Язык иудеохристианства - философия
Система самоуправляемых городских общин, литературы и языка, а, в общем – культуры, сложилась в регионе Египет - Месопотамия гораздо раньше, чем в Греции, именно здесь, в семитском мире, оформились те первичные понятия, которые стали корневыми основами в лексике национальных языков Европы. В данной статье мы рассмотрим 17 теологических терминов, вращающихся в системе иудеохристианства, как считают исследователи, они принадлежат к «латинскому» или «греческому» языкам, мы попробуем установить их лексическую связь с языком Бога – ивритом.
Один из неясных пока вопросов раннего иудеохристианства, на каком языке писались первые религиозные произведения Нового Завета – Евангелия, их количество оценивают по-разному (около 200)? Основное население Иудеи (Палестины) в то время говорило на иврите и арамейском языке, в приморских городах и административных центрах аристократами и чиновниками использовался и греческий язык. На сегодня существует несколько гипотез: 1) евангелия восходят к единому арамейскому источнику; 2) запись христианской традиции выполнена на арамейском и греческом языках – параллельно.
Перевод и транскрибирование имен с одного языка на другой всегда проблематичен, фонетика и графика не совпадают, тем более, если речь идет о времени античности, когда вообще не существовало общепризнанных правил транскрибирования, каждая школа перевода придерживалась своей традиции в истолковании текста. В греческом языке звуки «й» и «и» обозначают одной буквой I, в иврите это масса разных понятий – ИШЕН коптить, ЙИШЕН выдерживать (вино); звук «ш» отсутствует вовсе его заменяет «с», ударное «у» пишется как OY, а редуцированный (сокращение) звук «а» часто опускается. Мужские имена в греческом языке традиционно оканчивались на «с», а долгий «э» отображается буквой эта – «Н», в русской транскрипции буквой И; таким образом, еврейское имя «Йэ-шуа» (ИИСУС), трансформировалось в греческое IHSOUS (Иэсус), латинское Iesus (Йэзус), сохранив от подлинного звучания один звук «у». Если добавить к вышесказанному постоянно идущий процесс изменения лексики языка (фонетики, графики, смысла понятий) под влиянием социальных и политических преобразований в обществе, то очевидно, что смысл понятия надо искать не в грамматике, а в философии термина или имени.
Сегодня ученый мир в своём большинстве не отрицает существование Иисуса из Назарета, установлено, что после гибели Учителя (26-36 гг.) его ученики (апостолы) – продолжили дело Иисуса и заложили фундамент ХРИСТИАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ религиозно-политической организации. Используя мессианские настроения, господствующие в Иудее I века молодым реформаторам иудаизма удалось закрепиться в Иерусалиме, а затем распространить миссионерскую деятельность на регионы Малой Азии, и Европы. Они ИЗМЕНИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ людей на громадных территориях, ввели специальную терминологию - НОВЫЙ ИУДЕОХРИСТИАНСКИЙ ЯЗЫК (язык религии), ведя постоянную пропагандисткою и агитационную работу в разных социальных и этнических группах. Согласно мнению, господствующему в иудаизме, взаимодействие народов имеющих отличные религиозные взгляды, осуществляется на разных культурных уровнях, ритуальная (культовая) часть учения адресована только евреям, но духовное и нравственное содержание учения принадлежало всему человечеству.
А что по поводу заимствования греческих слов сообщает Еврейская энциклопедия Брокгауза-Ефрона (1908-13), статьи в которой писались крупнейшими представителями русской науки и еврейскими знатоками религиозной традиции? Общее мнение в массе статей посвященных языкознанию и лингвистике, древний иврит – наиболее консервативный язык в мире, будучи языком Бога (тысячелетняя традиция переписывания текстов, буква в букву) он не воспринимал другие языки, греческих заимствований насчитывается несколько сотен, латинских - несколько десятков, очень немного персидских (в основном технических терминов, названий растений и животных). «Здесь необходимо также отметить любопытное явление, что при заимствовании ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА, евреи иногда несколько изменяли его значение, притом чаще всего слова получали смысл МОРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ, какой им не присущ в греческом языке» (ЕЭ, т.6, с.776).
Исследователь географии средневековья Дж. К. Райт (1891-1969) сообщает - "Широко распространено было мнение, которое, в частности разделял и Августин, что сами греки в действительности заимствовали важнейшие элементы своего богословия из Библии".
