ХР Первобытные мистерии

ХР. 2.6.165. Эпоха первобытных цивилизаций. Первобытные мистерии.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 165. Первобытные мистерии.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
57 000 до н.э.

Острова Юго-Восточной Азии. Австралия. Низкий уровень Мирового океана. 57 000 до н.э.
Уровень моря у берегов Австралии в данное время ниже современного на 20 метров.


Океания. Австралия. Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Австралийская мифология. Племя муринбата. Миф о Старухе-людоедке Мутинга (австралийская Баба Яга). Миф о небесном отце Змее-радуге Кумангуре. Героическое подражание предкам. Первобытные мистерии. 57 000 до н.э.

Миф австралийского племени «муринбата» повествует о старухе-богине Мутинга. Мутинга сама проглатывает детей, которых ей доверили родители, ушедшие на поиск пищи. После смерти старухи детей живыми освобождают из чрева Мутинги.

Племенная группа «маара» имеет сказание о мифической Матери, убивающей и съедающей мужчин, привлечённых красотой её дочерей. Такие мифы мало согласуются с широко распространёнными мифами о могучей прародительнице Богини Матери. Однако они есть и у будущего племени американских индейцев «квакиютль» и у будущих европейцев (славян).

Вероятно, миф о злой старухе-людоедке (славянской Бабе-Яге) имеет древнейшее происхождение и связан с ритуалами посвящения юношей в полноправные члены племени или мужского союза (инициации).

В некоторых австралийских мифах Змей-радуга сопровождает Старуху-Богиню Мать в её странствиях.

У австралийского племени «муринбата» змей-радуга Кунмангур сам выступает предком, отцом отца одной и отцом матери другой «половины» племени. Кунмангур делает всех людей и продолжает следить за их судьбой.

Сын Кумангура насилует своих сестёр, а затем смертельно ранит своего отца. Это общий мотив или мифологема многих последующих мифов разных народов о борьбе и судьбе богов и их детей.

Змей-радуга Кумангур странствует в поисках тихого места, где бы он мог исцелиться. В отчаянии, Кумангур собирает весь огонь, который хранится у людей, бросает его в море и тушит его (умирает).

Другой мифический персонаж и герой (возрождённый или воплотившийся Кумангур) вновь добывает огонь людям.

Мифы австралийцев о Змее-радуге и Матерях-прародительницах тесно связаны со сложной ритуальной символикой и обрядовой мистерией. Эти мистерии (танцы, представления) устраиваются до начала дождливого сезона в честь матери-земли Кунапипи, воплощающей плодородие.

В этих мистериях проявляется радость первопроходцев, обретших новую землю (Австралию) после трудного плавания или скитаний по островам и отмелям Океании.

Первобытные игры-представления-мистерии, танцы, ритуала и обряды являются источниками будущего театрального искусства. Не имея интеллектуальных, языковых и речевых средств передачи сложных ощущений, чувств, переживаний и абстрактных образов, первобытные люди неизбежно вынуждены были отображать события и феномены окружающего мира в персонифицированной форме, через одушевление и очеловечивание всего и вся.

Особенно ярко и полно проявился естественный (инстинктивный) характер первобытных мистерий-представлений в случаях показа-рассказа о «приключениях» на охоте, в походах, в стычках и в бою, во время памятных событий. При этом средствами показа-рассказа являются всё, что есть под рукой: жесты, мимика, позы, движение тела, крики, возгласы, имитация звуков, паузы и другие средства актёрского мастерства.

Первобытные люди первобытных цивилизаций данного времени, средний возраст которых не превышает 20 лет, рассказывают и показывают в своих мистериях примерно так же, как рассказывают и показывают о своих приключениях дети-подростки – с жаром, эмоционально, взахлёб, увлечённо, сумбурно, образно.

Обрядовые первобытные мистерии уже имеют определённый порядок, традиции, отработанные веками примеры подражательных танцев, движений и ритуальных действий. Первобытные мистерии используются, прежде всего, для подражательной тренировки поведения, для воспитания молодого поколения, для передачи опыта и знаний предыдцщих поколений, а также, для связи с духами предков.

