Мемуары А. С. Одинцовой

Во избежание несчастных случаев, обмороков, «вставания волос дыбом» и прочих неприятных последствий, рекомендуется: во-первых, не принимать данное с позволения сказать, произведение серьёзно, во-вторых, полностью абстрагироваться от личности реального автора и представить себе, что вы читаете монографию восьмидесятилетней маразматичной старушонки.

Сейчас я нахожусь в таком возрасте, когда пора подводить итоги прожитой жизни. Я готова поделиться с читателями опытом, приобретенным мною за такую непростую, но вместе с тем и такую интересную жизнь. В моей судьбе были взлёты и падения, победы и поражения, не было только любви.
Вы удивитесь:  как же может быть, что женщина никогда не испытывала такого важного в жизни каждого человека чувства, как любовь. В моей жизни были мужчины, но любви, сильной, страстной, такой, в которую можно было бы броситься, как в омут, без оглядки, всё-таки не было. Почему? Наверное, потому что я была человеком другого склада характера: рассудительная, спокойная, даже холодная. Я никогда не давала сердцу воли над разумом. Правда, в моей жизни был один человек, с которым любовь вполне могла случиться. Это Евгений Базаров, но и ему я предпочла собственное спокойствие- главный приоритет, сопровождавший меня на протяжении всей моей жизни.
Чтобы читатель смог лучше понять меня, мой характер, я начну эту историю, с самого начала, из детства.
Моя мама умерла, когда я была еще совсем маленькой. Я даже не помню её. Мой отец, которого я очень любила, был, как говорили, аферистом и игроком. И когда он в очередной раз проиграл, мы были вынуждены переехать из Петербурга в деревню. Там мы жили закрыто: отец презирал соседей, а они ненавидели нас. Вскоре после нашего переезда в деревню отец умер. Мы остались одни с моей младшей сестрой  Катей. Тогда мне казалось, что я одна в целом мире, было тяжело, страшно и даже не столько за саму себя, сколько за Катю. Она была младше меня на восемь лет, казалась такой маленькой и беззащитной. Себя я рано стала считать взрослой – чувствовала ответственность за сестру.
Тогда я смогла проявить силу воли, я вызвала к себе нашу тётушку Авдотью Степановну, у которой был несладкий характер, с ней было тяжело общаться, но её помощь все-таки была мне необходима.
Несколько лет своей жизни я провела в обществе тётушки, с причудами которой мне приходилось мириться, и сестры. Потом случилось так, что я вышла замуж.
Моим мужем стал Николай Андреевич Одинцов, обеспеченный человек, он был намного старше меня. Николай Андреевич любил меня больше как дочь, нежели как женщину. Я бы солгала, если бы сказала, что любила его. Наверное, читатель заподозрит меня в алчности (конечно, что, если не любовь, управляет девушкой, которая выходит замуж за непорядочного человека, каким бы богатым он ни был).
Если можно, я дам совет всем девушкам: не связывайте свою жизнь с нелюбимым человеком, какими бы радужными не были перспективы. Я на  себе испытала, что такое жизнь с нелюбимым мужчиной. Выходя замуж, я думала: «Стерпится – слюбится», а оказалось всё совсем иначе: всё в Одинцове раздражало меня. К концу нашей семейной жизни у меня сформировалось отвращение ко всем мужчинам. Наш брак закончился спустя шесть лет после свадьбы моим вдовством. Учитывая всё вышеизложенное, читатель может заподозрить меня в причастности к смерти моего мужа. Это не так, хотя я была близка к тому, чтобы заправить его обед цианистым калием,  но судьба, сжалившись надо мной, взяла на себя это «черное дело». Мой муж благополучно умер от сердечного приступа, оставив мне своё состояние.
Тогда я в полной мере испытала на себе, мягко говоря, нелюбовь окружающих.  Сколько было пересудов по поводу моего брака с Одинцовым, не говоря уже о легендах, в которых я была кем-то вроде кровожадной убийцы собственного мужа, и вы представляете, даже до моего отца добрались: якобы мы с ним вместе проворачивали какие-то шулерские делишки.
Так уж сложилось, что по жизни меня сопровождала людская молва. Сначала было больно, обидно, но со временем я стала философски относиться к этому, так как ко мне пришло осознание того, что большинство редко бывает право, и вообще, с толпой хорошо пожар тушить, а не принимать решения. Но нельзя жить, ни к кому не прислушиваясь. Есть люди, мнение которых очень важно для меня. Одно неосторожно сказанное в мой адрес таким человеком слово может довести меня до жуткой истерики. (Прошу прощения за увлеченность своим внутренним миром).
Итак, овдовев, я зареклась: впредь никогда не связывать свою судьбу с какими бы то ни было мужчинами. И твердо следовала своему обещанию. Я жила вместе со своей сестрой и тетей в деревенском доме, оставшемся мне от покойного мужа. Скучна ли жизнь в деревне? Нет, во всяком случае, для меня. Я постаралась устроить свою жизнь так, что в ней просто нет места для скуки: я каждый день просыпаюсь в одно и то же время, занимаюсь с приказчиком в одно и то же время, ложусь спать опять же в одно и то же время. Так жить легко, и меньше риск сойти с ума.
