Зачем нужны псевдонимы

 В ответ Саша пишет Вале: http://www.proza.ru/2012/04/01/1309
   
    Зачем тебе был нужен псевдоним «Ольга Вьюгина» - я не знаю. Но! требую объяснений. И когда мы думали о совместном проекте, искус прикрыться у нас с тобой был. То есть – псевдоНик выступает вроде щита. От чего же мы хотим огородиться?
     Мои предположения следующие. Причём, замечу, предположения основаны на фактах. Как-то на одном дне рождения молодой человек прочитал стихи своему брату-имениннику. Я был в шоке от глубины-ширины-высоты и от техники исполнения. «Ну, одно хорошее стихотворение каждый дурак сочинить может», - из чувства ревности-зависти подумалось мне, и я попросил исполнить его ещё что-нибудь. И он как надавал мне по голове своими творениями! После выступления я с ним разговорился и в числе всяких разных вопросов я поинтересовался насчёт того, что, не пытался ли он выставить где-нибудь свои стихи на всеобщее обозрение. На его отрицательный ответ я ему посоветовал завести страничку на «Стихи.ру».
   - Я хожу туда, читаю, но своё публиковать не буду, - отвечает.
   - Почему!? – возмущаюсь я и негодую, потому как влюбился на мах в то, что он пишет.
…- Боюсь.
…- ??????
   - Я боюсь, что меня там плохо оценят; и после этого я ничего не смогу писать.
     (Тут же, чтоб не забыть. Человек соединяет свои стихи (даже не стихи, а оценку стихов, что не одно и то же, да?) со своей личностью. То есть: если стихи плохие – я плохой человек. Отнюдь ведь! Разделите эти две штуки! Я знаю много замечательных людей, которые пишут плохие стихи (ну, нравится им это делать): виртуозный хирург (о! как коленные чашечки из осколков может собирать – на себе испытал), успешный тренер, от Бога учительница младших классов переживают, дёргаются, и от этого теряют виртуозность в хирургии, тренировках, преподавании учебных предметов. Нет? А понаблюдайте!
     Диагноз – придурки. (И те, которые пишут, и те, которые оценивают).
     Насчёт тех, кто оценивает. Друг у меня решил научиться играть на гитаре (ну и петь под неё – это круче, чем просто играть: девчонкам нравится, когда всё вместе). А когда песню разучиваешь, да ещё и вместе с аккордами, внимание концентрируется то на одном, то на другом и получается: когда начинаешь следить над правильностью постановки аккордов, голосом в этот аккорд попасть трудно и получается фальшь. Ну и наоборот – поёшь хорошо, а аккорды путаешь - опять-таки фальшь получается. И в этот момент появляется папа моего друга и пренебрежительно реагирует на его певческие потуги. Всё! мальчик перестал учиться на гитаре.
     На этапе первоначального разучивания невозможно контролировать и то, и другое. Дайте на ноги встать! Поддержите! Отметьте! А вот - окреп, силу почувствовал, тогда критика пойдёт только на пользу. Критиковать может только Мастер Мастера. Иное – хамство.
     Иное – хамство!
     (Как я был оппонентом на защите кандидатской диссертации– отдельная тема, не забыть бы).
     Вывод 1: люди боятся оценки. Конкретизирую – плохой оценки, хорошей никто не боится и только этому рад.
     Дальше. Как-то я занимался проблемой затруднений учителей в профессиональной деятельности. Затруднения выявили, и нужно было разобраться в их причинах. Оказалось: 80 % учителей (независимо от специализации) – экстерналы. То есть, это люди, которые причины удач-неудач в своей жизни видят во внешних обстоятельствах (дети учиться не хотят, стандарты хреновые, администрация ещё хреновее, ну а уж о родителях и вообще говорить нечего – по фиг им всё). Выборка большая (около тысячи человек) и можно сказать, что генеральная совокупность (российский народ) – вот такая.
     Вывод 2: чтобы не отвечать за то, что я пишу – прикроюсь псевдоНиком.
     У нас у всех какие-то статусные роли: папа, домохозяйка, учитель, профессор чегонибудь, руководитель отдела (или ещё чего-нибудь) и мы думаем, что будет мудро, что этим ролям мы будем соответствовать. И это (по-моему, псевдомудрость) толкает нас на то, чтобы (начальник стихи пишет, хи-хи) чем-нибудь прикрыться – ником!
     Вывод 3: псевдомудрость – это не мудрость, это трусость.
     Дальше тезисно. Вот певцы: у них же, чем больше диапазон голоса – тем лучше! Низкую ноту могу взять, а сейчас – замрите – высокую! И это ведь считается за доблесть. А у поэтов-писателей какая-то стыдливость: фу о низком, давайте о высоком. Всё время высокое надоедает даже исполнителю – он начинает мечтать о низком. А о низком он пишет – догадайтесь – под?
     И получается по большому счёту – сами себя не принимаем, стыдимся, открещиваемся сами от себя, предаём. А мастер в поэзии, как в пении, всё написать может: от шансона до философии.
     Общество наше недоверчиво (на каждом выборном участке камера наблюдения, и это нам представляют как достижение, а это позор стране и нам, потому что кто, как не мы – страна?).
     А, может, псевдоНиками мы и даём пример нечестности, закрытости, недоверия. Трусости (на вскидку открываю «Гражданскую лирику» на стихире: автор «Крыша Едет» пишет…и он будет выступать за честные выборы и за борьбу с коррупцией, и мне ему верить? – ага, щас).
     Потому мы с тобой, Валечечка, перебрав все варианты, оставили жить и Яроцкую, и Тихонова. Чего нам бояться?
     Чем вера хороша? А кроме Него ни перед кем на колени не вставать.


Рецензии
на днях читала, как один критик начала века двадцатого ругал поэта оного же времени: как поэт жалуется - ах, мы несчастные, все над нами смеются, пальцем показывают, на улице свистят и раз в год, на патриотическое мероприятие приглашают написать стихи о великих.. критик говорит: да имейте достоинство! достоинство не ныть, не боятся, а если уж так претит вам это "пользование раз в год" - имейте силу духа отказаться. и пишите качественные стихи, а не тратьте время на "построение образа страдальца".
и вот - дискутируют два человека, волей случая наблюдаю их дискуссию. один побивает авторитетом: мне же 60 лет! я не выдерживаю: да какая связь между вашим возрастом и тем, что вы говорите? лучше будьте внимательны к своим фактам..

это косвенные примеры, но, думаю, Вы понимаете, к чему это я. связь между человеком и тем, что он делает, говорит, кажется слишком тесной, очевидной, эдакий биографизм в жизни. а связь эта тоньше. как минимум, тоньше.

а вообще.. так бывает - читаешь и под каждой фразой хочется подписаться, и стиль нравится) и кошка на главной странице, особенно кошка))

с уважением,
анет

Анна Билык   27.01.2013 21:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.