Ермак. Колонизация Сибири - завоевание Ханаана

 

Семиотика (наука о знаках)  предполагает, что культура (цивилизация) возникает в результате ОСМЫСЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека в НЕЙ, предметы и СЛОВА приобретают СМЫСЛ; в этой статье поступим наоборот, имея необъяснимые знаки-слова, постараемся через них определить культуру, которая их породила. Мы проанализируем одну «линию» в русской топонимики – окончание «СК» в именах древнерусских городов и понятия - ЕРМАК-СИБИРЬ, ЯСАК-СОБОЛЬ, в итоге мы должны выйти на КУЛЬТУРУ, духовная составляющая которой РЕЛИГИЯ (идеология). 

1) Нерешенная проблема ономастики – окончание «СК»

Обычно  буквосочетание «СК» в именах называют СУФИКСОМ, в  географических названиях (топонимах) часто повторяются одни и те же элементы (сочетания букв) которые лингвисты причисляют к суффиксам. Исследователи, работающие в области ономастики, утверждают, что «СК» является наиболее древним топонимическим суффиксом, считают, что он некогда служил для указания на отношение объекта к месту, например, понятие «земьСКый»; с этим формантом  образованны ряд наименований городов от имен других географических объектов - Иркутск, Омск, Томск,  Тобольск, Курильск. Таким образом, лингвистика выделяет сочетание «СК» как суффикс и не придаёт ему какого-либо конкретного значения (СМЫСЛА); считается, что при наслоении «миграционных пластов» лексики, в результате частого употребления  определенных суффиксов, приставок и окончаний формируется  «особенность» топонимического пространства, присущая только этой территории. Да, но территория наша от Пинска (Белоруссия) и до Курильска (знаете, где это); идя путем, предложенным современной топонимикой (чисто грамматическим) мы лишь подтвердим мысль о невозможности создания универсальной  классификации, системы, какой является топонимия любой  крупной территории. Поступим наоборот – откажемся от грамматики и во главу угла поставим ИДЕОЛОГИЮ (религию), её сакральный язык ИВРИТ и исторический факт; известно, что грамотность (интеллектуальность) в средневековье - удел белого и черного духовенства, которое всегда и везде присутствовало (несменяемый элемент), даже знать (некогда было учиться – воевали), вплоть до времени Петра I была полуграмотной.

Географические названия аналогичны археологическим материалам, и те и другие  приблизительно датированы и искажены лексическими наслоениями времени;  распространение одного из формантов имеющихся на одной территории, на другую,  свидетельствует о МИГРАЦИИ населения, здесь важна — адресная функция названий, топоним (СМЫСЛ) должен быть понятен мигрантам. Имя объекта всегда обладает информативностью, так как оно возникло в результате осмысленной деятельности, этническая группа (носители языка), переселяясь на новое место, приходит туда со своей идеологией (сакральной лексикой и именами) и с религиозной идеей, которая обосновывает ИХ ПРАВО на ЗАВОЕВАНИЕ и КОЛОНИЗАЦИЮ. Следовательно, КОЛОНИАЛЬНЫЕ топонимы содержат идеологическую и политическую информацию, в смысл которой современная ономастика проникнуть не может или не хочет, в связи с тем, что «НАЦИОНАЛЬНАЯ»  интерпретация имен и терминов входит в противоречие с глобальной системой ИУДЕОХРИСТИАНСТВА. Лексический (языковый), интеллектуальный и политический статус любого  «народа» как «творца» языка и идеологии значительно снижается, на первый план выходит ИУДАИЗМ, как материнская религия.

В языкознании принято считать, что слово­образовательные типы тесно связаны с особенностями лексики аборигенов (национальным языком), при этом совершенно не учитывается язык ИДЕОЛОГИИ (религия – общее лексическое явление), а лишь декларируются ясно выраженные  церковные  топонимы типа «Вознесенск» или «Благовещенск» (города названные по именам первых церквей). Церковь внесла в топонимию ОСНОВУ - религиозно-идеологический факт (закрепление, освящение территории, причисление её к культу Бога Яхве и дача осмысленного ИМЕНИ), церковные, культовые географические названия можно обнаружить практически повсеместно; по своему составу они различны, обычно это имена святых, канонических явлений, престольных и календарных праздников – все они взяты из Библии. Рядовой средневековый человек, проживавший в отдаленных областях, в связи с незначительным идеологическим и материальным обменом обладал небольшим запасом слов (5-6 тысяч) и был неграмотным. Знания о мире он мог получить только в церкви, естественно, зачаточная топонимия (от народа) не могла иметь большую дифференциацию и детализацию; нередко одним словом обозначались понятия: вода, река, озеро, море, океан.

