Дети
Достаточно неожиданный. Пришел в приют для детей на Левинке (микрорайон Нижнего Новгорода), и предложил себя воспитателем. Взяли не сразу. Мужчина и дети в сознании многих стали превращаться в антагонизм. Этот факт я горько прочувствовал, когда начальница соцзащиты унизительно заставила меня принести из военкомата мое личное дело…распустив слух, что кто-то, что-то ей сказал про моего однофамильца, и я где то уже работал в школе…
Благодаря протекции порядочного человека меня все же взяли в это «детское» заведение воспитателем. Суть работы для меня была удивительна: с 7.00 до 21.00 я, как пастух, должен был отвечать за примерно 8 детей, которые как в стаде баранов крутились среди остальных 30 детишек разного возраста с 3 до 16 лет. Детей школьного возраста возили в школы (обычную и коррекционную) и там «учили» (это отдельный разговор).
Вернувшись из школы,пообедав, «ученики-мальчики» мгновенно исчезали из поля зрения, и возвращались к вечеру как в муравейник с шоколадками, конфетами, сигаретами,… деньгами. Угощали сотрудников, (их было не мало: по штату человек 60!!!), девочек.
Ни домашнего задания, ни дневников (их выбрасывали) я в первый день не наблюдал. Педагоги дополнительного образования с 2-5 оставшимися детишками что-то проводили, тяжко или облегченно вздыхали об отсутствующих очень непростых воспитанниках.
Кормили детей хорошо, жили по 2-3 человека в комнате. Душ, спортивный зал - все присутствовало. Затем три дня у воспитателей были выходными, и так четыре смены по три человека, обмениваясь записками, «воспитывали» социальных сирот и беспризорников.
Не вернулся ребенок – подали в милицию в розыск и дело закрыто. Особенно радовались, когда исчезал очень трудный ребенок (простых там не было).
Через два дня «работы» я попросил директора разрешить мне посмотреть, как работают другие смены воспитателей? На что мне ответили: вы, что не доверяете коллегам? К сожалению, коллег я даже не видел. Но, понимая, что отвечать за этот бардак придется и мне тоже, проследил в свободные дни, чем же занимаются детишки, уходя из приюта (они и сотрудники говорили, что моют машины).
На Московском вокзале, увидев, как они переходят от таксиста к таксисту: поинтересовался у последних: что и зачем? Ответ был прост - сбывали краденые вещи.
В свою смену сразу вызвал « малолетнего пахана» и сообщил, что из милиции звонили, сейчас приедут, все известно, но я могу их спасти, если он мне расскажет детали. Саша мне рассказал все: еженедельно буквально 100% мальчиков с семилетнего возраста участвовали в кражах из легковых машин (вскрывали). Взяв объяснительные с 12 человек (преступлений было больше, так как вскрывали каждую неделю) я снова пошел к директору и положил их на стол…
На вопрос « что делать и кто виноват» я изложил свою программу: дети не виноваты; мне нужно помещение, где я могу заниматься воспитанием (в коридоре этим бессмысленно заниматься), я должен работать каждый день, и прошу разрешить проводить среди детей соревнование. Аргументы в этот день у неё лежали на столе, и альтернативы не было.
Помещение не сразу, но дали: великолепная библиотека с книгами, с мебелью, коврами, огромным плюшевым медведем была на замке и служила местом приема высоких гостей… с рассказами о счастливом детстве. Такое помещение и таким детям, с ума сошел…
Работать я стал ежедневно с 9 до…16.00(официально), так как перерабатывать закон не позволяет(Прохоров здесь прав).
Соревнование организовал просто: собрал вечером детей, объявил, что каждая комната – это отряд. Командир в каждом выбирается на неделю. Ежедневно вечером - совет командиров. Ежедневно на стенде будут выставляться оценки за учебу ( средняя оценка по всем предметам за комнату), оценка за порядок в комнате (средняя за день - три проверки), оценка за посещение и учебу в группе дополнительного образования, баллы за выполнение общественной работы, штрафы за мат, воровство, самовольный уход из приюта и т.д. Сумма баллов за день определяет место за день.