Однажды на балу у губернатора я познакомилась с одним молодым человеком, его звали Аркадий  Кирсанов. Милый мальчик. Он сначала робел передо мной, потом разговорился: рассказывал о своей семье, о жизни в Петербурге и в деревне, и главное, о своём «приятеле», Евгении Базарове. Аркадий так увлеченно расписывал достоинства этого человека, что сумел возбудить моё любопытство.
Я пригласила Аркадия вместе с его другом к себе в гости. И они не заставили себя долго ждать: на следующий день в гостинице, где я остановилась, появились оба молодых человека.
Думаю, пришло время рассказать вам о Базарове. Евгений Базаров – человек, сумевший затронуть меня за живое. А это дорогого стоит – ведь на тот момент я многое испытала в жизни, душа моя закалилась, и людей, которые могли бы меня удивить или быть мне интересными практически не осталось. Базаров – это человек с постоянным внутренним конфликтом, который находил своё отражение и во внешних проявлениях личности Евгения. Он позиционировал себя, как нигилист (человек, не признающий никаких авторитетов), как эмпирик; по его словам, в жизни нет места чувствам, романтике, а есть только практическая сторона. До определенного момента своей жизни он искренне и всецело верил своим убеждениям. Этим моментом стала пора любви. Осознав присутствие этого чувства в своём сердце, Евгений стал злиться на себя, и на объект своего чувства.
Но об этом позже, а сейчас давайте вернёмся в то утро, когда я познакомилась с Базаровым. Он сидел в кресле напротив меня, мы разговаривали о медицине, о гомеопатии, о ботанике. Евгений оказался приятным собеседником: у него было своё мнение по поводу любого факта. И что важно, это мнение было не абстрактным, а аргументированным.
Таким образом, мы общались около трёх часов, после чего Евгений и Аркадий собрались уходить, а я пригласила их к себе в гости в Никольское.
Следующая наша встреча состоялась в моей усадьбе, куда оба приятеля приехали три дня спустя. Я была рада видеть их. Мы с Базаровым много говорили, спорили: сначала о каких-то глупостях, потом о чем-то более серьёзном.
За то время, что Базаров провел у меня в имении, мы с ним лучше узнали друг друга и сблизились. Я временами думала о Евгении, о том,  как мне к нему относиться? Был даже такой момент, когда мне показалось, что я люблю Евгения, но это затмение длилось недолго. Я попыталась представить свою жизнь с ним и поняла, что ничего хорошего из этого не получится. Я и он слишком разные люди, и к тому же для меня очень важен душевный покой, который мог мне только снится, если бы я была вместе с Базаровым. Он любил меня, я знаю точно, но и ему я предпочла собственное спокойствие. Жалею ли я о своём тогдашнем решении? Нет, потому что поступи я иначе, вся моя жизнь была бы другой, а я не вижу иного развития своей судьбы.
Базаров вскоре погиб от страшной болезни. Мне было искренне жаль его. Но судьба его такова, и ничего не изменишь.
А что же стало со мной? Я снова вышла замуж за хорошего умного доброго человека. Мы с ним очень похожи – для него тоже превыше всего покой. У меня родилась дочка Светочка. Она росла хорошей, умной девочкой. Отец в ней души не чаял. Но девочка выросла, влюбилась и оказалась перед выбором, с которым не раз сталкивалась и я: любить или дорожить своим спокойствием. За советом она обратилась не ко мне (и правильно сделала), а к своей тёте Екатерине Сергеевне, моей сестре, которая прожила свою жизнь счастливо: она вышла замуж за Аркадия Кирсанова, того самого друга Евгения Базарова. Они  очень любили друг друга, у них было двое прекрасных детишек. Но это уже совсем другая история.


Рецензии
Очень оригинальный подход - визуализировать героев классических произведений и общаясь с ними - снимать информацию о событиях прошлого.
Таким методом пользуются чёрные маги - некроманты. Они сначала готовятся, целый месяц постятся, питаясь одним собачьим мясом. Потом на короткое поднимают из могил усопших и под угрозами требуют рассказать те сведения, которые они, возможно, навсегда унесли с собой (например, где закопала горшочек с золотом партии или как отравила свекровь...)
Я думаю, что сильные персонажи, рождённые мощным воображением классиков, могут потом развиваться и существовать своей как бы "жизнью". При этом конечная их судьба может отличаться от прототипа, созданного классиком.
Что касается Базарова как литературного героя - лично я его глобальные проблемы порешал бы в течение месяца (с его-то интеллектом, здоровьем и образованием). Поэтому его метания для меня были и остаются непонятны. Этим летом я перечитал "Отцы и дети"- и опять остался при своём мнении.
А текст ваш прочёл с интересом.

Крамер Виктор   23.11.2020 12:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.