Торпедные атаки русско-японской войны. ч. 16

Торпедные атаки русско-японской войны.

Для начала – кое-что про историю и статистику этого вопроса.
Прекрасный анализ применения торпедного оружия в годы русско-японской войне был дан в статье Б. Денисова, опубликованной в «Морском сборнике»  №11 ещё в  1935 году(!)

(Нам всё время доказывают, что в 30-е годы  в СССР царила ужасная цензура и отсутствовала военно-историческая наука.
Попробуйте СЕЙЧАС найти хоть сколько-нибудь достоверную статью с анализом боевых  действий в Чечне (1995 или 1999 годов) или «войны» с Грузией 2008 года: с анализом потерь, причин неудач «федералов» и т.п.!!! Или откровенные бредни в стиле «мы там всех разнесли», или молчание).

А вот как подробно ТОГДА освещал события  недавней войны Б. Денисов:
«Японский флот впервые использовал торпедное оружие во время японо-китайской войны в 1894-1895 гг. В ночь с 4 на 5 и с 5 на 6 февраля 1895 г. 15 японских миноносцев атаковали китайскую эскадру на рейде Вей-хай-вей. В результате этой атаки торпедами были потоплены 4 ки¬тайских больших военных корабля, японцы же потеряли 2 миноносца».
Отметим, что 9 лет спустя ТАКУЮ ЖЕ ночную атаку предприняли японцы и против русской эскадры в Порт-Артуре. Правда, китайцы всё же  сумели, в ходе отражения атаки,  потопить 2 японских миноносца, а мы – нет.
Вот и судите о степени боевой готовности нашего флота в Артуре.


«К 1904 г. японский флот имел 48 миноносцев, которые подразделялись на истребители водоизмещением от 247 до 375 т и миноносцы от 89 до 152 т.»
Для справки: крупные миноносцы («истребители» у Денисова) ещё называли  тогда «контрминоносцами», а позднее, в годы Первой мировой -  «эсминцами» (эскадренными миноносцами). Одной из их основных задач была борьба с неприятельскими миноносцами, «истребление» их.
«45 см торпеды в количестве 163 штук были наготовлены для Японии заводом Уайтхеда в 1904 г. Торпеды с боевым зарядным отделением имели положительную плавучесть после израсходования всего воздуха и были снабжены специальными ножами для прорезания сетей.

Операции у Порт-Артура. В ночь с 8 на 9 февраля 1904 г. японскими миноносцами (истребителями) была произведена ночная торпедная атака кораблей русской эскадры, стоявшей на якоре на Порт-Артурском рейде; эскадра стояла с огнями, некоторые корабли были освещены больше нор¬мального, так как грузили уголь. В атаке участвовало 10 миноносцев, подразделенных на 3 отряда. Атака была произведена поотрядно с трех напра¬влений последовательно. С 23 ч. 33 м. до 23 ч. 50 м., т. е. в течение 17 ми¬нут, 8 миноносцев выпустили по наиболее освещенным кораблям 14 торпед одиночными выстрелами. 2 миноносца произвели выпуск торпед еще позже, в 0 час. 30 мин. и 0 час. 50 мин. Всего было выпущено 16 торпед.

Русские корабли открыли огонь по японским миноносцам в 23 ч. 37 м., т. е. через 4 минуты после начала атаки. Во время атаки два японских миноносца столкнулись, причем один из них - Оборо получил повреждения, а потому атаковал последним.

Из 16 торпед попали в русские корабли и взорвались только три.
Успех атаки объясняется только тем, что атака была неожиданной для русского флота, который не проявил должной бдительности в период натянутых отношений с Японией. Корабли стояли на якоре (неподвижная цель) и были освещены. Находившиеся в дозоре два русских миноносца поздно донесли о подходе японских миноносцев».

Проще  говоря, наши дозорные миноносцы «прозевали» японскую атаку. Огонь по вражеским кораблям был открыт с большим опозданием, корабли стреляли наугад, т.к. наша эскадра была ярко освещена, а японские миноносцы освещения  не имели. Отсюда и плачевные результаты стрельбы. 
Сообщение адмирала Старка  о потоплении 3-х японских миноносцев было ложным.

