ХР Смерть - перерождение

ХР. 2.6.155. Эпоха первобытных цивилизаций. Смерть-перерождение.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 155. Смерть-перерождение.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
58 000 до н.э.

Весь мир. Повсеместно. Миграции первобытных людей. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Религиозные погребальные обряды и ритуалы. Дух-богиня Великая Мать – сыра земля. Смерть – перерождение в нового человека (в ребёнка или иное существо). 58 000 до н.э.

Повсеместное возникновение и развитие первых религиозных первобытных погребальных представлений и обрядов (58 000-36 000 до н.э.).

Также повсеместно распространяется представление о Великой Матери-сырой земле как прародительницы всего живого, всех животных и людей и каждого человека в отдельности.

Обязательным элементом этих представлений становится понятие «сырой» (влажной, мягкой, илоподобной или глиноподобной) земли, связи воды и земли при сотворении всего живого.

Погребение умерших в землю воспринимается как возвращение их тел в материнскую утробу для возрождения и возвращения на землю в облике нового ребёнка, человека или иного живого (одухотворённого) существа.

При этом считается, что умершие люди продолжают жить в потустороннем (подземном или подводном) мире.

Чтобы они не обиделись на живущих и не вернулись назад злыми духами, умерших сородичей начинают снабжать всем необходимым для «жизни» в потустороннем мире. Их щедро украшают, кладут им в могилы продукты питания, орудия труда и быта, засыпают тела покойников красной минеральной краской (символ «живой крови» Великой Матери – сырой земли).

Погребение умерших, вероятнее всего, связано с инстинктом прятанья (сохранения, схрона, сокрытия) всего того, что наиболее дорого первобытному человеку: пищи, продуктов питания, орудий, памятных вещей и предметов, амулетов, чуринг и т.д.. Например, к таким памятным или священным предметам относятся черепа и кости умерших предков.

Также погребение умерших, вероятно, связано с двойственным к ним отношением: с одной стороны смерть, состояние и вид умершего человека вызывает инстинкт самосохранения (боязнь смерти, страх, стремление не прикасаться к трупу и избавиться от него), а с другой стороны потеря близкого и дорогого человека вызывает тот же инстинкт самосохранение в виде инстинкта родства или социальной привязанности (страх и боязнь существования без защиты и опоры на умершего человека, стремление сохранить его вещественную память, запах и дух).

Стремление избавиться от разлагающегося и опасного своими последствиями трупа приводит к первичной форме погребения – оставлению или выбрасыванию трупа на месте смерти или в специальном месте, куда ограничен доступ живых людей, а также к кремации – сжиганию трупа в огне костра.

Стремление сохранить тело умершего приводит к ношению трупа, переноске его в новое место обитания или проживания. Стремление сохранить тело умершего человека тесно связано с эндоканнибализмом, первобытными или традиционными верованиями, мумифицированием, мифологическим мышлением и т.д.

Оставление или выбрасывание трупа осуществляется путём: рассечения тела умершего на части; наземного погребения (маскировки или покрытия ветками, камнями, травой, землёй, снегом); пещерного погребения (прятанья в ямах, пещерах, гротах, трещинах); воздушного погребения (подвешивания на верёвках, кольях, ветках); водяного погребения (затапливая под воду или отпуская тело в плавание по воде).

Водяное погребение неизбежно и закономерно приведёт к возникновению «погребальной ладьи» - плавающего средства для трупа. Вероятнее всего, это связано с образом и архетипом реки, текучей речной или морской воды, как пути жизни и смерти, дороги, ведущей к предкам (пролив «Ворота Скорби» в Красном море, реки, вдоль которых шли предки, первопроходцы и т.д.).

Водяное погребение также может сопровождаться с кремацией, когда погребальная ладья с трупом поджигается и сгорает в безопасном удалении от берега с живыми и здоровыми людьми.

Рассечение тела умершего на части тесно связано с эндоканнибализмом или обрядовым поеданием умерших родичей, вождей или врагов. Так «сохраняется» связь с ними, приобретаются их качества и свойства.

Стремление избавиться и одновременно сохранить тело умершего неизбежно и естественно привело наземное погребение и отчасти пещерное погребение к зарыванию в землю, так как в условиях жаркого и сырого климата трупы быстро разлагаются со всеми негативными последствиями для живых и здоровых людей. Глубина зарывания или высота насыпи над трупом также определяется экологическими и климатическими условиями.

Мумификация или процесс создания мумии из тела умершего человека может быть естественным и искусственным. Естественные мумии образуются при высыхании, замерзании или полной изоляции от разлагающих труп факторов. Искусственные мумии создаются путём высушивания, заморозки или обработки трупа специальными веществами.

Мумификация, как правило, связана со стремлением сохранить тело умершего в месте пребывания или проживания живых людей (на месте стоянки, в хижине, в священных местах, в схронах-храмах, в склепах, мавзолеях, музеях и т.д.).

Погребение умершего путём зарывания в землю тесно связано с его пеленанием, связыванием или уродованием трупа.

Пеленание, возможно, связано с образом и архетипом возвращения умершего в младенческое состояние, связывание – с необходимостью обеспечения жёсткости трупу, убийством или жертвоприношением, а уродование трупа – с необходимостью помещения трупа в ограниченное пространство, убийством, жертвоприношением или отношением живых людей к умершему человеку.

Кремация, воздушное погребение и зарывание в землю тесно связаны с вторичным или частичным погребением. Так пепел и кости от сгоревшего трупа могут храниться в специальных сосудах, развеиваться или снова подвергаться погребению.

Погребение путём зарывания в землю неизбежно и естественно привело к возникновению погребальных холмиков, насыпей, надгробий, могил и погребальных курганов. Погребальные насыпи делаются из стремления сохранить, обозначить и выделить на местности место погребения-схрона, из желания препятствовать «воскрешению» умершего, а также из стремления выразить своё отношение (уважение) к умершему человеку или по общепринятой традиции.

Жизнь первобытных людей всех времён и народов непосредственно связана с возможностью и неизбежностью смерти. Смерть или гибель подстерегает их в любой момент взаимодействия с окружающей средой, с животными и себе подобными. Поэтому первобытные люди данного времени относятся к смерти больше прагматично (физиологически), нежели абстрактно (психологически).

Огромное количество различных факторов ограничивает средний срок жизни первобытных людей данного времени всего 20-ю годами. К этому возрасту первобытные люди данного времени уже становятся опытными охотниками-воинами, отцами и матерями. При этом их физиологическое и психологическое развитие соответствует возрастным возможностям и ограничениям, страстям и потребностям. 


Рецензии