Нелюбящие господа...

Их кумиром стал предмет пустячный,
Заменил реальное общенье,
И, забыв о жизни настоящей,
Вязнет мозг в трясине наважденья.
                Вадим Лифшиц


Мартовский день начался очень интересно – за завтраком в телефонной трубке слышу взахлеб рокочущий баритон старого товарища, сотрудника по прошлой работе в ракетно-космической отрасли:

– Отец!.. Ты!.. Живой!

Вспоминаю его доброе, всегда веселое лицо остроумца, и отшучиваюсь, неуклюже пытаясь поддержать его задиристый тон:

– Живу многоступенчато-многогреховно, уповая на Небеса и всеобщее воскресение мёртвых!

Тогда мой друг спокойно и серьезно говорит нечто такое, от чего я сразу перестаю улыбаться и, бросив ложку, начинаю нервно качаться вместе со стулом:

–  Ты был мёртв и воскрес. В интернете комментарий выложен о твоей смерти.

Я стираю остатки улыбки с лица и тревожно склоняюсь над ноутбуком:

– Глупости это и всякая болтовня… Мир с ума сходит, что ли?

Открываю гайдпарковский блог «Довели батюшку до греха» и изумленно читаю, что РПЦ якобы скрывает многочисленные случаи самоубийств священников, среди которых упомянуто и мое имя: «Священник Сергий Шалберов Протодиакон Троицкого Измайловского собора и одновременно ктитор монастыря преп. Макария Римлянина в Тверской области сжёг себя и троих детей заживо» (орфография сохранена. – С.Ш.).

Ошалело захлебнувшись от такой многослойной нелепицы – и дочь-то у меня одна, и не священник я, а диакон, и не ктитор монастыря, да и нет в монашестве такого статуса, и Макарьевская пустьнь ко иной епархии приписана, –  чувствую, как в груди волна возмущения чёрной порчей поднимается вверх со ступеньки на ступеньку. Эта ложь, как холодная секира, вмиг отсекает от моего сердца весь мирный настрой утренних молитв. Да бесу того только и нужно….
Грязь – стихия бесов, она пропитала сегодня собою всё: одежду людей, их жилища, их тела, мозг, желания, мысли... Ведь как зло написано-то, а? Но... зачем это нужно было писать?  Ведь тут нет ни одного порядочного звука. Ведь так откровенно лгать – значит сводить свою душу к роли уличной фиглярки, значит таскать её по рыночной грязи, истязать и увечить её.

А дальше блогер пишет уже вполне определенно: «Ненавижу попов –  жеребячью породу, как назвал их Некрасов». И невдомек пустой душонке, что великий русский поэт с болью зовёт:

Войди! Христос наложит руки,
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
                (Николай Некрасов)

Как объяснить такое прямо физиологическое неприятие духовенства? Ведь мы обычно не злимся на людей, которые не причиняли нам никакого вреда. А священники определенно ничего плохого не сделали всем этим людям, пишущим о нас с такой ненавистью. Почему так?  Христос отвечает просто: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:18,20).

И, однако же, такие выходки – чуть ли не обыденное явление во всемирной сети.  В ней – привольная среда размножения всяким вредным москитам-блогерам с их мизерным мировоззренческим кругозором при полном отсутствии порядочности в растленных душах. Эти духовные кровососы наслаждаются даровым зрелищем жестокости, злой глупости, пошлости и бессмысленной лжи в том злоликующем настроении, которое всегда невольно внушает мне, наблюдающему за ними, невеселую мысль о том, что почти все события мира людей совершаются для удовольствия бесов. Они пьют кровь незнакомых им людей, точно малярийные  комары; пьют и отравляют, прививая лихорадку злости, недоверия к священникам, презрение к вечным ценностям Любви и Добра.

Современный обыватель, алчный  потребитель информационных отбросов, с аппетитом жует эту выдуманную дрянь и злорадно смеётся:

– Ловко поддел попов!

Смешно – чтобы душе не стало страшно… Такие «писания» питают ядовитым мышьяком душу скучающего обывателя, смакующего всякую непорядочность, как вкусное и лакомое блюдо, поскольку непорядочность и пошлость облечена в мало-мальски необычную и вызывающую словоформу. Душевная нечистота противится всему нравственному точно так же, как неряха противится омовению. Погрязший в пороках не может принять Церковь без геркулесова подвига личного покаяния, поскольку она задаёт слишком для него высокие нравственные планки, – и тогда остается её только осуждать и поливать грязью. Моральному уроду тяжело и неуютно находиться среди людей, стремящихся к нравственной чистоте, и, чтобы создать для себя иллюзию «равенства», он начинает выдумывать про них какие-нибудь гадости.

