это мы и найдем в произведениях писателей из Франции, Польши и Чехословакии, когда они вновь дойдут до нас» (из письма в «Горизонт»).
Я не буду комментировать этого богатого невежду, который верит, что где-то в Польше все еще течет литературная жизнь. Я лишь замечу, что именно такие утверждения оправдывают меня, когда я говорю, что английские пацифисты превращаются в откровенных профашистов. Но возмущает меня даже не это. Меня возмущает трусость тех интеллигентов, кто объективно и в некотором смысле эмоционально поддерживает фашизм, но не может в этом признаться и потому прячется за формулировкой «я такой же антифашист, как и все, но…». Результатом всего этого становится так называемая пропаганда мира, которая является со стороны интеллигенции такой же ложью и свинством, как и пропаганда войны. Подобно последней, она, в первую очередь, подает нам «ситуацию», не озвучивая точку зрения оппонента и не задавая неудобных вопросов. Рассуждение обычно идет в духе «те, кто сражаются против фашизм, сами становятся фашистами». Дабы избежать вполне ожидаемых возражений, пропагандисты используют следующие трюки:
1.Фашистские тенденции в Британии как результат участия в войне систематически преувеличиваются.
2.Собственно история фашизма, особенно довоенная, либо игнорируется, либо от нее презрительно отмахиваются, как от «пропаганды». Любые дискуссии о том, что будет с нашим миром, если победу одержат страны Оси, обходят стороной.
3.Тех, кто хочет сражаться с фашизмом, обвиняют в чистосердечной защите капиталистической «демократии». При этом замалчивают тот факт, что повсюду преимущественно богатые защищают фашизм, а рабочие почти всегда выступают против него.
4.Все негласно притворяются, что война идет только между Британией и Германией. О России и Китае, их судьбе в случае, если фашизму позволят победить, избегают упоминать. (Ни в одном из трех писем, присланных мне, нет ни слова ни об одной из этих стран).
Ну, а теперь я отвечу на два пункта, на случай, если вы полностью напечатаете письма ваших корреспондентов.
Мое прошлое и настоящее. Г-н Вудкок пытается дискредитировать меня, сообщая, что 1) я некогда служил в Индийской Имперской полиции, 2) писал для журнала Adelphi и якшался с испанскими троцкистами и 3) на Би-Би-Си я «осуществляю британскую пропаганду, оболванивая индийские массы». По поводу первого пункта, это правда: я действительно пять лет служил в индийской полиции. Правда также и то, что я оставил эту работу: она не подходила мне, отчасти потому, что я больше не хотел служить империализму. Кое-что из того, что я узнал об империализме изнутри, сделало меня его противником. Всю историю я изложил в своих произведениях, включая один роман («Дни в Бирме»), который я, наверное, могу назвать пророческим в свете событий этого года. Второе: разумеется, я писал для Adelphi. А почему бы и нет? Однажды я написал статью в газету для вегетарианцев – разве это делает меня вегетарианцем? В Испании я имел дело с троцкистами. Так случилось, что мне пришлось служить не где-нибудь, а в милиции P.O.U.M., с чьей «линией» я был не согласен и открыто об этом заявлял их лидерам. Однако, когда их затем обвинили в профашистской деятельности, я как мог защищал их. Каким образом это противоречит тому, что я сегодня настроен против Гитлера? Я впервые слышу, что троцкисты – это либо пацифисты, либо профашисты. Третье: г-н Вудкок действительно знает, что я включаю в индийские радиопрограммы? Конечно, нет, хоть я бы с радостью ему об этом рассказал. Он проявляет осторожность, не упоминая других людей, которые участвуют в подготовке этих программ. Среди них, к примеру, Герберт Рид, о котором он одобрительно отзывается. Есть и другие: Т.С. Элиот, Э.М. Форстер, Реджинальд Рейнольдс, Стивен Спендер, Дж.Б.С. Нолдейн, Том Уинтрингем. Большинство наших журналистов представляют левую индийскую интеллигенцию, от либералов до троцкистов, а некоторые из них резко отрицательно относятся к Британии. Они делают эти программы не для того, чтобы «оболванивать индийские массы», а потому, что они знают, какие шансы оставила бы победа фашизма индийской независимости. Почему бы не узнать, что именно я делаю, прежде чем искать подвох в моей добровольной деятельности?
«Мистер Оруэлл вновь занимается «охотой на интеллигенцию» (м-р Комфорт).
Я никогда не набрасывался на «интеллигентов» или «интеллигенцию» как класс. Я извел немало чернил и причинил себе самому немало вреда, набрасываясь на череду литературных клик, которых уж очень развелось в этой стране, и делал это не потому, что они были интеллигентами, а как раз наоборот, потому что они не были истинными интеллигентами в моем понимании. Клика живет лет пять; я пишу так давно, что у меня на глазах появились три и исчезли две из них: Католическая клика, Сталинистская и ныне здравствующая пацифистская или, как ее иногда называют, Фашифистская. Я обвиняю все три в том, что они занимаются сознательно лживой пропагандой и низводят литературную критику до уровня взаимного лизания задниц. Но даже в этих «школах» я выделяю отдельных индивидов. Мне бы и в голову не пришло объединять Кристофера Доусона с Арнольдом Лунном, Мальро - с Пальме Дуттом или Макса Плаумана с герцогом Бедфордом. Даже у отдельно взятого человека могут быть произведения самого разного уровня. Тот же м-р Комфорт: однажды он написал стихотворение, которое я очень высоко ценю ("Память об атолле"), и мне бы скорее хотелось, чтобы он чаще писал такие стихи, а не мертвые пропагандистские трактаты, завуалированные под романы. Однако его письмо в мой адрес - уже другое дело. Вместо того чтобы ответить на мое послание, он пытается создать у аудитории, которой я не так известен, предвзятое впечатление обо мне, извращая мои взгляды и насмехаясь над моим «статусом» в Англии. (Заметим, что писателя оценивают по его произведениям, а не «статусу»). Это вполне соответствует пропаганде «мира», которая во что бы то ни стало старается не упоминать о вторжении Гитлера в Россию, - а уж это я никак не могу назвать честностью. Лишь потому, что я серьезно отношусь к функции интеллигенции как класса, я и не люблю этих насмешников, клеветников, попугаев и охочих до денег подхалимов, что процветают в нашей английской литературной среде, - а возможно, и в вашей тоже.
1942
Перевод с английского - 2016 г.
Свидетельство о публикации №212031501039