Наши историки освещали эти события обычно вскользь, и не вдаваясь в детали. Оно и понятно, особенно гордиться нам было нечем. Наши флотоводцы откровенно презирали и недооценивали японцев,  и не подумали, что те смогут повторить свой же опыт внезапного ночного нападения (девятилетней давности) на неприятельскую эскадру. После того, как были обнародованы  японские отчеты о войне, детали их нападения на  нашу эскадру стали известны.

Польский историк Ю. Дискант в книге «Порт-Артур, 1904» описал эту ночную  атаку достаточно подробно:
«Ночь была темной, безлунной, туманной, и, чтобы при погашенных отличительных и навигационных огнях (оставались только кормовые) не потерять друг с другом связь, эскадренные миноносцы шли дивизионами в кильватерном строю. Вел 1-й дивизион капитан первого ранга Асаи, который как старший по званию руководил атакой. Около 21.50 японцы обнаружили направленный вверх свет прожекторов: это был сигнал с «Бесстрашного» и «Расторопного» своей базе об их выходе на позиции. Асаи обошел российские корабли справа, приказав уменьшить скорость и погасить кормовые огни...
 Первый дивизион сумел сохранить прежний порядок передвижения, во 2-м же дивизионе «Oboro» ударился носовой частью в идущий впереди него флагманский корабль «Ikazuchi» капитана первого ранга Исиды и повредил форштевень. Оба корабля изменили свое место в строю, поэтому следовавший за ними «Inazuma» упустил их из виду и пошел на поиски. В свою очередь капитан второго ранга Цутия, командир 3-го дивизиона, с глаз которого внезапно исчез дивизион Исиды, решив, что его дивизион отстал, увеличил скорость. В результате замыкавший строй «Sazanami» остался далеко позади. «Ikazuchi», не получивший повреждений, сумел присоединиться к 1-му дивизиону, a «Inazuma» и «Oboro» — к отряду Цутии, но «Oboro», который после столкновения мог развить скорость не более 8 узлов, вскоре снова отстал. Таким образом, атака японцев под командованием капитана первого ранга Акай прошла достаточно хаотично и не всеми силами одновременно, а отдельными группами. Осложнило ситуацию и то, что одновременно с японцами к рейду подошли оба вернувшихся из разведки российских эскадренных миноносца, спешивших с докладом к флагманскому кораблю.
Первыми нанесли удар дивизион Акай и тянувшийся за ним одинокий «Ikazuchi». Ориентируясь на огни маяка Лаотешаня и свет прожекторов «Ретвизана» и «Паллады», эскадренные миноносцы подошли на расстояние 700 метров к российским кораблям и, повернув влево, прошли вдоль рейда. За время атаки, проведенной с 23.28 до 23.38, эскадренные миноносцы выпустили 9 торпед, попав в 23.25 в броненосец «Ретвизан» и в 23.35 в «Цесаревич», который после взрыва на «Ретвизане» включил прожекторы. 3-й дивизион выпустили в совокупности 5 торпед, попав в 23.45 в крейсер «Паллада».
Нападение японцев застало врасплох корабли эскадры и командование российским флотом. В первые минуты боя было решено, что атаку ведут свои же эскадренные миноносцы в рамках ночных учений, а взрыв на «Ретвизане» произошел из-за неосторожного обращения с торпедой. Только после получения сообщений с «Цесаревича» и «Паллады» стало ясно, что началась война. Обстрел отходящих японских кораблей производился хаотично, попадания в «Shirakumo» и «Akatsuki» можно назвать случайными. Когда «Расторопный» и «Бесстрашный» подошли к борту «Петропавловска» с сообщением, что в море не обнаружено чужих кораблей, Старк устроил разнос командирам, а затем отослал корабли в порт, опасаясь, чтобы они случайно не попали под обстрел своих сил. Старк приказал прекратить огонь, выслать катера и шлюпки для оказания помощи поврежденным кораблям, поднять пар в котлах и выслать крейсеры «Новик» и «Боярин» в погоню за неприятелем. Тем временем торпедированные корабли спешно разводили котлы. «Ретвизан», получивший попадание в нос с левого борта (ниже ватерлинии), принял на борт около 2 тысяч тонн воды и имел крен в 11 градусов. «Цесаревич» получил попадание в корму (левый борт, ниже ватерлинии) и имел крен в 18 градусов, от переворачивания его спасло только затопление отсеков по правому борту. «Паллада» также получила попадание в левый борт, но снаряд попал в угольный бункер, что уберегло крейсер от крена. На кораблях 15 человек были убиты и ранены (5 из них утонули, бросившись в панике за борт).
В момент, когда, подняв якоря, корабли направились в порт, к рейду подошел (в 00.25) отставший от своих «Sazanami»n выпустил в «Полтаву» торпеду, не попавшую в цель. Японский корабль ушел, сопровождаемый вновь разгоревшейся канонадой. Как только она стихла, около 0.45 в атаку пошел последний из эскадренных миноносцев 2-го дивизиона «Oboro». Торпеда, которую он выпустил, в «Баян» не попала. Только после этого за отступавшими японцами в погоню вышел «Новик», а Старк вызвал на рейд одиннадцать эскадренных миноносцев, которые вместе с крейсерами «Аскольд» и «Боярин», заступив в дозор, начали охрану рейда...
Вопреки ожиданиям Того, атака на порт-артурский рейд закончилась лишь тактическим успехом — из 16 выпущенных торпед калибра 457 мм в цель попали только три (18,7%), повредив легкий крейсер и два новых броненосца. Из-за отсутствия подходящего дока на их ремонт должно было уйти несколько месяцев, что, конечно, ослабило российский флот, но своей боеспособности он не потерял».
 
