ХР Архаичность мифов

ХР. 2.6.166. Эпоха первобытных цивилизаций. Архаичность мифов.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 166. Архаичность мифов.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Духи-божества Близнецов разных времён.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
57 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Архаичность мифов и мифологии. 57 000 до н.э.

Безусловно, мифы, слагаемые в данное время, невозможно знать и воспроизвести, потому что они не могли быть записаны. Но они могли быть нарисованы и (или) сохранены в мифологемах последующих поколений коренных народов.

До начала современной истории эти древнейшие мифы в первозданном виде естественно не могли сохраниться. Однако так же, как до настоящего времени сохранились первобытнообщинные традиции, обычаи, обряды и ритуалы, сохранились мифологемы или архетипы сюжетов и темы первичных или архаических мифов.

Передаваемые из уст в уста в течение многих и многих поколений, эти мифологемы утратили первоначально понятное всем содержание и результат древнего познания. Их знаковая символика и структурная образность воспринимается как шифр, загадка, тайна, а язык троп уже малопонятен.

Главное, что в любом изложении архаичных мифов сохраняются элементы естественного или инстинктивного (а значит понятного и современному человеку) поведения, что само по себе имеет колоссальную древность.

Например, упоминание в мифах воды и огня, неба и воздуха и других привычных бытовых явлений, событий и ситуаций не воспринимаются как новое познание, но являются изначально типичным, естественным, понятным. То же самое относится к описанию в мифах естественного (инстинктивного) человеческого поведения.

Таким образом, например, в описании поведения мифических героев и царей сохраняются структуры-образы поведения первобытных охотников-героев и вожаков-вождей кровнородственных общин и племён.

В описании поведения родителей и детей, родственников и родичей сохраняются наиболее архаичные правила семейного, родственного и общинного поведения.

В повествовании о властных иерархических отношениях сохраняются архетипы и структуры-образы системы отношения доминирования в семьях, родах и первобытных общинах.

Очищая мифологемы древних мифов от современных терминологических, идеологических и религиозных наслоений, можно получить корневую мифологему или корневой сюжет (тему) первоначального явления, события или ситуации, ставшего причиной возникновения мифа.

Например, существует много мифов о прародителях. Но общим (корневым) является мифологема или структура-образ Великого Отца – прародителя и его типичная деятельность героя-демиурга (первичного родоначальника, учителя, защитника). То же самое относится к образу-структуре Великой Матери – роданицы-рожаницы (дарительницы жизни, заботы, благополучия).

Миф или предание, сказание – это древнейшая достоверно известная форма интеллектуального восприятия и отношения человека к окружающей среде и миру (действительности), выраженная в образной форме и персонифицированном (одушевлённом) виде.

Миф и мифология в данное время и в о все последующие времена стали формой и содержанием Ноосферы, коллективного сознания (совместного знания) человечества, вошли в генетическую интеллектуальную память всего человечества. Люди всех времён и народов в любом своём естественном, повседневном и целенаправленном поведении бессознательно (инстинктивно) или сознательно действуют в соответствии с мифологическими примерами, сюжетами, подражают мифологическим и мифическим героям, духам, богам и т.д.

Наиболее ярко мифы и мифология выражается:

- в многообразных верованиях, сказаниях, легендах, былинах, притчах и иных повествованиях (от первобытных этиологических мифов до современного фольклора и художественной литературы);

- в многообразной символике материальной и художественной культуры (от древнейших наскальных изображений до современных символов-указателей);

- в традиционных, ритуальных, обрядовых, магических и иных действиях и мистериях, направленных на внушение зрителям определённых образов, архетипов, структур и правил поведения;

- в самой жизнедеятельности человека (сновидения, видения, страхи, стереотипы мышления и поведения и прочие сознательные и бессознательные психические явления).

Любой миф обязательно содержит истинную мифологему или сюжет, сопровождаемый фактическими и (или) вымышленными подробностями. Любой миф возникает, создаётся, развивается и сохраняется с определённой целью, интересом и потребностью, в которых обязательно присутствуют: образ, сюжет, фабула, троп, мысль, предписание, приказ, совет-завет, назначение, намерение, цель, сообщение, обещание, просьба, умысел, угроза, упрёк, защита, похвальба и т.д.

Как любое произведение в создании, передаче и сохранении которого участвуют авторы, исполнители, издатели, заказчики, пересказчики, переписчики и т.д., миф может быть неправдой. Тогда миф становится аллегорией, поэтическим вымыслом древних авторов и соавторов; сознательной ложью шаманов, колдунов и (или) жрецов и властителей; народным творчеством; фантазией и вымыслом; попыткой в образной и персонифицированной форме отразить и выразить донаучный опыт поколений людей и т.д.

