ХР Первый рисунок животного

ХР. 2.6.157. Эпоха первобытных цивилизаций. Первый рисунок животного.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 157. Первый рисунок животного.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
58 000 до н.э.

Южная Африка. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Стоянка Аполло (Намибия). Первое произведение изобразительного искусства. Рисунок животного. Гематитовые «карандаши». Первобытное изобразительное искусство. 58 000 до н.э.

В одной из пещер в Намибии (стоянка «Аполло-II») африканские первобытные люди оставили один из самых древних на Земле образцов изобразительного искусства.

На плоской скальной породе древнейший художник изобразил животное с тонкими ногами, мощной шеей и крупной головой. Таким образом, дух-образ животного «зажил» своей жизнью на скальной стенке, принял участие в жизни людей.

Тонкие ноги изображённого животного указывают на его быстроту и лёгкость в движении. Мощная грудь, шея и крупная голова – на его мощь, большую пасть, а характерный выступ внизу живота животного – на его принадлежность к самцам. Возможно это изображение пещерной гиены или льва.

Данное животное изображено в напряжённой ожидающей позе, с наклоном на выставленные вперёд передние ноги, с вытянутой вперёд головой, опущенной на один уровень с линией спины. Это характерная поза хищника перед началом движения к жертве или отскоком в сторону и назад.

В любом случае древнейший художник хотел изобразить и выделить перечисленные характерные формы и свойства данного животного. Относительная условность изображения свидетельствует о его абстрактной или символической форме.

Возможно, это изображение создано для напоминания и запоминания внешнего вида и формы опасного животного-хищника. Так современные военные моряки и лётчики изображают характерные силуэты вражеских кораблей и самолётов для их распознавания издали.

Возникновение первобытного изобразительного искусства и развитие мобильного первобытного искусства (58 000-40 000 до н.э.).

Во многих местах в различных районах Африки люди оставили так называемые «гематитовые карандаши» - стержни из красного железняка.

На многих кусках породы остались правильные линии, почерченные царапины и бороздки. Такие «разлинованные» куски породы находятся на многих местах стоянок людей в Африке.

Первобытные люди данного времени отличаются инстинктивной зрительной, эйдетической или «фотографической памятью», основанной преимущественно на зрительных впечатлениях и образах. Они вынуждены зрительно запоминать дорогу к местам охоты и стоянок, ориентироваться на местности, практически мгновенно узнавать и распознавать опасности, животных, растения и друг друга. Эволюция неизбежно и закономерно привела к развитию зрительной (эйдетической) памяти. 

Эйдетическая зрительная память позволяет человеку удерживать и воспроизводить в памяти чрезвычайно живой образ виденного ранее субъекта, предмета или феномена. К этому живому образу-картинке могут и часто добавляются слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и другие образы-ощущения и впечатления-чувства.

Первое известное искусственное изображение животного в пещере в Намибии свидетельствует о комплексном характере этого произведения. Оно создано не только для того, чтобы максимально точно воспроизвести облик животного, но чтобы выразить его образ, характер, легко угадываемые повадки и свойства.

Первобытные люди (в первую очередь обитатели Африки) приобрели способность художественного воспроизведения во всех деталях образов субъектов, предметов и феноменов, не действующих в данный момент на их зрительные анализаторы.

Эйдетические образы-архетипы отличаются от обычных инстинктивных образов тем, что они «продолжают жить своей жизнью» в памяти и в воображении человека (в виртуальном мире образов-архетипов) и человек как бы продолжает воспринимать их при фактическом или реальном отсутствии.

Так сохраняется зрительная память об умерших предках, родителях, детях, родичах, членах рода или общины. Так приобретается абстрактное или художественное миропонимание или мироощущение, выраженное в произведениях искусства (изображениях, танцах, представлениях, игре и т.д.).

Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение или пробуждение соответствующих анализаторов и центров головного мозга.


Рецензии