Каракумы

Когда-то в детстве, на уроках географии, я узнала, что в Средней Азии существует пустыня, носящая название Каракумы, то есть «Чёрные пески». Тогда представление о них стало ассоциироваться у меня с чем-то мрачным, тёмным и в то же время таинственно-загадочным.          Мне казалось, что Каракумы — это место, лишённое жизни, нещадно выжженное палящими лучами знойного солнца, где свободно чувствует себя лишь властелин — ветер и буйные смерчи, несущие мощные пыльные бури.
Прошли годы, и волею судеб я поселилась в Нукусе, рядом с этими песками, и устоявшееся у меня мнение о них было отвергнуто окончательно и бесповоротно. Я поняла, что сущность названия «Каракумы» отнюдь не отражает, во-первых, их цветовую гамму (пески-то в основном желтые) и, во-вторых, заключает в себе представление о весьма интересных, полных жизненной активности фауне и флоре этого края.
Мои убеждения оказались не безосновательными. Знакомясь не только непосредственно с этим краем, но и с литературой о нём, я с интересом прочла книгу известного         каракалпакского языковеда Календера Абдимуратова    «Почему так названо?» Касаясь вопроса происхождения названия «Каракумы», автор утверждает следующее. В каракалпакском языке существовали слова-омонимы, одинаково произносимые «кара», но имевшие разное значение: кара — большой,  простой, обыкновенный, просторный, высокий, и кара — чёрный. Со временем значение первого слова сузилось, хотя именно оно и было заложено в название Каракумы, что значило «большие пески». Насколько это верно, вы можете убедиться сами, скажем, побывав в Каракумах весной, когда они одеваются в свой яркий, пестрый наряд. Ваш взор обрадует изумрудная зелень первой травы, жёлтые, серо-синие и лиловые поляны цветов, издающих тонкий, нежный аромат. Вы удивитесь огненному, оранжево-красному цвету диких маков. Каплями крови покажутся вам пламенеющие цветы саксаула, вкраплённые в его ветви с узкими игольчатыми листьями. Вы будете дышать и не сможете надышаться исключительно чистым, поражающим своей свежестью, воздухом.
Не менее прекрасны Каракумы и летом. Если всмотреться вдаль, то можно увидеть мираж: огромные чаши озёр с голубоватой водой; лощины, наполненные густыми седыми    туманами; прозрачную дымку над холмами, на которых, несмотря на изнуряющую жару, гордо, как часовой, несет свою вахту прямой и стройный геурек. Словно маленькие острые сабли, поднял над землей свои темно-зелёные узкие листья дикий лук. Буйно зеленеет верблюжья колючка — жантак, которую с удовольствием поедают гордые красавцы пустыни— верблюды. Но Каракумы не безводны. Десятки крупных и малых озер спокойно лежат в своих глубоких и мелких чашах. Это и Дузкуль — Солёное озеро, и Соркуль  —Солончаковое озеро, и Бозкуль — Степное озеро, Донгелек-куль — Круглое озеро и многие другие. Надо всем этим иссиня-голубое небо, без единого облачка, в котором будто застыл на своих могучих распластанных крыльях беркут, зорко высматривающий добычу.
Весьма живописны Каракумы и осенью. Выжженные солнцем за лето цветы и травы оживают вновь. Ярко зеленеют кустарники. Тихо покачивается на ветру похожий на клевер жуусан; распрямился и расправил свои листья целебный адраспан; чуть слышно шелестит ветвями жингил.
Не думайте, что Каракумы унылы зимой. То здесь, то там мелькает зелёный островок неувядающих и не поддающихся морозу трав и кустарников. В обнимку с ветром лихо отплясывает свой весёлый зимний танец перекати-поле. Так же, как и всегда, красивы величественные барханы с волнообразными рисунками, украшающими их поверхность.
Давайте пройдём немного в глубь песков. Вы не сделали и шага, как вашему взору представился стоящий на задние лапках коричневый суслик. Он всецело поглощен своим занятием и на десятки метров в округе слышен его тонкий протяжный свист. А вот из-за кустарника пожухлой травы выглянул серый тушканчик, сверкнув глазами-бусинками, и исчез, проворно нырнув в свою норку под развесистым кустом.
Шаг, ещё шаг, и вы чуть не наступаете на желто-коричневую черепаху, которая, высунув из-под костяного панциря свою маленькую мудрую голову на морщинистой шее, внимательно наблюдает за вами. Но это длится недолго. Вероятно, черепаха куда-то спешит. Неуклюже развернувшись, она направляется в другую сторону, неторопливо продолжая свой путь.
Тихий шелест осыпающегося песка привлекает ваше внимание: с бархана тихо сползает  большая  пятнистая змея. Её гибкое, отливающее бронзой на солнце тело мягко извивается на песке. Змея открывает рот, и оттуда в форме двузубца высовывается её дрожащий раздвоенный язык. Встреча с ней не сулит ничего хорошего, поэтому лучше сменить место своих наблюдений.
На вашем пути большой в бурых разводах камень с черной нашлёпкой. Вы устали. Вам хочется сесть на него и отдохнуть. Но не торопитесь выполнять свое желание! При вашем приближении нашлёпка вдруг оживает, и вы видите, как большой каракурт, быстро перебирая своими тонкими ногами, скатывается вниз и исчезает в песке. А из-под камня выползает  светло-коричневая членистая фаланга.
Вы оглядываетесь вокруг и направляетесь отдохнуть к розовому кусту жингила и невольно останавливаетесь, увидев устремленные на вас зелёные глаза песчаного кота с настороженными ушами, украшенными пушистыми кисточками. Заметив приближающихся людей, кот срывается с места и в один миг исчезает на ваших глазах, слившись с окраской песков.
Вам попадается небольшое песчаное плато, по которому, словно пуля, пролетает испуганный    заяц. И лишь на секунду показывает вам свой пушистый хвост.
А что это за грациозные животные, держащиеся стайкой вдали? Приглядевшись, вы узнаете джейранов с их элегантными туловищами, удивительно стройными ногами и гордо посаженной головой. Что за прелесть эти животные! Но и они, почувствовав человека, быстро скрываются  вдали.
Пожалуй, пора возвращаться. И уже не требуется больше аргументов для доказательства того, что Каракумы удивительны и неповторимы. И как бы подтверждением этому ещё раз стал появившийся откуда-то варан. Он вовсе не испугался, пристально уставившись на нас своими красно-чёрными глазами. И его неуклюжее туловище напоминающее его предков —древних ящеров, кажется нам прекрасным: чешуйчатые пластины покрывающие его, переливаются при светя заходящего солнца всеми цветами радуги.
Прощаясь с Каракумами, вы уносите в сердце радость от всего увиденного вами и проникаетесь чувством ответственности за этот чудесный мир. Люди, берегите его!


(Впервые опубликовано в газете «Вести Каракалпакстана», г.Нукус, 17 ноября 1993 г.)


Рецензии
Без проводника - в Каракумы, вглубь пустыни, лучше не ходить. Можно нарваться и на Харута. Был человек, оглянулся, и нет уже никого, только воронка на месте и песок в ней шевелится. Результат встречи с Харутом, этим мифическим червем, всегда один - смерть человека.

Сергей Цура   13.01.2023 15:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.