В качестве короткого комментария отметим, что у японцев тоже далеко не всё шло гладко. Были серьёзные ночные столкновения их миноносцев, потеря скорости хода некоторыми из них, плохая подготовка торпедистов (часть торпед  была выпущена с не вынутой предохранительной чекой)  и т.д.
Но в стремлении ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ выполнить приказ им не откажешь: даже повреждённые и почти потерявшие ход их миноносцы всё равно шли в атаку.

Наши же дозорные миноносцы просто прозевали появление японцев. Командир «Расторопного» капитан 2-го ранга Н.А. Сакс после этого (4 февраля 1904)  даже был снят с должности и  зачислен в распоряжение командира крепости Порт-Артур. (Затем, с 21 февраля по  1 июня 1904  он был заведующим охраной боевых запасов эскадры Тихого океана в Минном городке).

 Отметим и то, что русские сами невольно помогли ночной атаке японцев, включив прожектора на броненосцах, после её начала.
Эта же ошибка была в мае 1905 года ПОВТОРЕНА многими кораблями 2-й Тихоокеанской эскадры Рожественского, во время отражения ночных атак японских миноносцев остатков разбитой эскадры.
Воистину, привычка наступать на одни и те же грабли наша «национальная забава»...

 
«Всего в операциях в районе Порт-Артура японским флотом было выпущено 170 торпед, из них попало в русские корабли и взорвалось только 8, т. е. успешность торпедных атак составляла 4,7%.»
Вроде бы и не такая высокая эффективность торпедной стрельбы получилась у японцев в Артуре, но «всё познаётся в сравнении», как известно. Немного позже сравним эти цифры с результатами стрельбы наших моряков.


«Цусимский бой.
Японские миноносцы производили дневные и ночные торпедные атаки; в атаках  участвовали 43 миноносца.

В дневном бою было выпущено 25 торпед. Стреляли торпедами не только миноносцы, но и большие корабли. Броненосцы «Микаса» и «Якумо» с дистанции 10 каб. выпустили по торпеде в броненосец «Суворов», авизо «Чихая» выпустил 3 торпеды в него же и 2 торпеды в броненосец «Бородино», авизо Тацута - одну торпеду в вспомогательный крейсер Урал.
В дневном бою было выпущено еще 7 торпед в «Бородино», «Урал» и крейсера, из них попали 2 торпеды в «Бородино» и «Урал».
Таким образом, из 30 торпед, выпущенных в дневном бою, в русские корабли: попали 5. Успешность атак выражается, следовательно, в 16,7%.

Ночные атаки начались с 20 ч. 10 м. В это время русский отряд со¬стоял из 9 кораблей. Сначала русские корабли включили боевое освещение и временами светили прожекторами, но вскоре освещение было выключено, и атака японских миноносцев была затруднена...
Японские миноносцы имели разработанный план последовательного производства ночных атак по отрядно. При выполнении их миноносцы были полностью затемнены, никаких огней они не несли.

