Партия 2017 года. Федерация и конфедерация

 В федерации   источником власти и субъектами государственного суверенитета являются крупные территориальные образования  и весь народ.  Федерация - это   союз государств,  имеющих самостоятельность  в пределах оговорённой с центром компетенции, обладающих своими законодательными, исполнительными и судебными органами. В них допускается принятие своей конституции и двойное гражданство.
 
Федеральное  устройство формирует свободное объединение и равноправное взаимодействие субъектов, несущих  содержательный состав   этнических, историко-культурных, религиозных, лингвистических и прочих особенностей. Оно  раскрывает возможности для выражения  региональных   интересов разнообразного этнического состава  населения,   готовит  оппозицию к функциональному  выполнению общесоюзных правительственных задач; снижает отдалённость  власти и управления от граждан.

Федеративное устройство основывается на  распределении функций между ее участниками  и центром. Оно закрепляется в конституции,  одна часть    которой -   компетенция союзных органов, другая - субъектов федерации, третья -  союза и его участников. Соблюдение прав и полномочий центра и субъектов контролирует   суд и  двухпалатный парламент,  в котором  верхняя палата   формируется из представителей субъектов федерации.

Субъекты федерации - участники объединения  ограничены  в проявлении  суверенитета и   праве  самостоятельного выхода из него. Как правило, конституция  устанавливает право федеральных органов регулировать внутренние отношения своих членов   при угрозе чрезвычайных ситуаций стихийных бедствий или массовых беспорядков.

 Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместной деятельности  по достижению общих целей. Члены  конфедерации   сохраняют государственный суверенитет, а в компетенцию союза передают    ограниченный состав задач, обычно относящихся к обороне, внешней политике, транспорту и  связи, денежной системе.  Конструкция конфедерации  непрочна. У неё две перспективы: эволюция и превращение в федерацию или распад после решения определённых задач.  Выразительным примером является  Содружество Независимых Государств, координирующих свою деятельность в различных сферах.

Причина неустойчивости и низкой эффективности находится   в отсутствии  единства  и властных гарантий в  деятельности содружества,  выполнения ими принятых  обязательств.
- - - - - -

В материале  "Перспективы развития государства"  рассматривались  две тенденции внутреннего преобразования государства. Это:

Деэтатистская -  активизации гражданского общества с  контролем над государством, усиления роли политических партий,  групп интересов.   Увеличивается централизации ряда функций государства, усиливается  значение органов самоуправления.   

Этатистская -   повышение роли государства с его  регулятивными и интеграционными функциями. Оно активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, используя для него налоги, инвестиции, кредиты, политику  развитие производства, ликвидирует диспропорции .  . Повышается значение стратегии и планирование общественного развития, но сокращается принуждение, на место которому приходит   кооперации   социальных сил.

Рассматриваемое проектом  формационное преобразование  социальных отношений хоть и является   созвучным деэтатистской тенденции, но  является  принципиально другим  намерением  в преобразовании и развитии   всей системы социальных отношений, всего политического, правового и деятельного  поля,  управления процессами на них. Наступает время    человека, вовлечённого прямо и непосредственно в совокупность  всех  видов отношений и реализующего себя как часть целого, проявляющегося в  своей активности и отвечающего вместе  с социумом за результаты.

Этатистская тенденция тоже получает  основательную реконструкцию. используемые сегодня формы не консервативны, а архаичны:  как в принципе, так и в действительности они уже не могут отражать  задач социального развития, они не только не содействуют  всей комплексности развития, но стали  непреодолимым препятствием для всего взаимодействия. Как пример, возьмём  деньги - нет понимания сущности, кредит - потеряли природу генерирования прав и обязательств, не поддерживаем их,  банковскую систему - нет элементарного понимания полноценных денег, налоги - не понимаем структуру стоимости, право - ушли в нормирование, потеряли суть, правопорядок - не знаем значения правообеспечивающей деятельности, не раскрыли сущность процессов его  создания. В общем, этатитстской тенденции нужна новая энергия, направленность и конкретность преобразования.


Рецензии