Восседать - этимология понятия

Еврейский философ-рационалист XII века Маймонид (Рамбам) в своём трактате «Путеводитель растерянных» изложил этимологию и варианты истолкования часто используемых в библейских произведениях понятий, он считал, что неправильная интерпретация слов (в простонародном уразумении) приводит к ложному истолкованию положений Библии. Что привлекло его в рядовом понятии «ВОССЕДАТЬ» не ясно, тем не менее, он обратил на это слово внимание и дал ему философскую  интерпретацию, воспользуемся и мы рассуждением знаменитого еврейского ученого, перевернувшим в своё время мышление средневекового человека и направившего его по рациональному пути в отличие от предшествующего - мистического.

Маймонид пишет в гл. 11: «Первичное значение этого слова (ЙШИВ ;;;;) в нашем языке – «восседание»: «Эли, священник восседал на сидении» (1 Сам. 1:9). И поскольку сидящий человек находится в наиболее устойчивом и надежном из возможных для него положений, соответствующее слово используется в переносном смысле для обозначения всякого надежного и устойчивого положения, не подверженного изменениям. Так говорит [пророк], обещая Иерусалиму, что тот будет обладать неизменным пребыванием и устойчивостью, находясь при этом на высшей ступени: «И возвысится он, и будет восседать на своём месте» (Зах.14:10).

Далее он приводит примеры применения понятия:
 «Ты, Господи, пребываешь (букв. Восседаешь) вовеки» (Плач Иереем. 5:19); «Тот, кто восседает на небесах» (Пс. 2:4); «Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём» (Пс. 46:9) и др. Маймонид считает: «В большинстве таких случаев [«восседание»] связывают с небесами, ибо небо есть то, в чем нет ИЗМЕНЕНИЙ и ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»… «Это означает, что во время перемен в состоянии [сущности] земного мира и их разрушения, у Него, Превознесенного, нет изменений в отношении к ним».

Итак, мысль философа ясна, понятие «восседать» применяется в смысле устойчивого и надежного, незыблемого и не изменяемого положения, такое положение занимает только Бог, наиболее приближенное к нему в земном мире – положение ПРАВИТЕЛЕЙ, светских, духовных ВЛАДЫК и судей, по идее они должны исполнять Законы Бога, "восседая" на «престоле». Все остальное земное население не пользуется правом применения термина «ВОССЕДАНИЕ», он может быть применен только в ИРОНИЧЕСКОМ смысле, для характеристики человека стремящегося к ВЛАСТИ.

Такого же мнения придерживаются и авторы словарей:

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
восседать несов., устар. Торжественно, важно сидеть на почетном месте.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
ВОССЕДАТЬ; несов. (устар. и ирон.). Важно, торжественно сидеть. Восседать на троне. Восседать на председательском месте.

Толковый словарь В.И.Даля
ВОССЕДАТЬ на чем, сидеть; воссесть за что, сесть, усесться; говор. о торжественном сидении, заседании, председательстве, о сидении на вышине или на знатном месте.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ВОССЕДАТЬ восседаю, восседаешь, несов. (книжн.). Заседать, сидеть (в торжественной обстановке).

Википедия – понятие не истолковано, этимологии нет; словарь Макса Фасмера – понятие не найдено.

Английский словарь
Восседать – SIT (шутливо); иврит - ШЕТ ;;;; зад, седалище.

Французский словарь
Восседать на троне – troner.

Немецкий словарь
Восседать - thronen

Итальянский словарь
Восседать (шутливо) - troneggiare

ИВРИТ – ВОССЕ+ДАТЬ = Й.Ш.В., ЙШАВ, ЙОШЕВ  ;;;;;; сидеть, садиться, заседать; быть посаженным, председательствовать; назначать; слово прочитано наоборот – ВАШИ + ДААТ ;;;;;; знание, познание, мудрость; или ДАТ ;;;; закон, религия, религиозный закон; при транслитерации еврейская Ш (шин) передавалась часто как С (Шаул – Саул).

Сидеть

В древнерусской литературе (Повесть временных лет) употребляется терминология: «съдяху, съдят, съдло»:
 
- "Они же съдяху в перегъбъх въ великихъ сустугахъ гордящееся" (с. 42, Повести Древней Руси);
- "съдят варязи"; ШЕТ ;;; седалище; СААД ;;;;; поддержка, поддерживать, опираться;
- "съдло"; СЕД+ЛО = СААД ;;;;; поддержка, поддерживать, опираться; или СИА ;;;;; помогать, поддерживать + ИУЕД ;;;;;; сцеплять + Л ;;  принадлежность; седло служит как ОПОРА для удерживания всадника на коне, оно сцеплено ремнями с лошадью; составное слово, где часть гласных была сокращена.

Таким образом, очевидно, что понятия «ВОССЕДАТЬ» и «СИДЕТЬ» образованы от разных корней иврита, их смысл описывает разные явления действительности, в первом случае – ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАТЬ (сидеть в торжественной обстановке), оно применимо к Богу и монарху, во втором случае термин указывает на ОПОРУ, которая поддерживает тело, сидеть – опираться на что-либо.


Рецензии