Во время атаки 6 миноносцев столкнулись и вышли из строя. Из 34 торпед в русские корабли попало 6, т. е. 17,6%. Броненосец «Сисой Великий» получил попадание в корму, вследствие чего был вынужден уменьшить ход и отделиться от отряда; в броненосец «Наварин» попали 3 торпеды, после попадания третьей торпеды он затонул; крейсер «Нахимов» получил попадание в носовую часть, а крейсер «Владимир Мономах» в правый борт.
Успех торпедных атак объясняется тем, что русские корабли сначала имели боевое освещение и включили прожекторы. «Вл. Мономах» подпустил близко японские миноносцы, приняв их за свои, а потому и получил попадание одной торпедой».

Казалось бы, русские флотоводцы должны были сделать хоть какие-то выводы из порт-артурских сражений. Ведь в распоряжении адмирала Рожественского было несколько флотских офицеров, участников Артурской эпопеи. Они даже выступали перед офицерами его штаба с лекциями об уроках тех боёв...Ан нет, ночью наши корабли имели боевое освещение и легко обнаруживались японскими миноносцами, которые были полностью затемнены. На наше счастье, погода той трагической ночью была довольно свежая и японские миноносцы сильно «валяло» на волне, мешая им точно стрелять.
Обратите внимание на то, что японцы имели план проведения последовательных, по отрядных НОЧНЫХ атак и применили его в бою. 
Крейсера «Олег» и «Аврора» ночью не  выключали своё боевое освещение и выдержали 17 торпедных атак японских миноносцев, не имея попаданий.
Лишнее подтверждение старой истины о том, что «у страха глаза велики» даёт описание этого ночного боя  врачом крейсера «Аврора» В.С. Кравченко:
«На «Авроре» насчитали впереди сначала девять миноносцев, потом семнадцать; затем, увидав, что миноносцы начинают выползать и слева, и сзади, и счет им потеряли. (После уже мы узнали, что в бою участвовало около 105 неприятельских миноносцев: из них 25 истребителей}, 12 миноносцев 1-го класса, 55–2-го и 13–3-го. У нас же было всего девять истребителей».
На самом деле, в минных атаках в ночь с 14 на 15 мая 1905 г. ВСЕГО приняли участие 17 японских истребителей (эскадренных миноносцев) и 24 миноносца.


«Итоги торпедных атак японского флота.

Общее число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 170
в Цусимском бою 67
в операциях против Владивостокских крейсеров 1
Итого 238 торпед.

Цифра 238 является приближенной и минимальной,
В русские корабли попали 19 торпед, что составляет 8%.
В корабли, стоявшие на якоре и лишившиеся хода, из 66 выпущенных в них торпед попало 9 (13,6%).
Атаки кораблей на ходу дали 10 попаданий из 172 выпущенных торпед (6,8%).

Во время ночных атак было выпущено 205 торпед, т. е. 86%, а во время дневных 33, т. е. 14%.

Торпеды были выпущены кораблями различных классов: броненосцами 2, крейсерами и авизо 5, миноносцами 223, минными катерами 5, минными заградителями 2».

Вот такой была статистика эффективности японских торпедных атак. Надо бы подчеркнуть, что вопрос ТОЧНОСТИ потерь в войнах – всегда один из наиболее спорных и щепетильных. Все военачальники  ВСЕГДА  стремились приуменьшить число своих  потерь и преувеличить число уничтоженных ими врагов.
 
Известен исторический анекдот про ответ А.В. Суворова на вопрос его адьютанта о том, сколько убитых турок указать в победной реляции. «А чего их, басурман, жалеть?! Пиши побольше», - дал ему команду Александр Васильевич.
Обычно после войны сравнение данных противоположных сторон позволяет получить более-менее объективную картину.
С флотскими потерями дело обстоит несколько проще. КАЖДЫЙ корабль (от минного катера и крупнее) имел историю своей жизни: когда был заложен, вступил в строй, число и время его ремонтов, случаи повреждений и обстоятельства списания, или уничтожения,  абсолютного большинства кораблей документально зафиксированы.

Так что какие-то неточности с цифрами флотских потерь русско-японской войны возможны, но общая статистика – в целом достоверна.

Теперь посмотрим, на результаты русской торпедной стрельбы в той войне.
 