В обрядовых первобытных мистериях, как правило, нет просто зрителей, все принимают участие в совместных танцах, действиях, поступках. Только определённые люди, талантливые и выделяющиеся своим мастерством, артистичностью и одновременно умением организовать (режиссировать) совместное обрядовое действие-мистерию, выделяются и становятся лидерами-хранителями традиций обрядовых мистерий и ритуалов. За это своё мастерство они получают не только славу и восхищение зрителей-участников, но и благодарность-вознаграждение в виде пищи, подарков, защиты и покровительства.

Авторы-сочинители и талантливые исполнители-организаторы первобытных мистерий, как правило, становятся шаманами, колдунами и жрецами, владельцами и хранителями сакральных знаний и сакрального опыта духов-предков.

Надевая маски-личины, облачаясь в звериные шкуры, изображая тех или иных животных и героев мифов, эти авторы-исполнители первобытных мистерий настолько входят в изображаемый образ и архетип поведения (в изменённое состояние), что «воочию превращаются» в зверей, в духов, в предков. Они начинают «рычать по-звериному», «петь по-птичьи», говорить голосами и в характерной манере речи предков. Они на время сами превращаются в духов-предков…

Поведение человека в изменённом состоянии, когда в глубинах генетической или долговременной памяти становятся активными нервные центры мозга, хранящие образы и ответные инстинктивные реакции организма, всегда имеет ошеломляющий гипнотический эффект на зрителя. Особенно, когда собственные ощущения, чувства, реакции и ожидания зрителя совпадают и резонируют с показным поведением.

Вероятнее всего, практика первобытных мистерий является всеохватывающей, универсальной и применяется всеми представителями человечества данного времени. Неандертальские охотники-победители празднуют свою победу и успех ритуальным танцем-похвальбой. Первобытные люди современного вида в танцах-представлениях разыгрывают друг с другом целые спектакли, имитируя сцены охоты или своих приключений.

Старшие члены первобытных общин и родов в своих ритуальных представлениях учат-показывают молодёжи события из истории их рода, передают наказы и заветы духов-предков. Дети-подростки в играх-представлениях «в догонялки», «в казаки-разбойники», «в войну» и «в дочки-матери» учатся и тренируются для будущей охоты и сражений с врагами, для будущей жизни в сообществе людей.

Из всевозможных видов первобытных мистерий, возможно уже в данное время, выделился особый вид – обрядовые или ритуальные мистерии. Случайно произошедшие или намеренно организованные события, имеющие чрезвычайную важность для сохранения коллективной памяти или воспитания нового поколения, неизбежно становятся священными, тайными или сакральными действиями-мистериями. Например, определённые действия при родах и помощи роженице, брачно-свадебные действия, а также события и действия при обрядах инициации (обрезание и дефлорация).

Вероятное возникновение полупрофессиональной деятельности авторов-исполнителей первобытных мистерий (57 000-50 000 до н.э.). Первыми профессиональными деятелями первобытных мистерий являются шаманы, колдуны, жрецы. Позже к ним присоединяются полупрофессиональные помощники – плакальщицы, зазывалы, певцы, танцоры, ученики-помощники.

Одновременно неизбежно и закономерно с возникновением первобытных мистерий возникает и искусство политики – представления, показа и рассказа событий в нужном кому-то виде, направлении, ракурсе. Введение зрителей-участников в коллективное изменённое состояние транса приносит свои плоды.

Возбуждённые ритмом мистерий и подбадриванием шаманов-вожаков зрители-участники мистерии охотно идут в атаку на крупное и опасное животное или врага, с радостью подставляют себя под удар их клыков и когтей, копий и палиц, чтобы дать возможность другим участникам охоты или боя вовремя нанести решающий удар и победить.