1) Харизма
Христианство, как любая религия представляет собой систему ценностей (социально-религиозных идей) и соответствующих специализированных УЧРЕЖДЕНИЙ, которые проводят религиозную идеологию в жизнь. Во главе учреждений католической церкви стоят - епископы, высшим руководителем церкви на Западе Европы является – римский епископ, которого обычно в устной речи называют – ПАПА, он руководит деятельностью церкви и организует аппарат, который называют – папством. Папа и папство ФОРМИРУЮТ МИРОВОЗРЕНИЕ рядовых верующих католиков и их отношение к другим социальным и национальным группам населения. Из философии и социологии известны два вида АВТОРИТЕТА руководителя, один основан на физической власти (силе), а другой - на святости, ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ; римский папа в силу своей должности (наиболее приближен к Богу) обладает харизматической властью, он возглавляет социальный институт, которому подчиняются миллионы людей, независимо от личности (моральных качеств) того, кто его возглавляет.
Как считают исследователи иудаизм начал своё существование как верование нескольких еврейских родов, а в период завоевания Ханаана верование охватило все двенадцать колен. Усовершенствованное со временем пророками и книжниками учение превратилось в универсальную религию, которая породила новую систему социального взаимодействия - ХАРИЗМАТИЧЕСКУЮ ВЛАСТЬ. Эта власть основана на святости (высшем авторитете и знании) и опирается на добровольное подчинение масс социальному институту, независимо от личности того, кто его возглавляет, в отличие от власти обыденной, основанной на грубой силе и физическом принуждении.
Понятие "харизма" производят от греч. charisma – милость, божественный дар, исключительная одаренность; харизматичный лидер появляется в трудные моменты общественной жизни и наделен, по мнению его сторонников, непререкаемым авторитетом, основанном на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме и "святости". В иудаизме понятие КИДДУШ ХА-ШЕМ освящение Божьего имени, связано с основным требованием религии – обязанностью утверждать величие Бога, исполнять его наставления и самоотверженно служить ему вплоть до самопожертвования; понятие представлено в Библии (Лев. 22:32 и др.), где отмечается взаимосвязь его с представлением о ДАРОВАНИИ СВЯТОСТИ. В течение веков сложилась характеристика человека живущего по правилам "Освящения Божьего имени" – личное благородство, мужество, отказ от притворства и двуличия, готовность во имя идеи подвергнуться физическим и моральным мукам.
Chari+sma = ивр. ХАРЕИ свойства, качество, особенность + ШЕМ, ХАШЕМ имя; одно из имен Божьих, Бог; выражена идея передачи части Божественной силы, мудрости и вдохновения - человеку (пророку, военачальнику, вождю).
Согласно еврейскому философу Маймониду (XII в.), наделенный харизмой индивид назначен для того, чтобы создать для всех членов сообщества свод законов и принудить их подчиняться им. Необходимость в таких законов возникает потому, что различия между людьми настолько велики, что представленные самим себе, они не в состоянии установить в обществе власть закона и порядка; в наиболее благоприятном случае этот законодатель одновременно является истинным пророком (Путеводитель растерянных 11,40).
2) Папа
Исследователи считают, что слово "папа" происходит от гр. pappas, papas – отец; в раннем христианстве духовный наставник, ранняя надпись "папа" обнаружена в римских катакомбах (III в.). Заметим, что некоторые еврейские религиозные ученые (амораи – законоучители, ок. 1932 человек) в период 300-375 гг. носили имя Рав Папа, происхождение и смысл этого имени не известен (возможно, специальный термин Талмуда, аббревиатура, наивысшая степень учености). В это время в восточном христианстве титул "папа" стали присваивать патриархам Александрийской и Карфагенской церкви, однако со временем он превратился в общепризнанный титул епископов Рима; папа Григорий VII заявил в 1073 году, что право носить титул "папа" принадлежит только римскому епископу.
В официальном церковном праве термин "папа" не употребляется, его заменяет выражение Romanus Pontifex – римский понтифик, верховный жрец; в отношении пап применялся с V века, в титуле выражены две функции папы: он является епископом Рима и одновременно главой католической церкви. Понятие заимствовано из языческой латинской терминологии, (понтифик – дословно, строитель мостов), очевидно, указывает на должностную обязанность жреца, приносить жертву и наблюдать за строительством; в первые века христианства титул «папа» применялся ко всем епископам, первоначально ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются исторические свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами, но, начиная с VII века титул «папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.
3) Патер
В римской церкви оформился термин, обозначавший священника – патер (лат. pater отец), скорее всего происхождение этого слова надо вести от еврейского понятия ПАТАР разъяснять, истолковывать; разъяснение Законов христианства – главная задача священника.
