ХР Африканские первобытные цивилизации

ХР. 2.6.134. Эпоха первобытных цивилизаций. Африканские первобытные цивилизации.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 134. Африканские первобытные цивилизации.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
61 000 до н.э.

Африка. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Материальная культура. Духовно-художественное творчество. Украшения. Бусы. Ожерелья. Предметный символьный язык украшений и предметов-символов. Рост производительности труда. Первые африканские первобытные цивилизации людей современного вида. 61 000 до н.э.

В пещере Дипклоф (Западная Капская провинция ЮАР) первобытные люди обитают очень давно и долго (130 000-45 000 до н.э.).

В восемнадцати слоях культуры Ховисонс Порт (слои Френк и Деррил) остались 270 фрагментов скорлупы страусовых яиц с выгравированными на них геометрическими узорами-символами. Вероятнее всего эти фрагменты яиц использовались как емкости.

Геометрические узоры-символы на скорлупе этих яиц сгруппированы по общим признакам и различаются многими деталями.

Судя по культурным слоям пещеры Допклоф, гравировки по скорлупе яиц производились несколько тысяч лет в период 65 000-55 000 лет до н.э., являются традиционными и имеют определённый смысл и предназначение.

При общем характере узоров-символов они имеют индивидуальные особенности, что свидетельствует о принадлежности авторов этих гравировок к какой-то общине-племени и их индивидуальном самовыражении.

Наиболее часто повторяющийся мотив символов – заштрихованная полоса («рельсы-шпалы», «лестница»): две параллельные линии и пересекающие их под примерно прямым углом короткие линии, находящиеся на равном расстоянии друг от друга.

Автор гравировок сначала проводил две параллельные линии, а затем заштриховывал их. Это самые ранние гравировки.

В верхних слоях пещеры Дипклоф этот мотив меняется на глубокие прямые линии (не совсем параллельные). Есть фрагменты гравировок, где линии пересекаются или сходятся. На отдельных фрагментах нанесены слегка искривлённые линии, пересекающие одну центральную линию, а также пересекающая штриховка.

Фрагменты яичной скорлупы в пещере Дипклоф малы (20-30 мм). Некоторые складываются в мозаики размером до 80 х 40 мм. Некоторые фрагменты имеют пробитые отверстия диаметром 12 мм, через которые, видимо, выпивалось содержимое страусового яйца.

При этом в пещере Дипклоф нет костей страусов.

Фрагменты скорлупы с гравировкой окрашены в разные цвета, возникшие от воздействия огня уже после нанесения узоров и разрушения яиц-ёмкостей.

Гравированные символами фрагменты яиц страуса встречаются в 18 слоях пещеры Дипклоф, что свидетельствует о традиции данной гравировки в течение нескольких тысяч лет.

Возможно, гравированные узоры-символы на ёмкостях могли указывать на вид содержимого, отличать владельца ёмкости или его принадлежность к определённому роду-общине, а также быть просто украшением.

В любом случае, эти гравированные фрагменты скорлупы яиц страуса свидетельствуют об умении первобытных людей данного времени выцарапывать на какой-либо поверхности символические узоры (рисунки на земле, татуировки, гравировка по дереву, кости и камню).

Возможно, частая штриховка уже соответствует наличию счёта.

Изготовление жителями Африки украшений – ожерелий из бусин, изготовленных из скорлупы яиц страуса.

Бусы - характерная черта африканской орнаментики.

Ожерелья из бусин, окраска и татуировка лица и тела, другие украшения становятся не только показателями красоты, но и символами социального отличия, положения в обществе, мерилом силы и благополучия (будущего богатства).

Украшения становятся наградой за храбрость, подвиги или общественную значимость. Украшения являются неотъемлемой атрибутикой отношений доминирования и половых отношений.

Эти элементы духовно-художественного творчества людей становятся обязательным набором знаковых отличий шамана (колдуна, ведуна, ведьмы).

Возникновение символьного языка украшений и предметов-символов. Самый крупный зуб (клык) хищника на тонкой сушёной жиле, повязанный на шею охотника, является знаком (символом) его храбрости, силы, умения и удачи.

Возникновение социальной зависимости между демографическим состоянием общества и степенью сложности технологии производства орудий труда, магии и украшений (61 000-60 000 до н.э.).

Рост степени сложности технологии производства орудий влечёт за собой рост производительности труда, уровня обеспечения ресурсами жизни (благосостояния) и увеличение количества свободного активного времени. Это свободное активное время используется первобытными людьми для развития форм языка общения, мифологии, культовых проявлений, искусства, нравственности, правосознания и других фор развития культуры.

Возникновение в Африке самых ранних современных первобытных цивилизованных общин-племён (61 000-40 000 до н.э.).


Рецензии