Другой важнейшей функцией первобытных мистерий, как средства показа и пересказа мифологических образов и архетипов, является идеологическая и мировоззренческая функция – прямая дорога к вере и религии. Первобытные мистерии позволяют формировать нужное мнение и настроение, цель и задачу (идеологическую доктрину).

Внешний и поведенческий эпатаж, артистичность и талантливость, ум и хитрость авторов-исполнителей первобытных мистерий дают им некоторую власть над сообществом зрителей, некую «звёздность», популярность, славу, значимость или авторитет. Им, как правило, подражают, следуют, к ним прислушиваются и их слушаются, а тех, кто точнее всех и ярче всех изображает духов-предков или преображается в них, - боятся.

Эйдетическая память первобытных людей данного времени, их инстинктивная непосредственность и органичная связь с окружающей средой делает их наиболее эмоционально вовлечёнными в обрядовые действия первобытных мистерий, усиливает эффект коллективного переживания и сочувствия (эффект стаи), делает их наиболее внушаемыми.

Практически первобытные мистерии уже в данное время являются первыми общественными трибунами или сценами, с которых внушается и пропагандируется определённая традициями или потребностями определённых лиц система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.

Характерно, что при встречах первобытных общин друг с другом или с пришельцами, как правило, поведение всех участников таких встреч является ритуальным (организованным, типичным, театральным). Чужаков встречают либо угрожающими дружными ритмичными движениями, либо дружелюбными танцами. Так в будущем возникнут церемониальные поклоны, приветствия руками и головными уборами.

Не менее важная функция первобытных мистерий – торгово-развлекательная. Первобытные мистерии изначально используются для празднования каких-либо исторических, календарных или иных дат или событий. Вероятно во все времена истории человечества наряду с потребностью в «хлебе насущном» (пище) одинаково органично соседствует потребность в зрелище.

Первобытные мистерии, как любая другая форма развлечения, может приносить авторам-исполнителям и зрителям удовлетворение их потребностей. Победа мальчика или девочки в игре поощряется родителями или взрослыми. Интересное представление-зрелище, образный и интересный рассказ удовлетворяет любопытство, вызывает бурю чувств сопереживания. Хорошая к месту и времени песня либо возбуждает, либо успокаивает, а хорошая шутка-розыгрыш – веселит. В любом случае автор-исполнитель получает соответствующее воздаяние (вознаграждение или порицание).

Такая эффективность первобытных мистерий в деле воздействия и управления настроениями, мнениями и поведением зрителей-участников неизбежно и закономерно должна была быть замеченной заинтересованными и умными людьми. Первобытные мистерии стали обязательным элементом системы отношений доминирования (власти).

Нет никаких данных, свидетельствующих о наличии смеха в поведении первобытных людей данного времени, но нет и никаких доказательств обратного. Наоборот, радостное, эмоциональное поведение животных, например, характерный оскал волков-собак, соответствующий определённому поведению, свидетельствует, что первобытные люди ещё со времён своих предков-гоминид умели и могли выражать свои радостные чувства звуками и мимикой, соответствующими улыбке и смеху.

Смех и плач, веселье и грусть сопровождает обрядовые, ритуальные и любые другие действия и поступки человека, вызываются различными событиями и действиями, в том числе в данное время сопровождают первобытные мистерии. Во многих современных традициях сохраняется «смех ритуальный» – обрядовое поведение, состо¬ящее в демонстративном выражении положительных эмоций в экспрессивных внешних формах.

Смех, как естественный и обязательный атрибут и элемент мистерий, имеет множество различных форм и видов – от глума (глумления, издевательства и насмешки) до истерического хохота (экзальтации поведения в изменённом состоянии-трансе). Смех всегда противостоит грубости, угрозе, смерти, страху. Смехом и глумлением отпугивают хищников и врагов, противостоят страху перед темнотой и воображаемыми духами-чудовищами. Радостным смехом и весельем всегда отмечают любую победу.

Возможно, уже в данное время существуют свои остроумные мастера смеха (пародисты, кривляки, дурачки, весёлые, скоморохи) – будущие герои-трикстеры и мудрые шуты.