4) Кардинал
В Латеранском дворце находилась Папская канцелярия и Управление церковным имуществом, на их базе позднее сформировалась курия, ближайшее окружение папы составляли епископы пригородных епархий, 25 римских священников, настоятелей важнейших приходов, 14 дьяконов и управляющих церковным имуществом. Этих духовных лиц называли кардиналами, от лат. cardo – шарнир, ось (?). Немыслимая трактовка духовного лица, латинское истолкование термина неточно передаёт смысл понятия "кардинал" (cardinalis – главный), речь здесь может идти о еврейском понятии.
КАРДИНАЛ = КА+РДИН+АЛ = КА (в качестве кого) + РОДАН неограниченный властелин, диктатор + АЛЬ высший, верхний; или РАДА владычествовать, властвовать + АНА свидетельствовать (присутствие в мире Бога).
5) Епископ
Первых епископов Рима избирали члены общины и духовенство, с последующим утверждением епископами соседних епархий; термин "епископ" производят от гр. episkopos – надзиратель; зарегистрирован со II в., так называли управляющих имуществом ранних христианских общин.
Скорее всего, в термине выражена главная задача – e+pis+kop+os = ивр. Е + ПИС умилостивлять, умиротворять, бросать жребий + КУПА касса (кассир), корзина + ОСЭ делать, производить, организовывать.
Таким образом, термин "епископ" описывает обязанности высшего духовного лица на конкретной территории (в христианской общине) – УМИРОТВОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, толковать Библию и принимать решения по всем вопросам, в т.ч. - финансовым. Согласно источникам, финансово-хозяйственная составляющая функций ЕПИСКОПА (добывание и распределение финансовых средств) в раннем христианстве была основной, тогда – episk+o+pos = EPISK прочитано наоборот – KSIPE = КАСПИ серебряный, денежный, финансовый + ПАС, ПОСЕА шагать, ступать (идущий за деньгами; то же апостолы - собиратели денег).
6) Курия
Римский папа управляет церковью при посредстве учреждений называемых "курией"; термин "курия" происходит (как считают исследователи) от лат. curia – резиденция городских властей; имя идет из древнего Рима – совокупность нескольких патрицианских родов; здание, где собирался сенат Рима; провинциальный сенат в Римской империи. Этот «римский» термин имеет смысл в иврите = КАРА, КОРЭ созывать (часть выражения – созывать собрание); в XVI веке еврейскими общинами в Италии руководили ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ, на иврите они назывались ВААД комитет, приглашать на собрание или КЕРИА вызов, провозглашение, зов, чтение.
7) Папство
Латинское слово papatus – папство, появилось в XII веке, когда в Европе разгорелась борьба за духовное верховенство между папами и светской властью; в церковно-юридической литературе того времени отмечены дискуссии о границе папской власти и о роли церкви в социально-политической системе государств между знатоками церковного права и королевскими чиновниками.
Термин очевидно составной: papa+tus; ПАПА + ивр. ТУШИА мудрость, разумность; т.е. папство это те, которые находятся при папе и обладают знаниями, мудростью (в толковании законов Библии); папы своим божественным авторитетом закрепляли идеи выдвинутые папством, как показывает история, далеко не всегда эти идеи были удачными и благочестивыми.
8) Ватикан
Самой старой папской резиденцией является Латеранский дворец, переданный императором Константином папе Сильвестру I; с периода Возрождения главной резиденцией пап стал Ватикан (Vaticanus) – иврит = ВЕТИКИН молящиеся на ЗАРЕ, благочестивые, фанатично религиозные евреи (Евр.Энц., т. 11, с. 238).
Имя явно заимствовано римской церковью, талмудические Мудрецы определили, что молитвы лучше доходят до Бога на ЗАРЕ, когда мало облачности; Плиний также пишет о том, что христиане собираются на свои религиозные собрания "до рассвета". Если мы "копнем" историю, то обнаружим, что рядом с этим римским холмом (Монте-Ватикано, холм на правом берегу Тибра) во времена империи селились евреи, его застройка началась в IV веке; с 1870 года папы постоянно живут в Ватикане.
9) Секулярный
Секулярный – светский, свободный от церковного влияния; термин выводят от лат. saeculum – мир: sae+c+ulum = СИА помогать, содействовать; СИА группа + К в качестве кого-либо + ОЛАМ мир, свет; т.е. миряне - группа (не духовенство) осуществляющие помощь церкви.
10) Регулярный
Регулярное, от лат. слова regula – устав; свод правил, регулирующий деятельность = ивр. Р.Г.Л. приучать, привычка, свыкаться, авторитет, исходный пункт для правильного понимания чего-либо.