Нигде и ничем не выражается и не подчёркивается так ясно нравственный крах и измельчание современной жизни, как в интернете, на этой огромной арене информационной войны, где сталкиваются святая борьба за Правду и Добро и деятельность гаденьких вредителей, приютившихся на ней. Легионы ядовитых скорпий – профессиональных склочников и доморощенных графоманов – пытаются сегодня сделать Святую Церковь пошлой погремушкой на потеху уличной толпе. И, изощряясь в нападках на Православие, они вносят своеобразную ноту какого-то голодного стона и адского скрежета зубов да подленького торжества над чем-то, только им и понятным. Ибо у них нет «доброй веры». Они полны животного, тупого скептицизма и все явления жизни не могут оценить иначе, как с циничной точки зрения рыночной целесообразности:

У вас разгромные примеры? 
У вас есть факты хоть куда?..
Но вам неведом пламень веры,
Нелюбящие господа.

И каждый ваш убойный фактор
Не выстрелит при злобе всей,
Покуда в нас –  любви реактор
К болящей Родине своей.

Правдивы ваши укоренья
По философии земной,
Но правда нашего смиренья –
В тысячелетье глубиной.

Плохие сестры мы и братья,
И тот не тот, и та не та...
Но тайна нашего распятья
Покрыта Пасхою Христа...
                (о.Андрей Логвинов)

Любая война беспощадна – есть на ней и победители, и предатели, и убитые, и раненые. Убийством или дискредитацией командиров, носителей родовой памяти и нравственности, достигаются боевые задачи информационного сражения. Потому что где нет доверия к полководцам, к духовным руководителям – там само войско становится неуправляемым, превращаясь в толпу, которую можно завести куда угодно: хоть в плен, хоть на минное поле, хоть в «свободное» гетто, в языческое мракобесие или атеистический культ. И, подленько подменив авторитет рухнувших вождей виртуальными фантомами, уже куда проще управлять процессом нравственной, интеллектуальной и физической деградации народа.

В тайных штабах преисподней оперативно разрабатываются дьявольски изощренные интернет-операции по скрытому навязыванию выгодной кому-то идеологии, ведется шулерская подтасовка фактов и мнений по жизненно важным вопросам. Некий аноним закидывает на публичный форум отравленную затравку, а затем, маскируясь под разными псевдонимами, начинает развивать начатую им же скандальную тему. В результате, у посетителей этого форума складывается впечатление, что весь народ абсолютно и категорически настроен против священства, хотя на самом деле такого быть не может.

Сетевое каннибальство утверждает некую сатанинскую мораль, позволяя людям безнаказанно поедать живьём души друг друга. Когда повсюду царит культ стяжательства, для его оправдания средствам психотехнологий вдалбливается демоническая идея, что «человек, по самой своей сути – существо низменное», и, следовательно, иметь низменные побуждения тоже нормально – и творить тогда можно, что угодно. Да вот только достичь духовных высот за счет обмана и унижения невинных людей невозможно:

Как Достоевский за слезу ребёнка
Готов на чашу положить весь мир,
Так в сердце вызревает та слезинка,
Которая сжигает бесов пир.

И,  мукой тяжкой, горькой  удрученный
Славянский род, страдающий от зла,
В который раз прорвав гнойник греховный,
Рвёт путы бесовщины все  дотла.

Евангельских заветов покаянных
На чаше у весов за зло любовь,
Сквозь немощи у скорбей окаянных,
Угодник Божий проливает кровь.

Всё жалят души  страсти острой бритвой
По всей Земле и вдоль, и поперёк,
Но пламенной молитвенною битвой
Добро одержит верх и в этот век.
                (Александр Нощенко)

Беспристрастно исследуя интернет-сообщества, вскоре замечаешь, что виртуальная жизнь участников этого лицедейства наиболее ярко вскрывает злейший нарыв, – почти в каждом из них разгорается адским пламенем болезненно истерическое ощущение своей самозначительности и ложного всезнайства. В чатах люди ведут себя так, словно не существует никаких этических норм, как будто с них содрали кожу, обнажили нервы, и каждое виртуальное соприкосновение друг с другом обволакивает всё сознание невыносимою жгучею болью, от которой собеседника хочется словесно изувечить. Примет ли князь мира сего манускрипт, подписанный такой порченой кровью, которая медленно убивает своего хозяина, мучительно растекаясь по венам его души?

Погружаясь в завораживающие ведьмины круги сетевого общения, физически здоровые, но лишённые духовных ориентиров люди всего за несколько месяцев способны превратиться в болезненных неврастеников – и, духовно изломанные, с трудом отрываются от всененавидящего компьютерного ока, унося подсознательное презрение к морали, к человеку, к Богу. Фактически это симптомы особого заболевания души – наркотической зависимости от блогосферы. Причем действие этого коварного наркотика заканчивается ровно в тот момент, когда человек выходит из сетевого общения. Обсыпанный перхотью истощенный паренек, фанат социальных сетей – серая кожа на лице угревата, глаза мутно-зелёны, – затравленно признаётся мне, что каждый раз, открывая свой ноутбук, сжимается, как собака академика Павлова в ожидании неизбежного электрического разряда:

– Я… мне нужно просто отвлечься… отвлечься!  Но я не хочу… не хочу писать  только чтобы забыться… чтобы не было так пусто,… так плохо,... так одиноко!

