ХР Мифологическое мышление

ХР. 2.6.137. Эпоха первобытных цивилизаций. Мифологическое мышление.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 137. Мифологическое мышление.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
61 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Мифологическое мышление. 61 000 до н.э.

Основой любого мышления являются инстинктивные и рефлекторные реакции, зафиксированные в памяти.

Человеку изначально жизненно необходимо «осмысливать» все явления, воздействия и события окружающей среды и мира, чтобы выявить их причинно-следственную связь и зависимость, найти и выбрать соответствующий вариант своей реакции (действия или бездействия).

Но прежде осмысления всегда возникает физиологическое ощущение, которое порождает реакцию-эмоцию-ощущение комфорта или дискомфорта. Эти реакции-ощущения-эмоции порождают более сложные инстинктивные чувства и соответствующие рефлекторные реакции-действия, которые уже начинают осмысливаться самим человеком и его окружением.

Зная по жизненному опыту какие последствия могут быть от выражения тех или иных эмоций и реакций-действий, человек либо усиливает, либо ограничивает их (выбирает варианты поведения).

Причём человеку приходится осмысливать не только отдельные явления, воздействия и события, но и их совокупное множество.

Кроме этого человеку приходится осмысливать своё место, роль и поведение во взаимодействии и взаимообусловленности (корреляции) места, роли и поведения других людей, членов семьи, рода, общины, племени или чужих.

Таким образом, человеком вырабатывалось своё собственное или коллективное общее осмысление окружающей среды и мира (действительности, реальности).

Человеку с детства приходится учиться делать выводы и принимать различные решения, пригодные для себя и своего окружения, выделять общее из конкретного, осмысливать или обобщать (классифицировать) все явления, воздействия и события.

При этом неизбежно и закономерно должны возникать речевые формы отображения и выражения осмысления – звуковые знаки-сигналы, наименования, слова-понятия, тропы, слова-лексемы, выражения, предложения, сказания, повествования, объяснения, толкования и т.д.

Человек мыслит не только ощущениями, эмоциями и чувствами, но и средствами второй сигнальной системы – речевым выражением мысли.

Только человек в основном выражает результаты своего мышления (свои мысли) посредством звуковой речи и языка.

Сложные мыслительные обобщения он выражает сложными комбинациями доступных ему наименований, слов-понятий и звуковых знаков-сигналов (словарный запас).

Таким образом, любой язык (словарный запас языка, его структура, система образования троп, предложений, грамматика и т.д.) является выражением человеческого мышления.

При этом мифы, несомненно, отражают процесс мифологического мышления человека конкретного исторического времени.

Поэтому наиболее архаичные мифы, образы и архетипы мифов свидетельствуют о характере и уровне мышления первобытных людей, которое в данное время неизбежно и закономерно является мифологическим мышлением.


Рецензии