Как любое произведение, основанное на реальных первоначальных фактах, событиях и феноменах, миф может быть реальным и объективным, так как повествует (оперирует) реальными и максимально конкретным набором средств описания, которые по закону подобия («всё подобно всему») могут быть восприняты и истолкованы конкретным мышлением, опытом речи и словарем языка автора или соавторов мифа.

«Миф начисто и всецело реален и объективен; и даже в нём никогда не может быть поставлено и вопроса о том, реальны или нет соответствующие мифические явления. Мифическое сознание оперирует только с реальными объектами, с максимально конкретными и сущими явлениями. … Миф есть сама реальность, сама конкретность бытия» (А.Ф. Лосев).

Таким образом, современное отношение к древним мифам склоняется к  тому, что миф (греч. эйдос) – это живое, целостное явление во всей полноте, сложности, противоречивости и диалектичности этого явления и одновременно миф – это мифологическое научное знание (греч. логос) – формально-логическое знание о явлении, необходимое для выполнения определённой цели или задачи.

Наиболее архаичные мифы передают в персонифицированной форме мифологическое мышление и переживание, зрительный, житейский, хозяйственный и культурный опыт, представления и знания авторов и исполнителей-соавторов мифов.

Поэтому мифы и прежде всего архаичные (первичные) мифы могут определяться как:

- начальная форма донаучного мышления и донаучного знания (основной способ понимания мира в первобытным обществе);

- как живое органичное и чувственное восприятие, понимание и отношение к окружающей среде и миру (дейсвительности), при котором человек ощущает окружающий мир как часть себя, своего конкретного мира (своего организма, семьи, рода, общины);

- как естественную и магическую связь с окружающей средой и миром (реальной действительностью, прошлым и будущим), с субъектами, событиями и феноменами этого мира;

- как основа логического (научного) мышления и художественного творчества, открытий, озарений, верований, ясновидения, прогнозирования и сверхчувственного восприятия;

- как основа персонального и коллективного сознательного и бессознательного (интеллектуально-инстинктивного) самоопределения и пространственно-временной ориентации человека в окружающей среде и мире;
- как основа Ноосферы или мировоззрения, определяющая самосознание, поведение, идеи, направления, мнения и взгляды как отдельных индивидов, личностей, групп, сообществ, так и общества (человечества) в целом.

Наиболее архаичными или древними мифами всех времён и народов являются мифологические представления о происхождении и поведении животных, о родстве с ними человека.

Характерными признаками архаичности мифов являются:

- архетипичность или повторяемость в разных мифологиях одних и тех же тем, сюжетов, тропов, символов и основных его форм (сказания, сказки, легенды, предания;

- целостность мифа или синкретизм восприятия объектов мира (отсутствие жёсткого разделения на субъект-исследователя и исследуемый объект);

- слабое развитие абстрактных понятий или нерасчленённость в мифе логического мышления и аффективного (образно-инстинктивного) восприятия;

- живость, эмоциональность, образность или насыщенность мифов глубокими эмоциональными событиями и переживаниями;

- одушевление и персонификация или оживление, очеловечивание, одухотворение, обожествление пространства, субъектов, объектов и феноменов мифа в качестве живых действующих сил, духов, божеств, героев или Бога;

- антропоморфизм многих мифов или перенос человеческих свойств на субъектов, объекты и феномены мифа, в том числе на животных, богов и природные стихии, предметы, вещи, игрушки, орудия и т.д.;

- глубокий символизм и метафоричность мифов по закону подобия «всё подобно всему») или заключение в символические вещи, предметы, события, явления и феномены целых наборов смыслов, имеющих скрытое, тайное, сакральное (священное) или магическое значение;

- мистицизм или «потусторонность» мифов, соединение естественного (реального, понятного) и сверхъестественного (нереального, непонятного) как формы речевого и мысленного общения-контакта с героями мифов и иным миром духов;

- цикличность или повторяемость мифов в календарном времени как сюжеты-сценарии мистерий, календарных праздников, семейно-родовых обрядов, религиозных или магических ритуалов начала и конца, творения, жизни, гибели и возрождения-перерождения;

- познавательность или этиологизм мифов как формы ответов человеку на основные вопросы его жизни от устройства мира до смысла жизни, от описания первоначального времени творения, до объяснения настоящего и предсказания будущего на основе закона подобия («всё подобно всему») и закона цикличности («всё повторяется»).