«Русский флот имел в составе Порт-Артурской эскадры 25 миноносцев водоизмещением от 240 до 350 т, со скоростью хода 26 - 27 узлов; в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры 9 миноносцев и Владивостокской эскадры 10 миноносцев (120 - 140 т) и 6 миноносок (22 - 24 N).»

Как видим, количество и ТТХ русских и японских миноносцев были примерно равными. А вот тактика их применения и боевая эффективность – отличались разительно...

Операции у Порт-Артура. При обороне Порт-Артура торпедные атаки производились миноносцами и минными катерами по японским кораблям и транспортам. Всего было выполнено 16 атак, из них 12 миноносцами и 4 катерами.

При отражении брандеров, которых японцы пытались затопить на входном фарватере, миноносцы потопили торпедами 2 брандера до их подхода. 15.07.04 миноносец «Расторопный» потопил торпедой транспорт, который затонул, но не сразу. Миноносцы, находившиеся в дозоре стреляли торпедами по миноносцам противника; они выпустили 5 торпед и имели одно попадание. 13.12. минный катер с броненосца «Победа»  потопил торпедой японский миноносец. Таким образом, из 16 торпед попало в корабли противника 5, т. е. 31%.

Итак, за всё время обороны Порт-Артура, русские выпустили по неприятелю ВСЕГО  16 мин Уайтхеда (торпед).  В основном - против брандеров, транспортов и миноносцев.  А вот  японский флот выпустил по русским кораблям там -  170 торпед (в основном – против боевых кораблей, в т.ч. и русских броненосцев).



«Цусимский бой.
Плана активных действий для миноносцев не было. В приказе по 2-ой Тихоокеанской эскадре указывалось, что во время дневного боя миноносцы должны находиться вблизи флагманских кораблей и в случае их повреждений спасать с них флагманов и штабы. Ночью миноносцы держа¬лись на видимости больших кораблей, вследствие чего было трудно отличать свои миноносцы от миноносцев противника. Попадание торпедой с японского миноносца в крейсер Владимир Мономах потому и произошло, что крейсер принял подошедший к нему японский миноносец за свой».

Ключевой момент здесь это: «Плана активных действий для миноносцев не было». И ЭТО – действительно так. ЗАЧЕМ наши флотоводцы таскали за собой миноносцы  - остаётся только гадать...
Ранее, адмирал Витгефт, при попытке  прорыва Артурской эскадры во Владивосток 27 июля 1904 года,   не предпринял ничего, что могло бы задержать японцев и затруднить им погоню за своей эскадрой.  А такая возможность у него была: адмирал имел в своем распоряжении восемь крупных миноносцев, которые можно было использовать для атаки главных сил противника.
После первой, удачной для нас фазы боя, эскадра Того «проскочила» мимо русской эскадры и была вынуждена её догонять, пользуясь своим преимуществом в скорости. Тут-то и можно было бы применить свои миноносцы для атаки главных сил Того, чтобы затруднить японцам преследование, а в идеальном случае – и повредить несколько их крупных кораблей.
К тому же, вечерело, и время работало на русских. В темноте эскадра Витгефта вполне могла бы прорваться во Владивосток. Но...

«Во время маневрирования Виттефту представлялась возможность послать в атаку миноносцы, но по неизвестной причине командующий этого не сделал. Он находился на нижнем мостике "Цесаревича" и безучастно наблюдал за ходом боя. На неоднократные советы окружающих - уйти в боевую рубку адмирал не обращал внимания.
В 17.55 мостик, где находился командующий и некоторые офицеры его штаба, заволокло дымом: два  305-мм снаряда противника поразили "Цесаревич": первый снёс радиорубку, при этом был разорван на куски контр-адмирал Витгефт (тело его не нашли); погибли флагманский штурман  лейтенант  Н.Н.Азарьев, младший флаг-офицер мичман Эллис, горнист и 2 сигнальщика; начальник штаба контр-адмирал Н.А.Матусевич, старший флаг-офицер  лейтенант  М.А.Кедров и младший флаг-офицер мичман В.В.Кувшинников были тяжело ранены. Второй разворотил основание фок-мачты.
Эскадру повел командир "Цесаревича" капитан 1 ранга Н.М.Иванов, умышленно не подавая сигнала о гибели командующего, чтобы не вызвать в разгаре сражения растерянности среди офицеров эскадры.
В 17.58 третий 12" снаряд попав в ограждение из коечных сеток, пробил их, вошёл в просвет боевой рубки, разорвавшись перед самым просветом, осколки влетевшие внутрь вывели из строя всех находившихся в рубке офицеров и матросов...
Осколками был поврежден рулевой привод и все приборы управления броненосцем и артиллерийским огнем. В момент взрыва руль корабля был положен влево и остался в этом положении; броненосец, потерявший управление, начал описывать циркуляцию. Сигнала о том, что он вышел из строя, подать было некому. Командиры следовавших за "Цесаревичем", "Ретвизана" и "Победы", не зная о случившемся на флагманском корабле, решили, что адмирал, маневрируя, ложится на новый курс, и пошли вслед за ним. Но после того как "Цесаревич" описал почти что полную циркуляцию, стало ясно, что он неуправляем. Строй эскадры был нарушен».

