Дьякон церкви Христовой

<люди и судьбы>  /На фото - протодьякон Георгий Лисицкий/

Дьякон церкви Христовой

          В «Заре» за 20 мая 1956 года была опубликована информация о ходе посевной на полях Жабинковского района, где, в частности, писалось:  «Водитель трактора «Беларусь» Николай Андросюк и машинист «СКГ-6» Георгий Лисицкий, умело используя технику, ежедневно засевают по 10 и более гектаров кукурузы при норме семь». И помещена фотография молодого человека с подписью «Машинист «СКГ-6» Г.М. Лисицкий». 
          Сегодня Георгий Лисицкий – протодьякон (старший дьякон) Русской Православной Церкви, клирик Свято-Воскресенского собора г. Бреста.  И сегодня - 17 марта -  Георгию Михайловичу исполняется 75 лет – прекрасный повод рассказать о человеке, который во все времена умеет быть на передовой, не теряя высоты духа.
          Дьякон – первая ступень в священной иерархии. При рукоположении в сан ему дается благодать непосредственно участвовать в совершении всех церковных Таинств (он их только совершать самостоятельно не может). Дьякон – первый помощник священника. Хотя в «Апостольских Постановлениях» дается более конкретное пояснение: «Диакон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера».
          От себя добавлю: не только «умом и глазом», но еще – ногами, руками и слухом, потому что, помогая священнику в алтаре во время Богослужения, дьякон находится на «передовой» при общении с паствой: возглашает ектенью (молитвы с прошениями), руководит народом во время пения «Верую», «Отче наш», «Честнейшая…». И вообще: кланяется дьякон – кланяется народ, крестится дьякон - крестится народ. Одним словом, дьякон – это образец поведения в храме нам, прихожанам.
          Я провела небольшой опрос тех людей, которые знакомы с ним не один десяток лет. Попросила их назвать 2-3 слова (существительных), которые наиболее точно его характеризуют. Слова практически у всех повторялись, но основными были - доброта, мудрость, отзывчивость, безропотность, ответственность, верность, скромность, тихость, незлобливость, молитвенность…

          В 1995 году митрофорный протоиерей Евгений Парфенюк, первый настоятель Свято-Воскресенского собора-памятника, в рапорте на имя Высокопреосвященного архиепископа Брестского и Кобринского Константина (Хомича), рекомендуя к рукоположению в сан дьякона тогда еще псаломщика Свято-Симеоновского кафедрального собора Георгия Михайловича Лисицкого, написал очень емкую фразу: «…достаточно процессом жизни испытавший свое намерение…».

Жизнь у Георгия Михайловича действительно была не легкой, как, впрочем, у каждого человека его поколения, пережившего войну и послевоенную разруху. Родился Георгий Михайлович 17 марта 1937 года в д. Жабчицы Пинского района. Его отец, дед и прадед были священниками Святой Православной Церкви. Их родовым гнездом является деревня Новый Двор Пинского района, где в 1943 году была похоронена мама Георгия Михайловича – Ангелина Лисицкая.
          Рано овдовевшего отца переводят на приход в деревне Сехновичи Жабинковского района. В семье Лисицких было шестеро детей (одна девочка умерла). Мать всем заменила самая старшая – Галина (в замужестве - матушка Максимчук). Она и по сей день остается Георгию Михайловичу самым верным помощником и любящим другом.
          Сам о себе о.Георгий говорит словами белорусского поэта Янки Купалы (кстати сказать, стихи Георгий Михайлович очень любит и всегда с удовольствием читает по памяти большущие отрывки из классики):
          «Я мужык-беларус, –
          Пан сахі і касы;
          Цёмен сам, белы вус,
          Пядзі дзве валасы.
          Бацькам голад мне быў…».

