Дети

      Это было 10 лет назад. Завершилась служба в Вооруженных Силах. Жизнь пошла в следующий виток.
      Достаточно неожиданный. Пришел в приют для детей на Левинке (микрорайон Нижнего Новгорода), и предложил себя воспитателем. Взяли не сразу. Мужчина и дети в сознании многих стали превращаться в антагонизм. Этот факт я горько прочувствовал, когда начальница соцзащиты унизительно заставила меня принести из военкомата мое личное дело…распустив слух, что кто-то, что-то ей сказал про моего однофамильца, и я где то уже работал в школе…
  Благодаря протекции порядочного человека меня все же взяли в это «детское» заведение воспитателем. Суть работы для меня была удивительна:  с 7.00 до  21.00 я, как пастух, должен был отвечать за примерно 8 детей, которые как в стаде баранов крутились среди остальных 30 детишек разного возраста с 3  до 16 лет. Детей школьного возраста возили в школы (обычную и коррекционную) и там «учили» (это отдельный разговор).
   Вернувшись из школы,пообедав,    «ученики-мальчики» мгновенно исчезали из поля зрения, и возвращались к вечеру как в муравейник с шоколадками, конфетами, сигаретами,… деньгами. Угощали сотрудников, (их было не мало: по штату человек 60!!!), девочек.

    Ни домашнего задания, ни дневников (их выбрасывали) я в первый день не наблюдал. Педагоги дополнительного образования с  2-5 оставшимися детишками что-то проводили, тяжко или облегченно вздыхали об отсутствующих очень непростых воспитанниках.
   Кормили детей хорошо, жили по 2-3 человека в комнате. Душ, спортивный зал - все присутствовало. Затем   три дня  у  воспитателей были выходными,  и  так четыре смены по три человека, обмениваясь записками, «воспитывали»   социальных сирот и беспризорников.   
       Не вернулся ребенок – подали в милицию в розыск и дело закрыто. Особенно радовались, когда исчезал очень трудный ребенок (простых там не было).
   Через два дня «работы» я попросил директора разрешить мне посмотреть, как работают другие смены воспитателей? На что мне ответили: вы, что не доверяете коллегам? К сожалению, коллег я даже не видел. Но, понимая, что отвечать за этот бардак придется и мне тоже, проследил в свободные дни, чем же занимаются детишки, уходя из приюта (они и сотрудники говорили, что моют машины). 

   На Московском вокзале, увидев, как они переходят от таксиста к таксисту:  поинтересовался у последних:  что и зачем? Ответ был прост - сбывали краденые вещи.
     В свою смену сразу вызвал « малолетнего пахана» и сообщил, что  из милиции звонили, сейчас приедут, все известно, но я могу их спасти, если он мне расскажет детали. Саша мне  рассказал все: еженедельно буквально  100% мальчиков с семилетнего возраста участвовали в кражах из легковых машин (вскрывали). Взяв объяснительные с 12 человек (преступлений было больше, так как вскрывали каждую неделю) я  снова пошел к директору и положил их на стол…
    На вопрос « что делать и кто виноват» я изложил свою программу: дети не виноваты; мне нужно помещение, где я могу заниматься воспитанием (в коридоре этим бессмысленно заниматься), я должен работать каждый день, и прошу разрешить проводить среди детей  соревнование.  Аргументы в этот день у неё лежали на столе, и альтернативы не было.