Как когда-то во времена эпохи гоминид, самцы-холостяки сбивались в стаи, так и теперь весёлые, жизнерадостные, находчивые молодые первобытные люди сбиваются в группы-ватаги. Они шалят и безобразничают, хулигнанят, задираются, меряются силами, дерутся, совершают набеги, воруют и отнимают добычу у более охотников и чужаков (грабят), а потом весело хвастаются своими победами в танцах-мистериях.

Возможно, уже сейчас существуют шумные ватаги разбойных «весёлых» (скоморохов), которые за подаяние-вознаграждение показывают-рассказывают о героических походах популярных в народе героев, представляют сюжеты и истории мифов, организуют и проводят ритуальные мистерии и обрядовые действия, сочиняют и придумывают новые мистерии. С собой они носят свои маски и костюмы или изготавливают их к определённым событиям (будущим праздникам и фестивалям).

Чтобы выз¬вать смех нужно попасть в смешное положение или имитировать его, поэтому, вероятнее всего, весельчаки и шуты пародировали действия героев, вожаков, шаманов, колдунов, жрецов, коверкали слова и речь, сквернословили, добавляли в свои мистерии шутки и ругательства, творили иные вызывавшие смех действия. За умение и талант вызывать смех, а часто за точность и остроту смешных шуток, «весёлым» и шутам, скоморохам и юродивым «дурачкам» многое прощалось и дозволялось.

Ритуальное шутовство – типичное явление в первобытных мистериях и архаических религиях. Практически все древнейшие мифологии сохраняют образы и память о таких «весёлых». Некоторые их образы будут обожествляться и в пантеоне духов-богов будут духи-боги-пересмешники и герои-трикстеры.

Больше всего «весёлые» авторы-исполнители первобытных мистерий связаны с половыми отношениями между мужчинами и женщинами, с половым влечением и сладострастием, с плодородием и деторождением, с блудом, с борьбой жизни со смертью, с откровенным воровством, разбойным поведением или функциями похищения чего-то наиболее важного и нужного людям.

Смех и радость, удовольствие и удовлетворение всегда сопровождает половое чувство влечения, влюблённость, любовь, эротическое поведение, соитие (половое сношение), оргазм и экстаз. Весёлые люди (скоморохи), как правило, являются людьми с повышенной половой или сексуальной энергетикой, обладателями соответствующих половых талантов и средств удовлетворения полового влечения и потребностей.

Близость открытого (героического, скандального, откровенно сексуального) поведения «весёлых» людей к инстинктивному (закрытому, скрываемому, запретному) поведению людей в системе половых отношений делает их наиболее привлекательными для жаждущих удовлетворения своих нереализованных половых потребностей.

Вот почему так популярны во все времена и у всех народов выступления стриптизёрш и стриптизёров, откровенные эротические танцы, эротическое или сексуальное поведение, любовные игры, эротические вечеринки, игрища, гульбища, оргии, шабаши и сексуальные ритуальные мистерии.

Возможно, все или подавляющее большинство рисунков и произведений первобытного искусства, изображающие людей в странных одеяниях и формах, являются изображением героев первобытных мистерий, духов-предков, персонифицированных тотемов, героев мифов или иных значимых событий.

Среди них, вероятно, были события с появлением и представлением «чужих» людей или существ – представителей других племён-тотемов, пришельцев, представителей других человеческих цивилизаций, воображаемых мифических существ, а также образов, «поднятых» из глубин генетической памяти.

Примером таких изображения являются знаменитые камни «ики» - валуны, камни из андезита, речная галька разной величины (средний размер с арбуз), на поверхности которых выгравированы люди обитатели Анд и звери-динозавры в сюжетах, относящихся по современной хронологии к десяткам миллионов лет тому назад.

Вероятнее всего некоторое количество камней «ики» (чуринги) являются подлинными, но большинство из них признаются подделкой либо продолжением древних мифологем и мифологических образов, архетипов и сюжетов мифологии обитателей Анд соответствующих времён.


Рецензии