          …И голод действительно был самым страшным испытанием в жизни Георгия Лисицкого. Время было такое... Когда работали за трудодни (один день приравнивался 100 граммам зерна в конце года), когда засыпаешь и просыпаешься с одной только мыслью «что поесть?», когда за хлебом нужно было отстоять многочасовую очередь и не в один магазин, так как в одни руки давали только одну булку хлеба, а на семью нужно было минимум семь. Хлеб тогда продавали на вес, булка весила 3 кг. И если вес был меньше, то недостающие граммы продавец отрезала от другой булки. «Бывало, стоишь и молишься, чтобы хоть одна булка была меньше, чтобы отрезали не от твоей, а от другой, потому что этот кусок уже тебе будет. Дома ведь на вес не проверяли - считали по булкам», - рассказывает Георгий Михайлович, и глаза его начинают блестеть....
          «Тогда детей крестили на дому. Мой отец, протоиерей Михаил Иванович Лисицкий, никогда не говорил цену за требу, в каких бы условиях мы ни жили. Иногда за крещение люди приносили небольшую булочку хлеба. Отец из нее вырезал такой небольшой «угольничек» и давал его крестным родителям, остальная булочка оставалась нам. Но часто отец крестил просто так. А потом, когда уж совсем было худо, мог послать меня в тот дом, откуда на крещение приезжали: может, что дадут.
          И вот однажды отправился я по поручению отца в один из таких домов. Захожу во двор, а там, как сейчас вижу, вяз растет, а на пороге дома мальчик сидит. На вид лет на 6 старше меня. Сидит неподвижно так. И ноги у него такие тоненькие-тоненькие – больные. Не ходит, видимо. И вот я… вот я... – голос у отца Георгия дрожит, сбивается, тяжело даются такие воспоминания. – И вот вы знаете, Оленька, может, это и грех мой большой, но я ему как бы немного позавидовал: возле него лежал кусок ХЛЕБА…».
          Детское, конечно, умозаключение. Время было послевоенное - голодное. Страшное было время. Голодали не только люди, но и животные, на корм коровам шла солома с крыш  домов… Но какими замечательными были эти люди! Голодали, но работали с песней... На земле труд тяжелый: идут жать, пахать, сажать и – поют. «Без песни человек загнулся бы», – уверен о.Георгий.
          Не спорю, потому что знаю, как любит петь протодьякон Георгий (не зря в свое время пел в народном хоре полесской песни при Пинском Доме культуры) - сильный и выразительно красивый бас у Георгия Михайловича. Соглашаюсь еще и потому, что не раз слышала слова в церкви: «Пойте Богу нашему, пойте...», «Пою Богу моему, дондеже есмь…», «Крепость моя и пение моё – Господь».
          «Люди пели, и Господь помогал! – словно услышав мои мысли, продолжает отец Георгий. – И вот что удивительно, я же ведь был мальчишкой лет 12-ти, несешь этот хлеб домой, а маршрут был долгим: от Пинска через четыре деревни – Новый Двор, Вулька, Городище, Пинковичи – и никто этот хлеб не отнимет! Хотя кругом и люди голодные, и волки… И так было несколько лет. И никто даже руку не поднял, ни кусочка хлеба не отобрал. До сих пор удивляюсь, какие люди все-таки были! Вера была. Без веры человек не выдержал бы. А убить веру невозможно. Если только человек верит…
          А уж потом, когда хлеб появился в общественных столовых, совершенно другая жизнь пошла: возьмешь стакан чаю  за 2 копейки и кушаешь хлеб – сколько хочешь! Так что жизнь сегодня и жизнь тогда – это небо и земля. Смотрю я сейчас на людей, на их отношения друг к другу и поражаюсь: не ценим мы то, что имеем… Живем, как в раю, всё у нас есть – и тепло, и вода, и газ, и удобства, и покушать… Что же тебе, человек, еще надо – неужели потерять всё это?.. Потому что ценим и плачем, когда теряем…».

          После восьми классов Георгий поступил в Пинское училище механизации. Несмотря на прекрасные достижения в трудах земного отечества, осенью 1956-го он поступает в Минскую духовную семинарию. Но после окончания двух курсов его призвали на службу в армию. После армии вернулся в родные края… В то время обучение в семинарии было приостановлено, а в 1963 году ее и вовсе закрыли (открыли только в 1989-м). Эти обстоятельства потребовали получения гражданского образования, и Георгий поступает в Пинский индустриально-педагогический техникум, после которого началась его трудовая деятельность: мастер производственного обучения, механик, главный механик, инженер-проектировщик, преподаватель в ДОСААФ.
          В 1962 году Георгий Лисицкий женится на Валентине Боярчук. В 1963 году в молодой семье родился сын Николай (до 2008 года офицер российской армии, подполковник, ныне – сотрудник Министерства транспорта и автомобильных дорог по Рязанской области), а в 1965-м – дочь Ирина (медицинский работник по сей день). В 1966 году Георгий Михайлович с семьей переезжает в Брест и работает инженером-механиком в воинской части. С 1971 по 1991 гг. – старший инженер «Брестсельстройпроекта».
          «Сложная личная жизнь сделала его человеком труда и подвига» - так отзывался об отце Георгие покойный протоиерей Евгений Парфенюк, который был для него «и отец, и друг, и брат… наставник и учитель». Много пришлось пережить и перечувствовать Георгию Михайловичу за свои 75. И здоровье, на которое, кстати, никогда отец Георгий не жалуется, было не очень крепким. Были и операции. Серьезные. После одной из них он долго не приходил в себя в реанимации… Тогда ли, раньше ли, но он твердо решил исправить течение жизни, посвятив ее служению Богу.
          25 марта 1995 года состоялось его рукоположение в сан дьякона с назначением в строящийся Свято-Воскресенский приход г. Бреста. Возобновил Георгий Михайлович и учебу (на заочном отделении) в семинарии и в 2002 году 65-летний протодьякон был в числе ее выпускников. А в 2005 году протодьякон Георгий награжден медалью Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского. К слову, Серафим Саровский – любимый и особо почитаемый святой о.Георгия.
          «Я часто анализирую свою жизнь, - признается Георгий Михайлович. - И чем дальше, тем больше я не мыслю свою жизнь без Бога. Меня часто спрашивают: если бы тебе предложили повернуть жизнь назад – что бы ты изменил? А я говорю, что я бы не согласился ничего менять… И возвращать мне ничего не надо. Потому что невозможно вернуть тех людей, которые были и гордостью, и силой, и славой того времени… Отец Алексий Яроцкий... Отец Николай из Хмелево, который шел косить в подряснике... Люди высочайшего такта, достоинства и уважения…».

