Школа управления контекстами
потом дома строят нас»
У. Черчиль
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Когда я был студентом-медиком, а было это ещё до «сухого закона», то услышал (или где-то прочитал?...) историю, которая меня сильно впечатлила.
В начале ХХ века в России была создана коммуна для «сильно пьющих», где они жили на полном обеспечении — что вырастил/заработал, то и съел. Пребывание — добровольное. Порядки жёсткие, но не жестокие.
Подобные коммуны для алкоголиков существовали, но в этой, «экспериментальной», было разрешено... употреблять алкоголь!!! Сколько хочешь! Только трудись так, что бы результатов труда хватало на содержание себя и среды своего обитания.
Условие — алкоголь должен быть ТОЛЬКО ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА.
Результаты эксперимента превзошли все ожидания: коммуна процветала в материальном плане, количество употребляемого коммунарами алкоголя снизилось в разы по сравнению с тем, сколько они пили в «большом мире». Но самое поразительное — некоторые, по собственной инициативе перестали пить вообще. И это при полной возможности, изобилии алкоголя...
Эксперимент был прекращён и дальнейшего развития не получил — вероятно, его результаты сильно противоречили общепринятым концепциям. И, очевидно, он серьёзно затрагивал экономические и политические интересы на самых высших уровнях...
Возможно, я тогда впервые в жизни всерьёз задумался над тем, что должным образом сконструированная и построенная «окружающая среда» и «свободный выбор», предоставленный человеку внутри этой среды, помогают решать «невероятные», «фантастические», «парадоксальные», «невозможные» задачи.
В те годы, я, разумеется, формулировал данный тезис как-то иначе...
ГРУППА
Уже став психиатром и изучая психотерапию, я понял ключевое значение «компетентной», то есть специально организованной и управляемой модератором группы (психотерапевтической в данном случае) в решении задач, с которыми приходят на неё участники.
Когда я познакомился с методами и технологиями работы великого Милтона Эриксона, то, как и подавляющее большинство моих коллег, восхитился его виртуозным мастерством. Эриксон, с помощью разработанных им приёмов, создавал «новые миры» в сознании своих пациентов, на время погружаясь в которые, они «чудесным» образом выздоравливали. Сегодня весь мир называет эти технологии «эриксоновским гипнозом».
Другими словами, сами пациенты, будучи мысленно «помещёнными» в специально сконструированную и управляемую Эриксоном среду (в пространстве их собственного сознания), решали задачи, ранее для них «невозможные». Причём, решали быстро, эффективно, как правило, эффектно и почти всегда парадоксально.
КОНТЕКСТ
С тех пор я «влюбился» в понятие «контекст» и вся моя дальнейшая профессиональная деятельность — психотерапевта, а потом бизнес-тренера, была направлена по сути на одно — на создание таких «окружающих сред», в которых поставленная пациентом/клиентом/заказчиком задача будет неизбежно им самим и решена.
Разумеется, я с большим или меньшим успехом, с большим или меньшим осознанием постоянно создавал контексты для решения своих задач.
И, разумеется, создаваемые «среды обитания» не ограничивались (как, собственно говоря, и у Милтона Эриксона) только пространством сознания. Но они всегда там начинались.
Конечно, Эриксон был далеко не единственным из мастеров, по книгам которых я учился. А у некоторых мне повезло учиться лично.
И все известные мне эффективные технологии можно было свести к простой формуле: «Создать такую «окружающую среду» (и в ментальном, и в материальном пространстве), в которой решение поставленной задачи самим пациентом/клиентом/заказчиком будет как минимум возможным, а в идеале неизбежным».
TERRA LIBERA
Пришло время, и стала очевидна необходимость создания постоянно действующей, специально сконструированной «среды обитания» для себя. Дальнейшее развитие, и «профессиональное», и «личное» без такой среды и перманентно взаимодействующей группы единомышленников (как главной части этой среды), становилось как минимум сомнительным.
Речь шла именно о конструировании и создании, так как ничего из того, с чем я был знаком на тот момент, меня не устраивало.
Подрастал сын, входя в «трудный возраст», мне было, что ему передать. Я понимал, что для передачи нужны особые контексты, гораздо «плотнее», «насыщеннее» имеющихся.
И нужна особая, подготовленная группа, как главная составляющая «среды обитания». Группа, которая моделирует, конструирует, строит любой контекст по своему усмотрению.
А «усмотрение» это определяется в идеале только одним — задачами, поставленными группой перед собой, которые она намерена решить. Задачи же группа формирует из задач каждого её участника. Вот такой «контекст-в-контексте-в-контексте...»
Так в 2002 году появилась «TERRA LIBERA Group” - вначале это был «центр системного консультирования и моделирования событий».
Мы проявили свою миссию: «способствовать достижению Мечты» (в 2002 заказчики при слове «Мечта» пугались и косо на нас смотрели...)