За первое место в день начисляется 10 уютов (национальная валюта), за второе – 7 и т.д.
Можете поверить: за неделю ситуация изменилась так, что все управлялось без крика, подзатыльников – одним взглядом.
Сначала пришли дети и стали требовать выдать дневники ( если оценок не было за день то человеку ставилось -2). Количество отличных оценок в школе выросло в разы.
Затем стали приходить командиры и стали требовать убрать «Ваньку» из комнаты, так как « Ванька» никогда учиться хорошо не будет, а «Танька» - неряха и за ее колготки под матрасом нам опять двойку поставили. С "Ванькой" решили,что если он будет добросовестно при мне выполнять домашнее задание: то я ему буду добавлять баллы к оценкам.Надо было видеть, сколько детей после этого набивалось в мою воспитательную библиотеку и просили вместе поделать домашнюю работу.
"Танька" сама всё поняла...
Если ребенок задумал убежать из приюта ( раньше убегали чуть ли не через день)- соседи по комнате сообщали немедленно ( уюты снимались все за месяц).
Когда я входил в спортзал, где концертмейстер репетировала хоровую песню - рты разевались до ушей и присутствие было 100%( отлично ставили троим лучшим, остальным - хорошо). То же со спортивными занятиями, на занятиях по труду…
В завершении месяца дети стали недоверчиво интересоваться, что им будет за «уюты». Обманут – не обманут? Первый месяц за свои рублей на 200-300(деньги были другие,моя зарплата составляла 800 рублей в месяц) я закупил всякой всячины в ларьках на Московском вокзале. И в последний день месяца провел первый аукцион: выставляется вещь (продукт) и кто больше даст - тому и достается. Дети поняли, что важно не только заработать, но и потратить с умом.
Девочки зарабатывали больше, но одна из них, заявив, что эту косметичку она купит за любые деньги - обрекла себя на растрату всех денег в первой покупке (мальчики подняли цену), а товаров было много, так что цена стала в конце значительно падать и самые бережливые выиграли.
Когда мотор системы заработал, стали реальны такие педагогические процессы, о которых можно рассказывать очень долго. Деньги на аукцион впоследствии мне стала давать одна из мам моих студентов(я преподавал ещё в ВУЗах),узнав, что я работаю в детдоме и спросив:нужна ли помощь?
Вспоминается, как из детсадовской группы (я работал с группами 7-16 летними) ко мне в кабинет пришел 3 летний мальчишка, он не умел говорить, и стал за руку тянуть за собой, и привел в спальню малышей. Показывая на свою аккуратно заправленную кровать, он показывал на себя, как бы говоря, что это он заправил. Я его понял: во время аукциона, когда старшие дети за свои «уюты» получали вкусные и интересные вещи: им ничего не досталось. Видимо, старшие братишки - сестренки им объяснили, за что им такая «уважуха», и он сделал свои выводы…
Авторская система требует автора, все это в прошлом…
Прекрасное, счастливое было время.
Если правду говорят, что перед встречей с Всевышним придётся ответить на 2 вопроса: "1. Был ли счастлив при жизни? 2. Сделал ли кого счастливым?", то мне есть, о чём поведать...
Свидетельство о публикации №212032301440
Маргарита Школьниксон-Смишко 15.04.2018 12:01 Заявить о нарушении
Затем меня пригласили в механический техникум для реализации этого проекта.( я там был назначен зам. директора по воспитательной работе). За 2 месяца я подготовил всю технологию применительно к данному учебному заведению(наряду с обычной работой заместителя). Но на учёном совете педколлектив меня не поддержал(мне потом сказали: мы поняли, что Вы хотите сделать, но мы за 100 руб. работать не будем. 100 р.-это прибавка к обычной ставке). Директор занял выжидательную позицию... Ситуация с дисциплиной учащихся была сложная и я уволился не дожидаясь ЧП.
Владимир Казаков Нн 15.04.2018 17:51 Заявить о нарушении
Маргарита Школьниксон-Смишко 15.04.2018 21:36 Заявить о нарушении