Дядя Федор податель жизни

               
               
  В этот день мама припаздывала с работы, и мне пришлось кормить ужином хнычущую сестренку. От дела меня отвлек негромкий стук в дверь, обычно соседи входили без предупреждения. Тетя Паша мышкой шмыгнула через порог, а потом растерянно и суетливо мыкалась по кухоньке и, запинаясь, проговаривала:

       - Ты, это, не пугайся... мамку твою с кровотечением в больницу привезли ... Говорят, без сознания.... Плоха. Медсестра шла мимо проулка... Сказала. Велела всем язык за зубами держать, доктор приказал. “Криминальный аборт"- страшным шепотом в самое ухо без запинки выговорила она, и, взглянув на мое недоумевающее лицо,добавила- запрешшшено это делать, аборты - ребеночка из себя выбрасывать. В тюрьму за ето полагается. 

И громко заплакала. Детей у соседки не было ни своих, ни приемных.

       - Где наш артис - дуролом? - Это она о пьяном отце.-Эвон, грядку бодает, эт надолго.- Надо тебе к мамке. Мало ли чево может случиться. Иди, а там спросишь, где она лежит.

       - А что может случиться?!- выкрикнула я, прозрев самое худшее.

       - Может - надвое ворожит, - уклонилась тетя Паша, осознав, видимо, преждевременность своих предположений.-Иди, не мешкай, я управлюсь тут. Лиду покормлю, козу из стада встречу.

Неверными движениями, торопясь, я укладывала в дерматиновую потрескавшуюся сумку ночную рубашку, стыдясь ее латанности, гребешок, носовой платок, полила хлеб конопляным маслом. 

Дядю Федора, врача, я знала по маминым рассказам: однажды он уже вытащил ее из беды. В женских разговорах имя его произносилось с горячей благодарностью.

Государство восполняло миллионы погибших драконовским указом - запретом абортов медицинским способом и лишением свободы за подпольный. Сажали без жалости и женщин, и врачей, часто по одному доносу. Адрес подпольной повитухи Ксении, обладательницы стального крючка, хранился в страшной тайне. И существовал пока. Хотя некоторых, чье имя еще помнила молва, эта "помощь" отправила на тот свет.

 Вытащившие "счастливый билет", часто на грани жизни и смерти, с кровотечением, а то и заражением крови, оказывались на операционном столе дяди Федора. Случалось, и не один раз, призывая все свое умение, отстаивал он жизнь какой-нибудь матери семейства, рискуя своей.
 
Доктор, хоть и жил в соседнем переулке, домой ходил редко, в больнице-безвылазно.  Роды принимал, оперировал и прием там же вел. В нем все было большое: тело, голова, руки, ноги, лицо с резкими чертами. Даже видом своим внушал доверие. Рассказывали, что врач был смелым до дерзости, как и полагается божеству, способному вернуть человеку жизнь. Спасенные жертвы абортов ставили за него в уцелевшей церкви свечки и поминали в ежедневных молитвах.
 
И вот стою я, семилетняя девочка, насмерть перепуганная, на деревянном крыльце больницы, а он, держа мою руку - палочку в своей и поглаживая другой, гудит тихонько:

       - Мамку твою я вылечу, не бойся, обещаю. Кто будет спрашивать - астма, приступ, поняла? А лучше помалкивай. Умеешь молчать? Так надо для мамки твоей.Отец, как проспится, пусть утром до работы зайдет, поговорить надо. Ну, иди, иди - слегка подтолкнул он меня, – сегодня к ней нельзя и завтра не приходи, я с ней побуду. Не возражаешь?

Мое сердечко уже не билось как сумасшедшая запутавшаяся птичка, оно стучало ровно. 
Наш доктор обладал властью, невидимой, превосходящей ту, что карает людей. Он считался со слепой силой закона, но поступал, как велела совесть.
Утром я передала отцу наказ дяди Федора и, быстренько собравшись, отправилась в больницу с ним вместе. Его провели к доктору, а я топталась у входа, стараясь не попадаться озабоченным людям в белых халатах. Вскоре доктор и отец направились в конец коридора.

       - Ты понял? Сиди и жди. Когда откроет глаза, улыбнись, скажи что-нибудь ободряющее и зови меня. Ну, а если долго не будет просыпаться, - тоже зови. 

С этими словами доктор удалился, а я вышла из-за двери и заглянула в палату. 
В узком пенале стояла только одна кровать, не ней лежала моя мать под белой простыней, и лицо ее поражало безучастностью. Оно было отдаленное. Незнакомое... Неживое.
 