Из миссии проистекали и задачи — создавать такие «среды обитания», в которых «достижение Мечты» станет как минимум возможным, а в идеале неизбежным. Мечты каждого из нас и Мечты всякого, кто к нам присоединится.
И мы стали «моделировать события».
СО-БЫТИЕ
События были разные - по продолжительности, по составу и количеству участников, по территории проведения, по задачам, которые в них решались...
От двух-трёх часовых консультаций «на рабочем месте» до многодневных семинаров в экспедиционном режиме в горных степях Монголии или тайге Алтая, от локальных задач тактического характера до построения стратегических концепций бизнеса с глубиной планирования на 10 — 15 лет, от школьников и студентов до директоров и собственников крупных компаний...
И все события были схожи — мы моделировали, конструировали и «строили» «среды обитания», непривычные Заказчику, которые были ориентированы на главное — всячески способствовать решению задач тех, кто в них находится, персональных и групповых.
И наполняли эти среды/контексты оригинальными, авторскими, во многом экспериментальными технологиями.
Предварительно, в процессе моделирования и конструирования, проживали события сами, своей группой и решали собственные задачи.
КОНТЕКСТ И КОНТЕНТ
Мы чётко стали разводить «контекст» (форму, формат, среду) и «контент» (содержание, наполнение, технологии) каждого события.
Научились создавать многоуровневые, многослойные «конструкции контекста», используя то, что есть «под рукой» прямо здесь и прямо сейчас, в которые удавалось «залить» такой же многослойный и многоуровневый контент, всегда сочетавший в себе и хорошо знакомое и ещё неизведанное.
Члены «TL Group” в таких условиях сами становились «многослойными», пребывая одновременно в четырёх ролях — Автор-Организатор-Ведущий-Участник и выполняя параллельно по 5 -7 функций с приоритетом основной.
В результате удавалось организовывать такие среды и так их наполнять, что в короткие промежутки времени (максимум — 10 дней в режиме экспедиции) Заказчик, погрузившись полностью в контекст, создавал «точегоникогданебыло».
При этом сам контекст, по мере роста нашего собственного опыта его построения, квалификации и компетентности, стремился к «незаметности» для Заказчика, по принципу «так и должно быть». Как не замечаем мы воздух, которым дышим (пока его достаточно), а рыба не замечает воды (пока она в ней находится).
И мы совершенно искренне радовались такому достижению, потому что это был один из искомых результатов — создать условия, в которых можно полностью сконцентрироваться на контенте и на решении задачи.
ИСКАЖЕНИЕ
Постепенно мы и сами стали относиться к «контексту» как к чему-то «само собой разумеющемуся», «технической задаче», обслуживающей контент. Опыт и приобретённые навыки позволяли нам достаточно легко строить весьма сложные «конструкции» контекстов и казалось, что в этой части «ничего особенного мы и не делаем». Зато «контент», технологии — это да...
Поскольку фокус внимания был смещён на контент, то ему отдавался приоритет и в описании, систематизации, осмыслении...
Процесс же создания «среды обитания», которая «способствует достижению Мечты» стал почти «рутинным», концептуально осмыслялся мало, системно и систематически не описывался...
При этом мы теоретически, конечно, знали (как нам казалось тогда) о равной значимости «формы и содержания», «внешнего и внутреннего» и ежедневно наблюдали в окружающем нас мире постоянные «перекосы» в ту или другую сторону. Почему-то смещений в сторону «формы» наблюдалось значительно больше, может быть, это одна из причин искажения в нашем собственном восприятии в данном вопросе, но уже в сторону «содержания».
ИСПРАВЛЕНИЕ
Со временем искажения нарастали и в конце концов привели к осознанию необходимости, во-первых, кардинально перестроить систему взаимоотношений в группе и, во-вторых, вернуть феномену «контекст» должное внимание и уважение через глубокое, концептуальное осмысление данного явления и системное его описание.
Начав писать книгу по «контекстному управлению», мы быстро пришли к пониманию, что нам не обойтись без формата («среды обитания»), в котором эту книгу можно будет писать, передавать и максимально полно усваивать/присваивать.
Мы поняли так же, что мало самим создавать «среды обитания для реализации Мечты» (наш старый тост гласит: «за сбычу мечт в подходящей компании») - необходимо учить других создавать подобные среды/контексты вокруг себя в повседневной жизни.
Иначе существует серьёзный риск, что выйдя из специально созданного для решения задач контекста, (мы их так и назвали — Хорошо Организованный (ХОК) и Хорошо Управляемый (ХУК) Контекст), человек погрузится в привычную «бытовуху», которая описывается формулой «дом — работа — работа - дом» и растеряет достигнутые результаты. Намерение постепенно «сдуется» и «любовная лодка разобьётся о быт»...
