Байка 15. Кот раколов

     Пошёл я раков ловить. Захотелось что-то почувствовать себя в лучшем, ладно, будем скромнее, в хорошем ресторане. Надоели рыбные дни, чего-нибудь новенького захотелось.

     До этого я как-то ловил раков, но это было ой как давно! Кота-рыболова ещё и в помине не было, да и Иртыш был намного чище, не то, что сейчас. Рак – индикатор чистоты рек. В грязной воде не живёт. Иду да думку думаю: - А вдруг раков нет в реке, загадили Иртыш, то бытовые стоки, то от нефтехимзаводов. Других-то предприятий в городе нет, все развалили, распродали частникам по частям, теперь на месте бывших заводов выросли чёртзнатчоделающие мастерские и заводишки. Что они за отходы сливают в реку, сколько – никого не колышет.

     А если сдадут в эксплуатацию кремниевый завод – считай, до самого Студёного моря отрава пойдёт. Свет в овчинку покажется и хантам с мансями и ненцам, живущим в основном, благодаря обской рыбе, да и сам город Омск превратится в Чернобыль в случае даже небольшой аварии на этом вреднейшем предприятии. Так что, пока строят завод-крематорий, проходят митинги против его строительства. Кстати, я стараюсь не пропускать ни один митинг, даже в ущерб рыбалки. Но об этом в другой раз. А сейчас я расскажу, как которысь раков ловил. Если ты никуда не торопишься – послушай.

     Мне, конечно, интересно, да и торопиться особо некуда.

     – Рассказывай. Интересно послушать.

     – Тогда слушай. Не перебивай.

     Любит мой кот рыбалку, ничего здесь не поделаешь.  Проезжаем остановку, где всегда выходил с котом на рыбалку. А Барсик, видя, что я не собираюсь выходить из автобуса, волнуется, выходить, мол, надо. Ты что, остановку забыл? Со склерозом подружился?

     Я ему:

     – Успокойся, я знаю, куда едем.

     Завзятый рыболов несколько усмирился, затем снова забеспокоился. Встал на задние лапы, передние мне на грудь поставил, в глаза смотрит, мяучит. Сказать-то не может. Люди вокруг умиляются.

     – Вот это кот! Как свою остановку знает! Молодчага! С таким не проедешь мимо.

     – Отстань, котяра. Скоро выходить. Веди себя прилично.

     Ну куда там! Мяучит, требует, выходить давно надо, а ты сидишь спокойно, не шевелишься!

     Но вот и нужная остановка. Вышли. Котофей недоволен, ворчит что-то по кошачьи. Хорошо, что не понимаю кошачьего языка, а то уши в трубочку свернулись бы. Хотя и без толмача ясно, что знаменитый рыбораспугиватель ворчит, недоволен, что привёз его в незнакомое место.  Ему  придётся плестись за мной, а он привык впереди идти, дорогу показывать, будто я не знаю, куда топать, чтоб к реке выйти. Вертится вокруг меня, в лицо заглядывает, какая, мол, муха тебя укусила, что привёз меня в незнакомое место, читается в его взгляде.

     – Пойдём, охламон, - говорю ему, – интересная рыбалка будет. Век не забудешь, – это я для красного словца ляпнул. Не знал, ведь, что раколовля  окажется такой запоминающейся. Во всяком случае, мой рыболов надолго запомнил, как раков ловил.

     Раки, как известно, любят,  чтоб  дно было каменистое, так как между камнями легко спрятаться, и норы себе роют на границе твёрдого и мягкого дна. Но, так как раки лучше всего ловятся в вечерние часы, днём кот “помогал” мне ловить  окуней, щук, речную мелюзгу. Незаметно приближался вечер, время, когда раки выходят на “луга”. Хотя рак и вооружён довольно сильными клешнями, но очень уж любят полакомиться этими милыми созданиями хищные рыбы. Даже не варёный рак вызывает у них слюноотделение. При таком раскладе лучше выходить попастись вечером, когда хищники поужинают. Да в вечернее время им лучше – хищники хуже видят, попробуй, разгляди в потёмках, а сами раки ориентируются в пространстве с помощью хеморецепторов, то есть, органов химического чувства, это как нос у человека, только намного чувствительнее. Не удивительно, ведь хеморецепторы расположены на антеннах, антеннулах (зоологи придумали это заковыристое название для рачьих усов) и даже на клешнях. Так что рак определяет состав и температуру воды, наличие пищи, своего и чужого, не производя сложных химических реакций и не таская постоянно термометр.

     Раки  индивидуалисты,  философы, не любят, чтоб им кто-либо мешал философствовать, поэтому  живут отдельно от собратьев, и если копает нору, то только для себя, сами в гости не ходят, и к себе никого не приглашают, а если кто зайдёт случайно, не против  угоститься гостем. Так что, можно сказать, имеют нрав угрюмый, необщительный.

