ХР Миф и мифологемы Познание истины

ХР. 2.6.172. Эпоха первобытных цивилизаций. Миф и мифологемы – познание истины.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.

Глава 172. Миф и мифологемы – познание истины.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
56 000 до н.э.

Повсеместно. Первобытное современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Мифология. Миф – познание истины. 56 000 до н.э.

Миф и мифологема является, возможно, первой интеллектуальной попыткой человеческого естественнонаучного познания и обобщения происходящего в окружающей среде и мире.

Миф – это выражения стремления человека познать истину через свою правду повествования, своё видение, своё мироощущение и миропонимание.

Истина – это то, что соответствует действительности, пережитой, увиденной, осмысленной и осознанной человеком-повествователем мифа (сочинителем). Истина – это испытанное, пережитое, праведное или правильное познание или следование по естественному (действительному) пути ведения от одного явления, события или ситуации к другому (последующему).

Миф – это, истинная правда или то, что было или есть на самом деле, выраженное своими словами-мыслями, структурами-образами и архетипами человека-автора данного мифа.

Все современные мифы являются результатом творческого участия огромного количества соавторов – рассказчиков, сказителей, пересказчиков, переводчиков, переписчиков и т.д. Поэтому до сих пор любые мифы теперь сами стали некими явлениями (феноменом) Ноосферы, в которых скрыты крупицы истины или той далёкой древней правды – реальной действительности или объективно произошедших явлений, событий и ситуаций.

Этими крупицами истины или правды в мифах являются мифологемы – архетипы, фабулы и темы сюжетов мифов, некоторые тропы и слова-понятия, которые соответствуют материальным (археологическим) следам древнейших времён.

Архетипы – это первообразы, первые осознанные и вошедшие в генетическую память человечества истинные или фактические, реальные и действительные ощущения, переживания, чувства, эмоции, мысли, образы-картины, события и феномены, а также соответствующие им ответные инстинктивные реакции, действия и поступки.

Архетипы всегда мотивированы, оправданы или целенаправленны на удовлетворение каких-либо потребностей (в первую очередь инстинктивных потребностей).

В силу своей первичности или архаической древности, временные границы которой уходят во времена появления первых человекообразных млекопитающих, генетических предков вида Человек, архетипы проявляются в естественном или инстинктивном поведении человека, в его бессознательных поступках и действиях, в архаических мифах, в фольклоре, в национальном характере наций и народов.

Архетипы являются феноменами и элементами структуры «коллективного бессознательного» или коллективной памяти, Ноосферы всего человечества, поэтому проявляются у всех народов и во все времена (эпохи). Только проявления архетипов различаются в разной степени.

Архетипы, как правило, воспринимаются и проявляются человеком интуитивно, инстинктивно, а не в результате научения. Человеку обычно достаточно показать, подсказать, намекнуть или передать символом некий образ, чтобы в его сознании возник резонанс мифологического и гипнотического мышления (самовнушения), глубинной эйдетической памяти, эффект подсознательного «дежавю» и ощущение-уверенность понимания, знания и умения.

Архетип проявляется в сознательном мышлении и действиях как концептуальное понятие, значение или символ (символы).

Архетип не может быть однозначным или односторонним, он имеет как позитивный, так и негативный аспекты, обладает как светлой, так и тёмной стороной.

Отличительной особенностью архетипа является его устойчивость во времени и пространстве. Архетип сопротивляется всем попыткам исказить его внутреннюю структуру.

Отдельный или самостоятельный архетип обладает своей структурой и необходимым количеством собственных элементов, не принадлежащих другим архетипам.

Архетип всегда связан с реальной, действительной и фактологической средой обитания, с жизнью, с природой, с действительностью.

Архетип опасен, как всякая догма, порождающая однозначность поведения (фанатизм).

Архетип, как структура типичного естественного или инстинктивного поведения, обладает резонансной или объединяющей силой для убеждённых, верующих или единообразно мыслящих людей.

Наиболее сильно архетип действует на ощущения и эмоции человека.

Архетипы всегда инициативны, так как представляются в виде определённых образов-примеров, образцов для подражания, способов реагирования.

В резонансной системе эмоционального восприятия (ритмичные танцы, аплодисменты, молитвы, ритуальные действия и т.д.) архетип способен порождать определённые мысли, видения и побудительные импульсы, искажающие целевые мотивы и намерения человека.

В силу свой древности, всеохватности и инстинктивной глубины архетип – это самостоятельная область психики человека, зрительное отражение или выражение инстинктивных структур-образов мозга, внутренней эйдетической памяти.

Совокупность архетипов мышления и интеллекта человечества составляет пространство материи Ноосферы, обладающей собственной энергетикой. По закону подобия («всё подобно всему») Ноосфера – это вселенная архетипов мышления человечества.

Фабула – это  фактическая структура повествования (мифа), совокупность событий, фактов, случаев, действий, состояний, явлений и феноменов в их причинно-следственной, закономерной или хронологической последовательности, которые соединены и оформлены в сюжете повествования (мифа).

Фабула всегда является авторским видением, образом-структурой, повествованием. Первоначальное значение термина «фабула» - басня, побасенка, сказка. Современное определение понятия «фабула» - основа, ядро, скелет, каркас, архетип или структура-образ повествования.

В мифологии фабула – факты сюжетов устного народного мифологического творчества, сюжеты мифологической традиции, совокупности архетипов, соединённые в повествовании.

Практически фабула и сюжет – тождественные понятия. Только фабула выступает темой повествования, которая затем развивается в сюжете.

Одни и те же факты, события и феномены, объединённые одной темой, могу быть выражены (отражены) фабульно – в виде архетипа или набора архетипов или сюжетно – в виде энергетически насыщенной истории, повествования с многообразной структурой архетипов.

Фабула всегда является авторским отражением реальной действительности, выраженной имеющимся набором (арсеналом) орудий-образов и способов мышления, правдой автора, авторским изображением истины.

Фабулы всегда следуют конкретным периодам или эпохам в развитии человеческого мышления и интеллектуального развития человека. Каждое время создаёт свои фабулы, которые определяют конкретно-исторические сюжеты мифов.

Элементами фабулы-сюжета являются: коллизия, интрига, перипетия, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, пролог и эпилог.

Например, иллюстрация наверху - целый "букет", вселенная или мир архетипов, фабул, тем, сюжетов мифов, историй, повествований, мыслей и структур-образов...


Рецензии