11) Клир и миряне
Разделение верующих на клир и мирян и признание такой организации имеет в своей основе высказывание апостола Павла (академик от иудаизма, прошел курс обучения у выдающихся еврейских ученых того времени), он её возводит к Богу: "И иных Бог поставил в Церкви во-первых, апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные" (1 Кор. 12:28).
Клир (лат. clerici; гр. kleros) – общее название служителей культа; слово прочитано наоборот – kleros = sor+elk: САР распорядитель (служитель) + ЕЛ Бог + К около; в качестве кого-либо; т.е. служитель Бога.
Миряне (laici) – все кто не является священнослужителями: laici = icial (ициал, наоборот): ЭЭЦИЛ влиять, вдохновлять, внушать; т.е. группа, на которую нужно влиять и которой необходимо внушают церковные догмы (низкий уровень знаний). Русское понятие «миряне» – последователь религиозного культа, тот, кто живет светской жизнью, вероятно не связано с понятием «мир» (как территория), а, скорее всего, восходит к ивриту – М+ИР+ЯНЕ = М от, из + ЙАРЕ, ИРА почитание, богобоязненность + АНА петь, воспевать (бога, единственное право - молитва); т.е. из люди числа богобоязненных.
12) Церковь, организация и здание (приход)
Экклесия (греч. ekklesia), в Древней Греции наиболее распространённое название народного СОБРАНИЯ, а в христианстве — название, как общины верующих, так и всей церкви; позднее стал применяться как понятие – церковь. Скорее всего, производное от еврейских понятий = 1) ekklesia = ивр. УХЛУСИЯ жители, народонаселение; 2) ek+kl+isia = КЛАЛ общество + ЙАЭША получать помощь, спасение избавление.
Греческое понятие "кириакон" - Господний, «господний дом», исследователи считают основой: немецкого Kirche, голландского kerk, шотланд. kirk, англ. church, швед. kyrka (кирка), исл. kirkja (киркья), финского kirkko (киркко), эст. kirik (кирик) и русского - церковь. Но в иудаизме и раннем иудеохристианстве только одно место – Иерусалимский храм (там находился ковчег) осмысливался как место присутствия Бога, а церковь (синагога) это МЕСТО МОЛИТВЫ и изучения Святого Писания (в зависимости от количества молящихся разный уровень влияния ШЕХИНЫ (Божественной благодати)/
КИРИА+КОН = ивр. КАРА, КЕРИА читать вслух перед аудиторий; КЕРА(арам.) Библия, Писание, цитата из Библии + КАНА, КОНЭ приобретать, получать знания, место для чтения Библии.
13) Епархия и диоцез
Епархия гр. eparchia – церковно-административная территориальная единица, организация церкви на территории, самостоятельно организующая религиозную жизнь и своё хозяйство, во главе стоит епископ, организационно входит в митрополию (край). Термин эллинизирован (транслитерация, замена букв разных алфавитов), EP+ARC+HIA = ПЕ уста (наоборот ЕП) + ЭРЭЦ земля, страна, территория + ЙАХ сокращенное имя Бога Яхве; территория говорящих на языке (устами) Бога Яхве (территория единомышленников).
Диоцез (лат. dioecesis, от гр. dioikesis), в I в. городские округа или часть провинции, с кон. V в. – крупные административные единицы, в состав которых входили провинции; в католичестве – территориально – административные единицы во главе с епископом (епархиальный округ).
Греческая форма имени даёт смысл – DI+OI+KESIS = ДИ который + И связка(краткое написание имени Яхве) + КАСА покрывать; КАСАС включаться в число, быть в компании; возможно территория связанная единой налоговой и религиозной системой.
14) Ересь
Ересь гр. hairesis – особое вероучение, секта; иврит - ХАЙ жить, существовать + РАША (РЭША) злодей, нарушать закон; так называли евреев, изменивших иудаизму; в труде епископа Епифания (IV в., родился в Палестине), который был посвящен описанию еретических движений - отмечено 80 сект.
Во время Второго Храма в еврейском обществе царила строгая ИЕРАРХИЯ, любой спор решался религиозными и законодательными институтами однообразно, на основе постановлений Синедриона. В период Хасмонеев (157-32 до н.э.) в однообразии появились первые трещины, а во время еврейских законоучителей Гиллеля (75-5) и Шамая сосуществовали две разные системы (школы) объяснения Закона, и это было признано официально. С развитием общего образования законоучители устраивали свои школы, возникли новые толкования Устной традиции и различные направления в иудаизме, в I-II вв. формируется иудеохристианство. Все направления неразрывно были связанны с материнской религией – иудаизмом, их лидеры и сторонники по-разному трактовали основные положения иудейской традиции, чтобы отделить КЛАССИКУ от ВОЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ ЗАКОНА и возникло понятие - ЕРЕСЬ. Греческому языку не нужно было понятие ЕРЕСЬ - СЕКТА, политеизм (множество богов) обходился без него, каждый город имел своего бога-покровителя, которому поклонялись его жители.