          Из разговора с дочерью Ириной:
«Папа для меня – это всегда и прежде всего наставник. Наставник строгий и справедливый, обладающий при этом неимоверно нежной силой любви. Именно – силой. Помню, как однажды в детстве, по пути в детский сад – а в садик водил меня папа и косички, кстати, заплетал мне только он – я споткнулась и непременно бы  упала, если бы не папина сильная рука, которая так уверенно и быстро меня подхватила... Так с тех пор я везде и всюду ощущаю, как папины молитвы - папины руки несут меня по жизни и не дают упасть...».
          Из разговора с сыном Николаем:
«Наша семья была обычной советской семьей: родители – инженер и рабочая, участники и/или победители соцсоревнования в своих сферах деятельности; дети – октябренок, пионер, комсомолец. Всё - как у всех, со своими обычными житейскими радостями и неудачами.
Но вера моего отца «вдали» от церкви Христовой никогда не оскудевала. Напротив, находила свое подтверждение через большие и малые, заметные или незначительные повседневные дела. И то, что у отца не было врагов и всегда были добрые или ровные взаимоотношения с коллегами по работе или просто знакомыми, подтверждает, что доброе дерево не может давать плохих плодов. И то, что отец стал священнослужителем, – вполне закономерно. И еще в одном я абсолютно уверен, что всех нас поддерживают и укрепляют молитвы нашей мамы. А за отца я очень рад! Позволю даже сказать, что я горжусь тем, что мой отец – священнослужитель».


          Есть люди, которые символизируют собой эпоху. Она живет в их глазах, словах, походке… Для меня ярким представителем Духовной эпохи, носителем ее основных качеств – веры в Христа Спасителя, любви к ближним, милосердия и высочайшего смирения – является протодьякон Георгий Лисицкий, клирик Свято-Воскресенского собора г. Бреста. Людям этой эпохи не страшны никакие недуги, их защищает высокая духовность. Они олицетворяют собой настоящее, непреходящее, то, что вызывает чувство особого благоговения и уважения.
          Когда 14 лет назад создавался наш малый хор (клирос), отец Георгий был нам и образцом, и помощником во всем. Нам, несведущим еще в духовной жизни и не знающим церковных правил, много было неизвестно и малопонятно: и гласы, и прокимны, и собственно ход службы… И очень многое нам дал (показал, объяснил, научил) отец Георгий. Спасибо Вам, отец Георгий! И примите самые искренние и самые теплые поздравления по случаю празднования Вашей 75-й Весны! И дай Вам Бог сил и радования еще многая и благая лета служить в своем любимом храме - во славу Бога, во спасение и в помощь людям Его.



© Ольга РОЛИЧ/"Заря", 17 марта 2012 г.
  Фото автора.


Рецензии
Замечательная статья ,Ольга.
Как отец радуюсь,что есть такие дети как Ирина и Николай.Воистину, "по плодам узнаете их"
Правда,думаю,что даже своего отца не следует называть наставником(ибо один у нас Наставник).Правильнее проводник,советчик,друг...
С уважением,

Сергей Горцев   26.03.2012 18:27     Заявить о нарушении
"поминайте наставников ваших..." - кажется, так у апостола Павла?
в смысле, что наставников может быть много, а Наставник (Учитель), конечно, - ОДИН..
как и отец земной - у каждого свой, и Отец Небесный - Один у всех...
СПАСИБО, Сергей, за прочтение и отзыв.
С искренней взаимностью,

Ольга Ролич   26.03.2012 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.