      Когда костюм рачий становится тесноватый, приходится сбрасывать его. Перед линькой рак не питается, прячется в норку – хандрит. Но, так как норка тесновата, приходится ему вылезать  и лёжа на песочке “раздеваться”, при этом он сбрасывает с себя и оболочку жабр, глаз, пищевода и даже острых зубов. Голым раком любят полакомиться хищные рыбы, да и “одетые” раки не прочь под пивко перекусить.

      Ладно, хватит лирики, перейдём к делу.  Раки хорошо ловятся, начиная с конца июля и до конца октября. Вот мы и пошли на раков поближе к августу.

     Мой котофей  недоумевающе весь день смотрит на меня,  какого, мол, притащился сам и меня приволок на это место, там-то привычно было. Напоминал о себе помякиванием, а то и лапой трогает меня то за ноги, а то и повыше.

     Но вот,  наконец-то, настал вечер. Можно и удочки раковые ставить, и рачевни.

     В удочке для раков не используется крючок.  К леске привязываю приманку, а это может быть и пучок крапивы, и кусочек морковки, можно и различных личинок, червей, мелкую рыбёшку.

     Раз  пять за час медленно, плавно, поднимаю леску с приманкой, так, чтобы вцепившийся в приманку рак не отцепился, а поднялся к поверхности воды, а затем добычу подхватываю осторожно спущенным сачком.

     Рачевня – обруч около полуметра диаметром с  натянутой на него сеткой в виде цилиндра. Приманку привязываю к сетке, к обручу привязываю четыре тонких, но крепких  шнура, креплю на палке.

     Первый пойманный мною рак брошен в ведро. Мой знаменитый  рыболов заинтересовался, что это за чудище такое. Решил для начала знакомства тронуть его лапой. Рак схватил кота клешнёй за лапу. Видимо, тоже решил познакомиться.

     К такому крепкому клешнепожатию Барсик не был  готов. От неожиданности он мякнул, затем, видя, что новый приятель не хочет выпускать его лапу, а сжал её, не рассчитав силы, в дружеском пожатии  крепко, рыболов недовольно заворчал, пытаясь освободить лапу. Но рак, видимо, не понял, что коту больно, держал его лапу и выпускать не намеревался. Неудача постигла рыболова! Хотел познакомиться, может подружиться, а новый знакомец не понял хороших намерений и вцепился в лапу. Коту надо высвободить лапу – больно ведь!

     Котяра изо всех сил резко поднял лапу, на которой прицепился рак.  Не помогло! Рак вылетел из ведра, но лапу не отпустил. Что за наглость!  Коту стало не до сантиментов. Вцепился, понимаешь, и отпускать не хочет!  Любой ценой надо освободить  лапу из страшного зацепа.

     Кот мякнул, попробовал зубами ухватиться за клешню. Клешня оказалась очень твёрдой, зубами никак не прокусить, но зато кот получил второй клешнёй по голове. Ухо рыболова оказалось зажато клешнёй. Эт-то уже никуда не годится! Мало того, что лапа зажата, как в тисках, да ещё и ухо захватил рак клешнёй.

     Коту ничего не оставалось, как начать бешено прыгать и крутиться – может так освободит лапу и ухо. Больно. Очень больно вцепился рак. Вот это познакомился!

     Крутился кот крутился, и до реки докрутился.  Мотнул лапой, а рак в воде оказался, ослабил клешни.  Решил, видимо: “Ну его, кота, одному мне его за раз не съесть, а других  привечать не хочу”,  выпустил Барсика, махнул клешнями напоследок, не поминай, мол, лихом, и быстро удаляться начал, клешни страшные ещё некоторое время в воде мелькали.

     А кот, освободившись от опасной добычи, жаловаться начал, на лапу, раком  поклешнелапенную,  показывает, трясёт ею,  на реку посмотрит, ощетинится, ворчит да шипит зло.

     А я смотрю на раколова, посмеиваюсь: 

     - Не знаешь, кого ловлю? Не суйся, не старайся “помочь” мне. Рака упустил, сам себя наказал… а он мякает, да о ноги мои трётся, просит, чтоб пожалел.

Сжалился я наконец, до того жалостливо мяукал, да смотрел на меня.  Даже когда щурёнок хвост ему откусил, и то не  жаловался.

Продолжение следует


Рецензии
Интересно Вы рассказали о ловле раков да ещё и при активном участии кота. Бедный кот! Не знал он, кто кроме рыбы водится в реке.
Смешная история, Альберт. Спасибо. Удачи и радости Вам.
С уважением -

Павлова Вера Калиновна   29.03.2012 19:23     Заявить о нарушении
Спасибо. Значит, не зря написал эту байку. Моя дочь когда прочитала, тоже пожалела кота.
О приключениях этого кота ещё напишу байки.
С уважением и наилучшими пожеланиями

Альберт Деев   31.03.2012 13:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.