Каждому профессионалу (психотерапевту, бизнес-тренеру, коучу, консультанту...), модерирующему группы, хорошо известен эффект «возвращения на круги своя», когда привычная среда буквально «засасывает», «поглощает» даже очень продвинутого участника самого «прорывного» тренинга... В любом случае она всеми силами стремится это сделать...
Такое обучение должно быть систематическим и перманентным, с возможностью постоянной связи всех участников группы, что бы ХОК и ХУК «среды обучения» сохранялись и за рамками очных сессий.
Результатом анализа и осмысления стало создание школы, как наиболее подходящего, на наш взгляд, формата, «контекста» для решения вышеперечисленных задач.
Так появилась «GARNET School” — Школа Управления Контекстами.
Таким образом, формат «школа» закономерным образом пришёл на смену (полностью вобрав в себя) предыдущему формату, который точнее всего сегодня было бы назвать «опытно-экспериментальной лабораторией».
GARNET School
Школа родилась из насущных потребностей осмыслить, систематизировать и описать Опыт, наработанный нашей группой за последние 10 лет, перевести его в Знание, качественно «упаковать» и передать другим для присвоения и
использования.
В первую очередь Опыт в Организации и Управлении Контекстами.
Результатом мы видим достижение состояния, в котором в каждый момент времени, в любом месте и в любом окружении человек создает такую «среду обитания» вокруг себя, в которой реализация Предназначения становится неизбежным.
Это в идеале, который, возможно и не достижим в полном объёме, но даже приближение к такому состоянию существенно повышает шансы на реализацию Предназначения.
ЖИЗНЬ КАК ПРОЕКТ
С некоторых пор мы воспринимаем жизнь каждого человека (самих себя, в первую очередь, разумеется), как проект. Проект, по факту реализации которого должен быть достигнут определённый, очень конкретный, понятный, описываемый по схеме «имя — образ — действие» результат, он же продукт.
Мы называем его «Единый Интегрированный Продукт Жизни». Продукт, посредством которого, через который и в который воплощается «дело жизни», «мечта», «смысл жизни», «предназначение», …
Мы уверены, что каждый человек приходит в мир, зная своё Предназначение.
Я предпочитаю называть его «заданием», что бы внести дополнительный императив — если ты не ради выполнения «задания» сюда пришёл, то что ты здесь делаешь? А если ты ушёл, так и не выполнив «задание», то зачем приходил???
Но как только человек рождается, он «задание» «забывает»... С точки зрения нейро-физиологии этот тезис звучит абсурдно, буду оперировать им дальше в качестве гипотезы. Как, впрочем, и всеми предыдущими тезисами...
Почему, вернее, зачем так происходит?
Возможно, это шутка Творца, что бы создать «интригу жизни»?...
Есть, на мой взгляд, и прагматическая сторона — задание (и результат - продукт его выполнения) при рождении известны лишь в самых общих чертах, поскольку жизнь — штука весьма динамичная и неопределённая, особенно в нынешнюю эпоху. Странно будет, если задание останется без корректировок хотя бы в течение нескольких лет, не говоря уже о десятилетиях жизни. А корректировки в него вынужден вносить сам «исполнитель» на основе всё той же «жизненной динамики»...
Второй существенный момент — для выполнения задания нужны ресурсы («Сила»), но ресурсы эти обретаются только в процессе выполнения задания. В мифологических текстах тезис формулируется примерно так: «Что бы пройти Путь и добыть Сокровище, Горою нужна Сила, но Силу он может получить только идя по своему Пути...»
Ещё говорят, что «тропа появляется по мере её прохождения»...
В этом, вероятно, и есть вся прелесть великой «Игры Жизни»...
Таким образом, ответ на вопрос о «смысле жизни» можно сформулировать довольно просто: «раскрыть и реализовать своё Предназначение...» Для этого полезно ежедневно задавать себе этот вопрос.
Всю жизнь...
Ещё полезнее задавать этот вопрос в «среде обитания», способствующей поиску ответа...
КНИГА-ИГРА
«Делай, что можешь, с тем,
что имеешь, там, где ты есть...»
Т. Рузвельт
«Мой дом там, где я есть» - известная формула, по аналогии с которой мы говорим: «Идеальная среда обитания, в которой раскрытие и реализация моего Предназначения неизбежны, там, где я есть».
Она созвучна формуле: «У меня всегда есть в текущем времени все необходимые ресурсы для решения всех необходимых на данный момент задач». Под «необходимыми» мы понимаем задачи, решая которые, мы набираем «силу», а результаты продвигают нас по пути Предназначения...
Мы полагаем, что инструмент, который «всегда под рукой», позволяющий создать и поддерживать «идеальную среду обитания» для «сбычи Мечт» есть Книга-Игра. Каждый пишет книгу сам в течение жизни.
