Партия 2017 года. Наследие Истона
Истон даёт доказывает необходимость всеобщей политической теории. Он разрабатывает концепцию структуры теории, в которой формирует категории и понятия, делает теоретические утверждения. Истон заставляет работать свою структуру концепции и ищет возможность применения их в политической практике. Политическую систему он определяет как многочисленные взаимодействия. К ним он относит авторитетное распределение полезностей , которым предотвращает конфликты в обществе. Объясняя свою позицию, выделяет в политической системе две основные функции: 1)обязанность распределить полезности в обществе; 2) убеждение граждан в принятии принять этого распределения как обязательного. Эти функции, по утверждению Истона, являются отличительными особенностями политических систем.
Истон, беря за основу элементы - "ввод", "конверсия", "вывод" схемы фундаментального процесса любой системы определял входящие факторы, как требования и поддержку, а "исходящие" как решения и действия.
"Требования" есть форма мнения о правомерности распределения в действиях субъектов власти. Они делятся на внешние - от среды, и внутренние - от самой системы. Истон делит требования: 1) относящиеся к распределению благ и услуг; 2) связанные с регулированием поведения; 3) относящиеся к сфере коммуникации и информации.
Политическая система для сохранения рабочего состояния в добавок к требованиям нуждается в поддержке.
Формы поддержки многообразны. Это и материальная поддержка, включающая уплату налогов и сборов, это и оказание услуг системе, соблюдение законодательства. К поддержке относится участие в политической жизни, уважительное отношение к официальной информации и власти. Истон определяет три объекта поддержки: 1) "политическое общество" - группа людей в политической структуре; 2) "режим", представленный ценностями :целями и принципами; нормами и структурой власти; 3) "правление",- совокупность людей с ежедневным участием делах политической системы, признаваемых большинством общества ответственными за их деятельность.
Система, по Истону, - это механизм, в котором "ввод" в форме требований и поддержки превращается в "вывод" - решения и действия. Здесь происходит ориентация общественных ресурсов на установленные цели и решение поставленных задач. Конверсия "ввода" в "вывод" - процесс, присущий всем системам. Чрезвычайные отклонений в структурах политических систем не могут помешать этому процессу.
Истона рассматривает исходящие факторы как основу формирования концепции реагирования системы на окружающую среду и себя саму, в итоге она преобразует, порой успешно, входящие факторы требований и поддержки.
"Исходящие" - это фрагмент последовательности действий - "петля обратной связи". Она всегда реализуется как корректирующее действие и в этом качестве реализует свою полезность. Здесь два процесса образуют замкнутый цикл: 1- исходящие системы и их следствие представляют адаптацию власти в определенных ситуациях; 2 - сама информация , раскрывающая поступающие обратно сведения о состоянии системы и о последствиях для реагирующей деятельности властей. В итоге, обратная связь становится механизмом устранения напряженности в обществе, и функция работает, если власти успевают реагировать на сигналы, чувствительна к ним.
Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение целей, по мнению Истона, - те средства, использованием которых можно справиться с напряженностью в политической системе.
Таким образом, политическая система, с точки зрения Истона, - это постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система.
- - - - - - - - - - - - - - - -
Политическая теория - основа ориентирования власти на политическом поле. Часто используется как методологическое пособие по удержанию власти - которая становится самоцелью самой власти, при этом коренная потребность населения в ориентировании власти на массовые интересы может быть игнорирована и подменена манипулированием факторами влияния. Да, использование теории снижает социальную напряженность и вносит в социальное взаимодействие кажущуюся полезность, позволяя власти не предпринимать действительных мер, обеспечивающих экономическое, правовое, социальное развитие, включая все проблемы жизнеустройства, семейственности. Такое ограничение консервирует глубинные болезни государственного управления, которые имеют свою логику и энергию развития. Как результат - непонимание причин возникновения случаев правового беспредела, на борьбу с которым уже в который раз объявляется новый призыв. Да, это призывы правового государства. Вот только сам призыв, согласно политической теории, есть всего лишь демонстрация побуждения власти, а не конкретность действия. К тому же неплохо понимать, будь оно реализовано, достичь нужного социального результата не сможет.
Свидетельство о публикации №212033000140