В прошлом с помощью физико-географического наименования объектов и «суффикса» «СК»  формировались имена первых русских городов, наиболее многочисленна группа топонимов, образованных от названий гидронимов: река Кур - Курьскъ (Курск), река Меня - Менескъ (Минск), река Полота - Полотьскъ (Полоцк), река Витьба - Видбьскъ (Витебск), река Пина – Пинск; позднее, по мере освоения  Сибири и Дальнего Востока, возникают города: река Тобол - Тобольск, река Омь - Омск, река Томь – Томск и др.

2) Идея колонизации Сибири – завоевание нового Ханаана

а) Краткая историческая справка

Сибирь
В русских исторических памятниках имя «Сибирь» впервые встречается около 1407 года, летописец, описывая убийство хана Тохтамыша, указал, что оно произошло в Сибирской земле близ Тюмени. Существует несколько версий этимологии имени «Сибирь», ни одна из них не принята наукой - проанализируем географические объекты, нанесенные на ранние чертежи - что отмечают картографы средневековья, какие объекты привлекают их внимание и каковы связи объектов и ИМЕН на картах?

- Фрагмент карты Западной Сибири (1550, подписи на латыни), изображены: Урал, Иртыш, Обь, в нижнем течении Оби указан KITAY (Китай), между Уралом и Обью – равнина, вверху  идол – ZLATA BABA (Золотая баба, золотой идол аборигенов), рисунок его выполнен в полный рост (занимает много места); главное – Урал (горы) + река Обь, описана территория между этими двумя объектам.

- Фрагмент карты Западной Сибири, составленной Г. Меркатором (1594, латынь), на ней представлены: Урал, Обь и устье Енисея, на том же месте находится и Zoloteia baba (Золотая баба), только изображена она в виде сидящего ангела с крыльями; между Средним Уралом и серединой Оби выделена надпись -  SI: BIOR (Сибирь). Вероятно, эту надпись и надо рассматривать, как основу имени «Сибирь», Меркатор разделил слово-понятие на две части, отделив их двоеточием – СИ: БИОР = СИ ;;;;; вершина, верх, апогей, высшая точка (горы) + Б = 2 (в, внутри) + ЙОР ;;;;;;   большая река; т.е. территория между вершинами (горами) и двумя большими реками, далее географически познания того времени не распространялись.

- На карте из атласа Меркатора (отпечатан в 1606) указана уже территория до реки Лена, ZLATA BABA перенесена за Обь к горам (Енисей отсутствует); аборигены уносили своего идола и прятали от казаков, информация, очевидно, прошла по дипломатическим каналам; Герард Меркатор (Кремер, 1512-1594), известный фламандский картограф (составил карту России).

- На картах дипломата, посла германского императора в Москве Сигимунда Герберштейна (карты 1546-57 гг.) указаны те же ориентиры: горы + Обь + ZLATA BABA.
Таким образом, из картографических источников ясно, что в рассматриваемый период к территории Сибири было проявлено внимание иностранных государств, интерес их, очевидно, сводился к нахождению краткого пути в Китай и разведке месторождений драгоценных металлов (Злата баба). Известно, что в 1669 г. богатейший португальско-еврейский купец из Амстердама Антонио Лопес Суассо в сотрудничестве с родственниками Исааком и Яковом де Пинто, снарядили экспедицию к острову Новая Земля для поиска северного морского прохода в страны Востока.

Сибирское ханство (1468-1607) - тюркское феодальное государство в Западной Сибири, граничило на западе с Казанским ханством (мусульмане), оформилось в междуречье Оби с Иртышом – Енисей. Ханство было многонациональным политическим образованием, во главе стоял хан, который избирался аристократической верхушкой, государственное устройство носило полувоенный характер, не татарское население (остяки, вогулы, югра и самоеды) находилось в подчинённом положении, что создавало внутренние противоречия. Татарские князья имели укреплённые городки с гарнизонами, однако войска ханства (10000 чел.) были разрозненны -  Кучум при вторжении 1000 русских первопроходцев не сумел собрать армию в единый кулак; вооружение русских и татарских воинов отличался тем, что у первых преобладало, огнестрельное оружие, у татар – лук и дротики, но была также и артиллерия.

