ХР Старуха-мать и Змей-радуга
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.
Глава 151. Старуха-мать и Змей-радуга.
Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
59 000 до н.э.
Океания. Австралия. Повсеместно. Миграции первобытных людей. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Австралийская мифология. Миф о Старухе-Матери и о небесном всеобщем отце Змее-радуге. 59 000 до н.э.
В мифах обитателей северных и юго-восточных окраин Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные «надтотемные» мифические образы и герои.
На севере Австралии существует миф о Старухе-Матери (Кунапипи, Клиарин-клиари, Кадьяри). Эта Старуха-Мать – матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней (с плодовитостью, размножением) образ Змея-радуги.
На юго-востоке Австралии возник и развился миф о патриархальном всеобщем отце (Нурундере, Кони, Бирал, Нурелли, Бунджиль, Бейме, Дарамулун), живущем на небе культурном герое и божестве обряда инициации.
Старуха-Мать и Всеобщий Отец могут принадлежать сразу нескольким тотемам (родовым группам аборигенов).
Каждая часть тел Старухи-Матери и Великого Отца могут быть чьими-то тотемами.
Сами по себе Старуха-Мать и Великий Отец являются носителями и первоисточниками душ различных групп людей, растений и животных.
Обычно в мифах северных и юго-восточных австралийских аборигенов присутствуют несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти представления и соответствующие им ритуалы связывают с одной из «половин» (фратрий) племени аборигенов.
Так у предков «юленгоров», живущих в Ариемленде, мифическими предками являются сёстры Джункгова, приплывающие с севера по морю, которое они сделали сами.
С собой в лодке сёстры Джункгова привозят различные тотемы, которые развешивают для просушки на деревьях. Затем тотемы помещаются в сумки (торбы, котомки) и во время странствий по западной части Австралии прячутся в разные места.
Из тотемов появляются 10 бесполых детей. Затем спрятанные в траву дети становятся мужчинами, а спрятанные в песок – женщинами.
Эти мужчины и женщины делают для своих потомков палки-копалки, пояса из перьев и другие украшения. Они обучают их разведению и употреблению огня, создают солнце, дают им оружие, магические средства, обучают тотемическим танцам и вводят обряд посвящения юношей (обряд инициации).
Хранительницами ритуальных секретов сначала являются женщины. Потом мужчины отнимают у них свои тотемы и секреты, а прародительниц (старух-матерей) отгоняют своим (грубым) мужским пением.
Прародительницы сёстры Джункгова продолжают своё путешествие. Они образуют (открывают) рельеф (ландшафт) местности, создают (открывают) новые кормовые территории и (порождают) родовые группы людей (новые тотемы).
Достигнув моря на западе, они отправляются на острова, которые перед тем возникли из вшей, сброшенных сёстрами со своих тел. Возможно вши (то есть паразиты) – это образы изгоев, выгнанных из племени-тотема сестёр.
Затем сёстры Джункгова исчезают в море (уходят или умирают и их хоронят в море).
Спустя много времени после исчезновения сестёр Джункгова на западе Австралии появляются две другие сестры, родившиеся в тени за садящимся (западающим, падающим) солнцем.
Они завершают начатое сёстрами-прародительницами дело, устанавливают брачные классы и создают ритуал Великой Матери – Гунапипи (Кунапипи), в котором частично инсценируются их деяния.
Новые сёстры поселяются в одном месте, строят хижину, собирают на кормовой территории пищу. Одна из сестёр рождает ребёнка.
Сёстры пытаются варить ямс, улиток и другую пищу, но растения и животные оживают и выпрыгивают из огня. Начинается дождь.
Сёстры пытаются танцами отогнать дождь и страшного змея-радугу, который приближается к ним. Возможно, это образ огромного вихря-торнадо в сопровождении сильной грозы, ливня и огромной цветной радуги-дуги…
Змей-радуга сначала проглатывает тотемных животных и растения («пищу»), а затем – обеих сестёр и ребёнка.
Находясь в брюхе змея-радуги, сёстры мучают его. Змей выплёвывает сестёр. При этом ребёнок оживает от укуса муравьёв.
Образы Великой Матери и Змея-радуги являются универсальными мифическими образами всех австралийцев, значит весьма и весьма древними (архаичными).
Свидетельство о публикации №212040900199