Около 1 века фиксируется «греческое» понятие ЕРЕСЬ hairesis – считают, что в античности это слово употребляли в значении «философская школа», «учение»; в раннем иудеохристианстве оно приобретает негативный смысл: «разномыслие», «инакомыслие», «секта»; позже – термин обозначал религиозные течения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви в области догматики и культа. И в этом его ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ, ничего общего не имеющим с греческим вариантом: «взятие, овладение, захват, завоевание, выбор, направление, мнение».
Самое раннее упоминание понятия ЕРЕСЬ содержится в Деяниях святых апостолов: «Первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ЕРЕСИ саддукейской, исполнились зависти» (Деян. 5:17); вероятный автор Лука (время написания 60-85 гг.). Речь в этом сюжете идет о миссионерской деятельности апостола Петра в Иерусалиме, борьбе между различными направлениями иудаизма саддукеями и фарисеями; Петр – еврей, Иерусалим – еврейский город, где подавляющая масса населения (слушатели апостола) говорит на иврите или арамейском языке (диалекты). Таким образом, у нас два варианта: 1) автор «Деяний» вложил в уста апостола Петра греческий термин ЕРЕСЬ, тогда, как бы он смог донести свою мысль до простых людей – его бы не поняли; 2) термин имеет арамейское или еврейское происхождение; евреев-отступников от исполнения Законов Торы называли РАША (ХА-РАША) злодей, виновный; поступать незаконно, нарушать Закон. Естественно, что Петр говорил на еврейском языке и пользовался терминологией «еврейской улицы», чтобы быть понятым людьми. В IV веке христианство было признано государственной религией, с этого момента можно говорить о широком распространении термина ЕРЕСЬ в собственном смысле слова, первые указ о борьбе с еретиками от 527 г.
15) Конклав
В V веке духовенство отстранило прихожан от участия в выборах римского епископа, и выборы проходили при вмешательстве королей и местной аристократии вплоть до XIX века. Во время григорианской реформы (XI-XIII) сложилась система избрания пап кардинальской коллегией, для проведения выборов коллегию изолировали от окружающего мира, закрытые на ключ (конклав – cum clavi, т.е. "под ключом") кардиналы должны были быстро завершить выборы, ибо в противном случае им грозило ограничение в пище.
Cum cl + avi = ивр. КУМ приступать, браться (за дело); назначать, устанавливать + КАЛА, КИЛУИ арестовывать, препятствовать, удерживать; окончание, завершение + АВ отец, главное; таким образом, "конклав" является еврейским выражением – удерживать (под арестом) до назначения "отца".
16) Нищенствующие ордена
Нищенствующие (лат. mendicants – нищий, босоногий монах; франц. mendiant – нищий) ордена возникли на рубеже XII-XIII вв.;
Me-ndi-c-ants: ивр. МЕ от, из + НАД скиталец, шатающийся; НЭДЭД скитание + АНИ, АНИУТ бедность, нищета, скромность. В 1216 учрежден орден доминиканцев, а в 1223 г. был утвержден устав ордена францисканцев, главной задачей ставилась борьба с ересью; официально имущество орденов принадлежало папе, а монахам оно давалось только в пользование.
17) Инквизиция
В 1215 г. крупнейший церковный собор средневековья IV Латеранский, принял 70 канонов нового церковного законодательства, подтвердил антиеврейские канонические правила византийской и вестготской эпох и прибавил к ним "Знамение Каина" – особый отличительный знак, который должны были носить все евреи. В этот период для борьбы с еретическими движениями (инакомыслящий=еретик) и иудаизмом организуется тайный церковный орган – инквизиция; термин производят от лат. inquisitio – расследование, такое толкование является выражением одной, не главной функции инквизиции (механизм).
Inqu+i+sitio = ивр. ИЕНАКЕ (ИНАК, ИНК)очищать + И связка + СОТЭ, ИСТЭ, САТА отступник, свернуть с пути; отклоняться от нормы; т.е. – очищать (церковь) от отступников; таким образом, слово является составным еврейским, латинизированным понятием.
Свидетельство о публикации №212031500963