ХР Виды и формы мифов

ХР. 2.6.95. Эпоха первобытных цивилизаций. Виды и формы мифов.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 95. Виды и формы мифов.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
69 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Виды и формы мифов и мифологии. 69 000 до н.э.

Мифами сегодня понимаются дошедшие до начала современной истории человечества устные сказания, повествования и представления по всем сферам жизнедеятельности окружающей среды, мира и человека.

Этиологические мифы повествуют и объясняют возникновение, причину, внешний вид и порядок жизнедеятельности каких-либо явлений, объектов или субъектов. Например, этиологические мифы объясняют, откуда и как возникают животные и  почему имеют такой вид. Эти мифы объясняют происхождение предметов быта, явления природы, происхождение жизни и смерти.

Солярные, лунарные, астральные и космогонические мифы повествуют и объясняют происхождение и жизнедеятельность Вселенной, космоса, звёзд и планет.

Теогонические мифы повествуют о происхождении и жизнедеятельности духов-предков и богов.

Антропологические мифы – о происхождении и жизнедеятельности человека.

Героические мифы повествуют о деяниях духов-предков, богов и божеств, одухотворённых животных, первопредков, членов родовой семьи, культурных героев-демиургов и шутов-плутов (трикстеров), а также о героях-богатырях, героях-победителях.

Календарные мифы повествуют о циклических пространственно-временных превращениях. Например, охотничьи мифы повествуют о страдающем, умирающем и воскресающем звере-животном. Аграрные мифы повествуют об умирающей и воскресающей природе или боге, дарующем жизнь и обилие.

Наконец, одними из самых архаичных (древнейших) мифов являются эсхатологические мифы о гибели мира, Вселенной, о «конце света», о светопреставлении, об Апокалипсисе.

Мифы сохраняются как устная традиция, затем как тексты и действия фольклора и произведения искусства. Однако наиболее архаичной системой сохранения и передачи мифов и мифологии является обычная естественная человеческая жизнь и общение.

Люди во все времена бессознательно (инстинктивно) или сознательно (целенаправленно) ведут себя мифологически.

Структуры-образы, архетипы, отголоски и следы мифов и мифологии всегда присутствуют в стихах, заговорах, молитвах, сказках, легендах, былинах, преданиях, песнях, сказаниях, частушках, припевках, загадках, пословицах, поговорках, приметах и анекдотах.

Непосредственное мифологическое содержание имеют практически все прошлые и современные обряды, ритуалы, культы, обычаи, традиционные предписания и запреты (табу), календарные, семейно-родовые и даже государственные праздники.

Мифы и мифология насыщает практически все произведения искусства всех времён и народов.

Мифологическое мышление проявляется во всех сферах культурной, религиозной и политической деятельности человечества.

Часто мифологическое мышление проявляется в событиях гражданских и военных конфликтов, в революциях и экономических реформах.


Рецензии