    Помещение не сразу, но дали: великолепная  библиотека с книгами, с мебелью, коврами, огромным плюшевым медведем была на замке и служила местом приема высоких гостей… с рассказами о счастливом детстве. Такое помещение и таким детям, с ума сошел…   
    Работать я стал ежедневно с 9 до…16.00(официально), так как перерабатывать закон не позволяет(Прохоров здесь прав).
    Соревнование организовал просто: собрал вечером детей, объявил, что каждая комната – это отряд. Командир в каждом выбирается на неделю. Ежедневно вечером - совет командиров. Ежедневно на стенде будут выставляться оценки за учебу ( средняя оценка по всем предметам за комнату), оценка за порядок в комнате (средняя за день - три проверки), оценка за посещение и учебу в группе дополнительного образования, баллы за выполнение общественной работы, штрафы за мат, воровство, самовольный уход из приюта и т.д. Сумма баллов за день определяет место за день.
    За первое место в день начисляется 10 уютов (национальная валюта), за второе – 7 и т.д.
Можете поверить: за неделю ситуация изменилась так, что все управлялось без крика, подзатыльников – одним взглядом.
    Сначала пришли дети и стали требовать выдать дневники ( если оценок не было за день  то человеку ставилось -2). Количество отличных оценок в школе выросло в разы.
    Затем стали приходить командиры и стали требовать убрать «Ваньку» из комнаты, так как « Ванька» никогда учиться хорошо не будет, а «Танька» - неряха и за ее колготки под матрасом нам опять двойку поставили. С "Ванькой" решили,что если он будет добросовестно при мне выполнять домашнее задание: то я ему буду добавлять баллы к оценкам.Надо было видеть, сколько детей после этого набивалось в мою воспитательную библиотеку и просили вместе поделать домашнюю работу.
"Танька" сама всё поняла...
     Если ребенок задумал убежать из приюта ( раньше  убегали чуть ли не через день)- соседи по комнате сообщали немедленно ( уюты снимались все за месяц).
     Когда я входил в спортзал, где концертмейстер репетировала хоровую песню - рты разевались до ушей и присутствие было 100%( отлично ставили троим лучшим, остальным - хорошо). То же со спортивными занятиями, на занятиях по труду…
   В завершении месяца дети стали недоверчиво интересоваться, что им будет за «уюты». Обманут – не обманут? Первый месяц за свои рублей на 200-300(деньги были другие,моя зарплата составляла 800 рублей в месяц) я закупил всякой всячины  в ларьках на Московском вокзале. И  в последний день месяца провел первый аукцион: выставляется вещь (продукт) и кто больше даст - тому и достается. Дети поняли, что важно не только заработать, но и потратить с умом.
     Девочки зарабатывали больше, но одна из них, заявив, что эту косметичку она купит за любые деньги - обрекла себя на растрату всех денег в первой покупке (мальчики подняли цену), а товаров было много, так что цена стала в конце значительно падать и самые бережливые выиграли.
    Когда мотор системы заработал, стали реальны такие педагогические процессы, о которых  можно рассказывать очень долго. Деньги на аукцион впоследствии мне стала давать одна из мам моих студентов(я преподавал ещё в ВУЗах),узнав, что я работаю в детдоме и спросив:нужна ли помощь?
    Вспоминается, как из детсадовской группы (я работал с группами 7-16 летними) ко мне в кабинет пришел 3 летний мальчишка, он не умел говорить, и стал за руку тянуть за собой, и привел в спальню малышей. Показывая на свою аккуратно заправленную кровать, он показывал на себя, как бы говоря, что это он заправил. Я его понял: во время аукциона, когда старшие дети за свои  «уюты» получали вкусные и интересные вещи: им ничего не досталось. Видимо, старшие братишки  -  сестренки им объяснили, за что им такая «уважуха», и он сделал свои выводы…
   Авторская система требует автора, все это в прошлом…
   Прекрасное, счастливое было время.
   Если правду говорят, что перед встречей с Всевышним придётся ответить на 2 вопроса: "1. Был ли счастлив при жизни? 2. Сделал ли кого счастливым?", то мне есть, о чём поведать...


Рецензии
О, как замечательно всё было продумано и осуществлено! Этим опытом нужно было бы поделиться со всеми будущими специалистами по работе с детьми, тоесть распространить его, как минимум, по пед. вузам страны. Не знаю, существуют ли курсы по повышению квалификации работников дет. домов и приютов. Там бы этому опыту было самое верное место.

Маргарита Школьниксон-Смишко   15.04.2018 12:01     Заявить о нарушении
После приюта я преподавал на курсах переподготовки в Нижегородском институте развития образования(кафедра воспитания). Педагоги с области с интересом слушали, но реализовать по разным причинам не смогли.
Затем меня пригласили в механический техникум для реализации этого проекта.( я там был назначен зам. директора по воспитательной работе). За 2 месяца я подготовил всю технологию применительно к данному учебному заведению(наряду с обычной работой заместителя). Но на учёном совете педколлектив меня не поддержал(мне потом сказали: мы поняли, что Вы хотите сделать, но мы за 100 руб. работать не будем. 100 р.-это прибавка к обычной ставке). Директор занял выжидательную позицию... Ситуация с дисциплиной учащихся была сложная и я уволился не дожидаясь ЧП.

Владимир Казаков Нн   15.04.2018 17:51   Заявить о нарушении
Конечно нужно свои силы рассчитывать, и вы правильно поступили, уволившись. Но то, что ваш замечательный опыт не стал известен большему кругу людей, работающих с детьми, огорчительно.Я считаю, что и сегодня не поздно этим заняться. Прошлой осенью я напала на книгу о молодых людях, занимающих активную позицию в воспитании детей с нерадивыми родителями. Хотя это непрямой = не самый короткий путь к достижению цели, но, если хотите, могу раздобыть для вас их адреса.

Маргарита Школьниксон-Смишко   15.04.2018 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.