Это была кульминация боя. Управление нашей эскадрой было потеряно. Далее каждый действовал «кто во что горазд»:
Часть русских кораблей вернулась в Порт-Артур (несмотря на имевшийся у них приказ наместника Алексеева и ПОВЕЛЕНИЕ царя о прорыве во Владивосток). Подчеркнём, что адмирал Того сразу же послал свои миноносцы в атаку:
«С наступлением темноты корабли русской эскадры подверглись торпедной атаке 46 японских миноносцев с различных направлений. Атака миноносцев продолжалась в течение 6,5 часов. Миноносцами была выпущена 41 торпеда, но безрезультатно; от атак и выпущенных торпед русские корабли успешно уклонялись, заметив вспышки торпедного выстрела вследствие пороховой стрельбы...
Ночью след торпед, благодаря фосфоричности воды, был далеко и хорошо виден, что позволяло уклоняться от них. Из всех торпед попала одна в броненосец «Полтава», но и она при ударе не взорвалась».

Часть наших кораблей («Цесаревич», «Аскольд», «Диана» и т.д.) прорвалась в нейтральные порты и была там разоружена. 
Активная жизнь артурской эскадры на этом – закончилась. Наступала её агония...

Та же история была и во время Цусимского боя: наши миноносцы  просто следовали в составе эскадры на некотором удалении  от броненосцев и крейсеров. Использовались они (с переменным успехом) лишь в качестве спасательных судов, для того чтобы спасти часть экипажей с гибнущих русских кораблей. Для чего в составе эскадры Рожественский держал два скоростных крейсера (с мощным минным вооружением («Изумруд» и «Жемчуг») – понять сложно.
НИ ОДНОЙ попытки атаковать японские корабли и хоть как-то облегчить участь наших  расстреливаемых броненосцев  русские  миноносцы не предприняли. Впрочем, никто им таких приказов и не отдавал.  Лишь 15 мая,   на следующий день после Цусимского боя, миноносец «Громкий» днем выпустил две торпеды в преследо¬вавший его японский миноносец «Сирапун», но не попал.

Похоже, что наши адмиралы (и Витгефт, и Рожественский) просто не понимали, что ходом сражения надо УПРАВЛЯТЬ, а не просто надеяться на помощь Божию и смиренно ожидать своей участи...

Итоги торпедных атак русского флота в войне:

Общее число выпущенных торпед:
в операциях у Порт-Артура 16
в Цусимском бою 2
в операциях Владивостокского отряда 7
Итого 25 торпед.
Кроме того, для уничтожения своих поврежденных кораблей были выпущены 3 торпеды.
Из выпущенных торпед попали в неприятельские транспорты и миноносцы 10.
Торпедами потоплены: 1 миноносец, 1 военный транспорт, 2 парохода, 2 парохода-заградителя; повреждены: 2 военных транспорта и 1 миноносец.
Во время ночных атак выпущено 16 торпед, а во время дневных 9.

О том, ПОЧЕМУ ЖЕ получились такие плачевные результаты наших минных атак  мы и поговорим в следующей главе.

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/04/16/413


Рецензии
СЕРЬЁЗНО И ВАЖНО.СПАСИБО!!!

Яков Капустин   02.06.2012 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Яков!
Заходите, буду рад.
С уважением,

Сергей Дроздов   02.06.2012 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.