       - А вдруг она... - Внутри все остановилось и замерло, я вцепилась ногтями в руку, чтобы проверить, не умираю ли я от горя. Почувствовав боль, задышала.

       - Не умирай, мама!- кричало мое сердце. -Зачем ты это сделала! Лучше бы родила его. Как-нибудь жили бы все вместе... Нельзя тебе умирать... Мы еще совсем маленькие. Я буду помогать тебе ... Только живи... Ругайся... Сердись... Кури свой астматол... только живи!

И тут я вспомнила о неродившемся ребеночке, выброшенном куда-то из живота. Невыносимая жалость к нему, неизвестно куда выброшенному, заслонила ужас смерти. А мгновение спустя, я уже наполнилась злостью.

       - Из-за него мама может быть умрет! Или умерла?
Зубы мои стучали друг о друга и кусали язык. Вцепившись взглядом в застывшее лицо, я молила:
       -  Дай мне какой-нибудь знак, что ты жива...
Отец стоял рядом с кроватью, сцепив руки в замок и наклонив голову, долго всматривался в лицо матери. Шепотом, незнакомым голосом произнес:

      - Мать! Это я, твой Иван... 
Тишина... Отец подвинул стул, но передумал и бухнулся на колени.

      - Мать,- тихо позвал он, -Надежда! Надюша!- вырвалось у него ласковое имя, каким он никогда ее не называл. Потом прижался к ее вытянутой на простыне руке, громко взрыднул, тотчас подавив плач усилием и закрыв лицо руками. Взмолился.

      - Прости... Ты наверное не знаешь - я тебя ценю! Ты меня держишь... как якорь. Как же так получилось, Надюша! Не умирай, прошу... Мы теперь хорошо заживем. Не бросай нас с ребятами! 

На коленях отец придвинулся ближе и прикоснулся к маминой щеке.

       - Надя, я мало говорил тебе хороших слов. Я тебе пел... Всякие шутки старался устроить, чтоб тебя обрадовать... Помнишь, поставил на огороде чучело, а лицо твое нарисовал. Ты смеялась!

По простыне прошло движение. 

Услышав шаги и шумное дыхание я поняла, что вернулся доктор.

       - А ты что здесь делаешь, малявка? Сказал же, мамка твоя будет жить! - строжился он голосом, а глаза держали отца, переживающего серьезнейший момент в  жизни.
Дядя Федор сжал мои плечи и развернул к выходу. 

Огромное горе исчезло.
   


Рецензии
Людмила, сегодня мне тяжело писать отзывы на такие темы, но у каждого из нас, как и у Ваших героев, случаются в жизни нелёгкие минуты. Плохо, когда эти минуты растягиваются на года. Тем не менее, каждый из таких моментов оставляет у нас зарубки на сердце, больно ранит душу. Но что делать, как пережить неизбежные потери, число которых зашкаливает к старости и становится фатальным? Не у всех из нас стальные нервы и примороженные сердца, но все мы рождены, чтобы переносить страдания наравне с радостями и наконец подойти к окончанию земной жизни. Конечно, ничего, кроме веры не может дать опору человеку, которую он заслуживает в силу владения душой. Но душа наша болящая и страдающая, открывающаяся настежь в минуты радости, и воспаряющая к небесам в короткие мгновения счастья - душа эта - тоже принадлежит Богу и, если помнить об этом, твёрдо понимать, что это так и есть - жить становится немного легче. Конечно же, все эти рассуждения и мысли вызвала к жизни Ваша незаурядная проза, способная достучаться до нас - читателей, пробудить в нас сочувствие и сопереживание. Не это ли самое главное для человека, который берёт в руки перо?!

Георгий Цвикевич   05.01.2018 00:12     Заявить о нарушении

Здравствуйте, дорогой Георгий!

Сонастроенность - на мой взгляд самое точное слово, обьединяющее Вас, читателя,
и меня ,автора. Удивительно верно и обезоруживающе искренне звучит Ваш монолог.
Дорогая для меня вещь приобрела в Вашем отзыве космическую глубину. Ощущение связи души с Творцом иногда осознанное, иногда чуть теплющееся, много раз помогало преодолевать труднейшие жизненные уроки. Поражена Вашей проницательностью, высокой
чувствительностью, способностью понять другого человека.
Благодарю Вас! Душа моя отозвалась взрывом самых разных чувств: от сердечного
шемления до нежной симпатии. Вы подарили мне минуты счастья. Спасибо, Георгий!!
С наступающим Рождеством!

С глубоким уважением, признательностью, сердечным теплом
Ваша Людмила.

Людмила Салагаева   06.01.2018 00:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.