Наиболее архаичные или древнейшие мифы возникли и сохранились в памяти, речевой культуре, языке и Ноосфере человечества как фиксирование и отражение наиболее значимых всемирных событий, явлений и феноменов. К таким архаичным мифам (по мере древности) относятся:

- повествования о первоначальном возникновении или происхождении, внешнем виде и поведении каких-либо субъектов, объектов или явлений окружающей среды и мира (этиологические мифы);

- повествование о возникновении и жизни солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы);

- повествования о происхождении духов-предков и богов (теогонические мифы);

- повествования о происхождении человека (антропогонические мифы);

- повествования о действиях духов-предков, божеств-животных, мифологических близнецов, первопредков, культурных героев-демиургов и мифологических плутов-трикстеров, героев-вождей;

- повествования о страдающем, умирающем и воскресающем духе-звере-божестве (мифология первобытного охотничьего хозяйства) и об умирающем и воскресающем духе-человеке-боге (мифологии аграрных культур);

- повествования о Светопреставлении, гибели Вселенной, Всемирном Потопе, Апокалипсисе, «конце света» (эсхатологические мифы);

- повествования о жизнедеятельности и борьбе богов и богоподобных людей, героев, богатырей, фараонов, царей, жрецов, чиновников, знаменитых людей, учёных, святых, поэтов, философов (античные мифы);

- мифологический народный фольклор: обычаи, ритуалы и обряды традиционного архаического жизненного уклада аборигенных культур Австралии, Океании, Африки, Азии, Америки; обрядовая поэзия (календарная, семейно-бытовая, духовные стихи, заговоры, молитвы); эпические прозаические повествования (сказка, легенда, быличка, предание); эпические стихотворные произведения (русские былины, старшие исторические песни, эпические песни и сказания тюркских, финно-угорских, кавказских, самодийских народов, народов палеоазиатской языковой семьи и др.).

Для реализации основной цели данного исследования (Хронология – А.С.) прежде всего, важны следующие феномены архаичности мифов и архаичности мифологического мышления представителей первобытных цивилизаций:

- сакрализация или освящение, придание наивысшей ценности и значимости и почитание конкретных природных объектов (деревья, животные, валуны, горы, источники, озёра, т.д.), феноменов, стихий и явлений (вода, огонь, земля, радуга, зоря, т.д.);

- иерофания и теофания или проявление священных потусторонних сил, явление духов-божеств через природные объекты, феномены, стихии и явления;

- выражение и отражение окружающей среды и мира в мифологическом мироощущении в форме мистерий, повествований, в фольклоре, ритуале, материальной и художественной культуре, в системе общепринятых правил поведения, в системе отношений доминирования, запретов и предписаний, в топонимии конкретных объектов обитаемых или осваиваемых территории, в именах и прозвищах персонажей и героев мифов;

- оборотность, символизм или многозначность (полисемия), чудесность (нуминозность) всех субъектов и объектов окружающей среды и мира, природного пространства, сакрализация пространственных и временных локусов (хронотоп), единство и борьба противоположностей «моё» и «чужое».

Данный анализ, подтверждённый и разработанный наиболее авторитетными исследователями мифов, приводит к выводу о том, что уже в данное время существует своя мифология в объёме указанных определений, видов и феноменов мифов, позволяющий обоснованно предполагать о существовании первобытных цивилизаций, аналогичных современным историческим цивилизациям.

Для более глубокого и всестороннего исследования предмета «Архаичные мифы» привожу список наиболее авторитетных исследователей древней мифологии:   

Я.Э. Голосовкер, В.В. Иванов, Э. Кассирер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, Б. Малиновский, Е.М. Мелетинский, Р.Отто, В.Я. Пропп, В.Н. Топоров, К. Хюбнер, М. Элиад, К.Г.Юнг.


Классики исследования древней мифологии:

А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовскийо, Д.К. Зеленин, А.А. Потебни, М.И. Стеблин-Каменский, Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, А.П. Элкин.

Исследования архаичных мифов содержатся в многочисленных работах отечественных и зарубежных мифологов, этнологов, фольклористов, семиотиков и культурологов.

Некоторые такие работы, а также произведения, использованные при работе над данной главой «Хронологии»:

1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В трёх томах. – М.: Современный писатель, 1995.
2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Вост. лит., 1987.
3. Дьяконов И.М. Архаичные мифы Востока и Запада. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
4. Кайуа, Роже. Миф и человек. Человек и сакральное. – М.: ОГИ, 2003. – С. 33-140.
5. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
6. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический Проект, 2004.
7. Кэмпбелл. Герой с тысячью лицами. Миф. Архетип. Бессознательное. – К.: «София», 1997.
8. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Издательство «Республика», 1999.
9. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001.
11. Мелетинский Е.М., Токарев С.А. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. – т.1. – С.11-20.
12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Вост. лит. РАН, 2000.
13. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М.: Лабиринт, 2007.
14. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 2002.
15. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). – М.: Едиториал УРСС, 2003.
16. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. – М.: Вост. лит. РАН, 1998.
17. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1985.
18. Хюбнер К. Истина мифа. – М.: Республика, 1996.
19. Элиаде М. Священное и мирское. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
20. Элиаде М. Аспекты мифа. – М. Академический проект, 2001.
21. Юнг К.Г., Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов. – М.-К..: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997.


Рецензии