Современный сетевой эгоист-неврастеник тщательно скрывает под аватаром свой личный ужас перед бессмысленной жизнью; однако в каждом его блоге мутно проступает искажённое лицо автора и слышен истошный визг:

– Мне плохо, мне страшно, а потому – будьте вы все прокляты с вашей Церковью, с вашей моралью, со всем, что заставляет меня чувствовать мои страдания!

Нет самолюбца более жесткого, чем больной. Такому невозможно признать, что есть Сообщество Святых, где  люди иные – сильнее, красивее, честнее,  люди, которые живут иной, прекрасной, яркой жизнью и, чудесною силою соединённых в молитве личных воль, Христом побеждают смерть:

Чтоб не думали Русь хоронить
Лжесвидетели и лицемеры –
Русь ещё будет жить! Вечно жить
Под покровом отчаянной веры!

Радость, радость! На поле войны
Вновь никто не убит и не ранен,
Но созрели поля тишины
В дни немыслимой мысленной брани.
                (Александр Ратыня)

В мелких брызгах сетевой грязи немало противного: идешь босым сердцем по усеянному человеческими останками бранному полю интернета, как по острым гвоздям мелкой жестокости жизни, по толченому стеклу словесной падали, –  и очень жаждется увидеть в жизни, в людях нечто, способное уравновесить тяжесть на сердце от изобилия мирской злобы. Очень трудное дело – становиться в позицию проповедника и убеждать всех этих прокажённых, гнойных, несчастных блогеров: нехорошо, недостойно жить такой грязной, больной жизнью – умойтесь Водой Крещенской! И почему-то хочется каждого человека, написавшего в сети очередную пакость, одеть более празднично, чем он одет. Не рассыпая перед ним евангельский бисер, не вступая в бесплодную изматывающую полемику, а лишь тихо молясь Владыке Жизни о его скором вразумлении. Ведь если упертого ишака нагрузить даже драгоценными камнями – он всё равно подогнёт ноги, но не сдвинется с места?
И при всей жалости к ним порою застываешь в холодном отчаянии: где же  широкая, благородная и благочестивая народная душа? Может быть, именно из-за широчайшей её безграничности все мы так легко поддаёмся внешним давлениям, быстро и неузнаваемо искажающим наше самосознание?

Час испытаний постучал в наш дом
Разврат сердец на высшем пьедестале.
Дух воровства жизнь превратил в дурдом,
Прокисла совесть в золотом бокале.

Нам суждено рождаться, умирать,
А жизнь чеканит вечные вопросы:
Так быть или не быть вам, Россы!?
Хотим ли, чтобы дальше текли слёзы!?
И будем ли по-прежнему молчать?
                (Александр Нощенко)

Не будем же гулять беззаботно, как сытый ворон на поле битвы, – проходя брезгливо и безучастно сквозь потоки сетевых страстей, ибо невозможно не видеть и не понимать, что люди грубы, что они походя оскорбляют друг друга грязной бранью. Как же научиться любоваться человеком, как самым красивым и чудным Божьим явлением на планете нашей?

Дух Святой! Ты сердце лечишь,
Разрываешь мрак ночей…
Обними меня покрепче,
Миллионами свечей. 
                (Александр Нощенко)

Святой Серафим дал нам рецепт чуда, утверждающего любовь ко всем без исключения людям: «Стяжи Дух Святой – и вокруг тебя спасутся тысячи».  И действительно, если выглянешь из себя, то показывается такое, чего никак не заметишь, когда только свою персону считаешь человеком, а других просто мелкими негодяями и пакостниками. Каким же долгим и трудным путем самопознания и самоограничения приходится идти, чтобы, очищая душу от налипшей скверны, выпрямить свою совесть пред Божьим Престолом! Сколько духовных сил нужно приложить, чтобы освободиться от всёй мерзости и лжи нашей жизни, чтобы заключить в любящие отчие объятья всех заблудших, злословящих и поносящих нас – Христа ради!

Великий Пост
с.Шапки, 2012


Рецензии
Человеческая природа греховна по своей сути. Если душа человека пуста, то в нее, как в свободный сосуд тотчас вливается то, что всегда находится рядом - армия тьмы... Мне бесконечно жаль автора газетной "утки", находящегося в плену врага рода человеческого... Он (она) не понимает, что лишь себе сделал хуже, вылив поток лжи и грязи на служителей слова Божиего.

Спаси, Господи, всех нас, и милостив будь к раскаиваюшимся.
С теплом и с надеждой на милость Божию,

Наталия Рогозина   14.09.2015 17:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.