Макет такой «Персональной Книги-Игры Жизни», включающий «Сценарии реализации Смыслов Жизни» и версии «Единого Интегрированного Продукта Жизни» и становится результатом обучения в Школе.
МЕНТАЛЬНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ
В процессе обучения в Школе к освоению предлагаются авторские технологии и модели, с помощью которых курсанты инвентаризируют свою жизнь, начинают воспринимать её как цепь неслучайных взаимосвязанных событий, имеющих жёсткую логику целесообразности, моделируют собственное будущее и оформляют результаты в документальные тексты-истории.
Тексты становятся основой для дальнейшей самостоятельной работы над книгой.
Обучение в Школе происходит преимущественно через игру, в которой значительное место занимает «руко-мозго-делание» - практическая деятельность по «оживлению» и развитию предпочитаемых навыков работы руками с предпочитаемой материей и созданию материальных продуктов.
Другими словами, все ментальные конструкции, создаваемые курсантами в процессе обучения, обязательно должны быть воплощены в материю. Тексты в том числе есть такого рода материализация.
ИГРА ИСТОРИЯ ВОПРОС
Игра (игры), посредством которых проводится обучение, предполагают рассказывание участниками большого количества документальных историй из своей жизни («истории силы») и формулирование вопросов к самим себе («продвигающие вопросы»).
Особого внимания заслуживают конфликты и противоречия, отражённые в историях и те ценности, ради которых герой шёл на конфликт, вне зависимости, «победил» он или «проиграл». Важен не столько результат с точки зрения «выигрыша — проигрыша», сколько напряжение, энергия, «разность потенциалов», проявленные через противоречия.
Качественно сформулированные вопросы помогают сфокусировать внимание на наиболее актуальных задачах в настоящем и легко трансформируются в задачи будущего.
Вопросы помогают максимально выпукло показать противоречия, точно их сформулировать, извлечь из них энергию и направить её на раскрытие и реализацию предназначения.
Таким образом, пара «история — вопрос» организуют, по нашему мнению, смысловую ось, вокруг которой может быть сформирована «идеальная среда обитания».
По мере формирования «среды обитания» пара «история — вопрос» может эффективно выполнять функцию «управляющего механизма» этой средой.
За время использования данных технологий мы убедились в целесообразности и эффективности подобного подхода.
Косвенным подтверждением этому служат, на наш взгляд и бурно развивающиеся в последние годы мировые тренды "Storytelling" и "Non-fiction”.
С А М М
В процессе обучения в Школе и написания «Персональной Книги-Игры Жизни» каждому курсанту предлагается описать себя как «Самоуправляемый Автономный Мобильный Модуль», сокращённо «САММ» и воплотить описание в материальную модель.
Состояние «САММ», по нашему убеждению, есть абсолютно необходимое для создания и управления «идеальной среды обитания» и реализации Предназначения. Без развития и освоения в себе такого состояния крайне проблематично выйти из под управления «социо-культурной матрицы», которая сама есть хорошо организованный и хорошо управляемый контекст.
Поскольку главная задача такой матрицы — самосохранение и самовоспроизводство и она абсолютно не заботится об улучшении мира, свидетельство чему — состояние и социума и, его же стараниями, Природы на Планете, то она никак не заинтересована в реализации Предназначений отдельных своих граждан...
Цель же любого Предназначения — улучшить наш общий мир, нашу общую Среду Обитания.
В этом мы совершенно уверены...
ЧЕТЫРЕ МОДУЛЯ
Годичная программа Школы построена из четырёх самостоятельных модулей, каждый из которых состоит из нескольких авторских учебных блоков.
Вся программа разделена на три сессии.
Осенняя и весенняя сессии, продолжительностью 5 — 6 дней (30-35 часов),
проходят на базе частных ВУЗов в Ижевске и Санкт-Петербурге в форме практических семинаров-мастерских.
Первый день каждой сессии посвящён конференции, на которой приглашенные эксперты-практики из разных областей деятельности, так или иначе связанных с феноменом Сознания, популярно, для неспециалистов рассказывают о мировых трендах и тенденциях и дают прогнозы на будущее.
После конференции проводится круглый стол, посвящённый теме сессии, к выступлению на котором приглашаются курсанты.
Летняя сессия состоит из двух модулей и проходит на Алтае.
Первый модуль в форме бизнес-легеря (7 дней) проводится на нашей базе «Медвежья Заимка», расположенной у истока реки Бия, на Телецком озере.
Второй модуль в форме семинара-экспедиции (8-10 дней) проходит на заповедных территориях Алтая и Западной Монголии
В межсессионный период возможно общение на виртуальной площадке сайта Школы и продолжение обучения в режиме вебинаров.
март 2012
Свидетельство о публикации №212032800852