В 1552 г. русский царь Иван ІV Грозный захватил Казань и присоединил Казанское ханство к Московскому государству – фактически вышел к границам Сибирского ханства; в 1555 году сибирский хан Едигер признал вассальную зависимость от Русского царства и пообещал платить Москве дань — ясак. В 1563 году власть в Сибирском ханстве захватил шибанид (чингизид) Кучум, он занялся укреплением ислама и перестал платить дань Москве, однако в 1571 г. прислал полный ясак в 1000 соболей; в 1571 г., после того как крымский хан Девлет I Герай разорил Москву, Кучум полностью порвал вассальные  отношения с Москвой. В 1573 г. Кучум отправил своего племянника Махмут Кули с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства, Махмут Кули дошел до Перми, потревожив владения уральских купцов Строгановых. В 1579 г. Строгановы пригласили дружину казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка для защиты от регулярных нападений со стороны Кучума.

Соболь
Колонизация Сибири пришлась на конец XVI в., до этого периода особо ценную пушнину  (соболь) Московскому государству давали печорские и пермские земли, но к середине столетия охотничьи ресурсы здесь истощились, соболь ушел, однако  спрос на дорогие меха увеличился, особенно за границей. Русский соболь издавна высоко ценился во многих европейских и азиатских странах, с середины XVI в. возможности выгодной продажи пушнины резко возросли, с Западом были установлены прямые торговые связи через Белое море, а  по волжскому пути вывозили товары в страны Востока. Сибирь с  нетронутыми пушными богатствами стала привлекать к себе особое внимание промышленников и торговцев, однако главной задачей всегда являлось -  пополнения царской казны (торговля мехами давала до 500 тыс. руб. ежегодно; 1/3 дохода казны), также надеялись найти месторождения драгоценных металлов (золота, серебра), которые еще не были отысканы в России. Соболь – самый ценный пушной зверь, мех служил расчетной монетой для выплаты дани (налогов), элита средневековья одевалась в соболиные меха (торговля мехами – монополия евреев); ивр. ЦАБАЛ  соболь; при транслитерации с иврита на русский язык буква «цади» Ц передавалась русской буквой С, например Цион = Сион, Ицхак = Исаак.

Освоение Сибири имело  государственный характер, и проходило под контролем государства,  активные поиски месторождений руд в сибирских землях проводились при царе Михаиле Фёдоровиче (1613-45) и Алексее Михайловиче (1645-76). Аргунские или Нерчинские  месторождения серебряных руд открыл сын боярский П. Шульгин в 1677 году, первая плавка серебра состоялась в НерчинСКе в 1686 году; в Сибири, в обязанности служилых людей вменили розыск полезных ископаемых, образцы руд доставлялись  воеводам, которые пересылали их  в Москву, если были специалисты, изучали на месте.

Сибирь всегда была местом ссылки, первые в 1593 г., сюда были высланы угличане, но очень скоро стали ссылать литовских, черкасских и других пленников, а затем и обыкновенных преступников, 1653 г. этот обычай стал правилом; условия ссылки в XVII в. были мягкими, ссыльные были на воле и составляли значительный колонизационный элемент. Нередко можно встретить осужденного в качестве воеводы, начальника экспедиции, надсмотрщика за "государевыми изделиями"; ссыльные садились на пашню, занимались промыслами, били зверя и принимали участие в экспедициях, в конце XVII в. положение ссыльных ужесточается. С 1729 г. начинается ссылка на поселение бродяг, женщин, осужденных на казнь (1751), женщин "непотребных" (1763), ЕВРЕЕВ, не плативших 3 года податей (1800); в XIX веке сослано 864 000 человек, некоторые поселения состояли из сосланных или из их потомства, в  Енисейской губернии на начало XIX века было 22 ссыльных колонии.
Историки считают, что первые евреи попали в Сибирь вместе с польскими военнопленными, взятыми в ходе войны 1623-1624 годов, в дальнейшем евреи высылались (каторжане, ссыльные) сюда или   служили как «николаевские солдаты» и оседали здесь после службы; в 1827 года была введена натуральная воинская повинность для евреев (ранее  не призывались на службу).

Понятие ПРОМЫШЛЕННИК в рассматриваемый период имело не определенный точно смысл, под ним подразумевался обычно человек, занимающийся каким-либо промыслом-ремеслом (охота, старательство, рыболовство, ткачество, обработка металлов и т.д.); как отрасли промышленности в Русском царстве находилась в зачаточном состоянии, многие товары доставлялись из-за границы (металлы и изделия из них, украшения). К промышленникам причислялись и  купцы (Строгановы) организовавшие своё товарное производство или взявшее в откуп у государства, например добычу соли, а также люди, ведущие обменные операции по заготовке мехов или другого сырья, часто такие операции носили характер откровенного разбоя.

Население Сибири в 1662 году (по энц. Брокгауза и Ефрона) составляло 288 000 туземных жителей и около 70 000 человек русских (этническое деление неизвестно), из них:
- духовенство их служителей – 1600 (в т.ч. 100 монахов) + 3000 = 1900;
- чиновников – 1200;
-  войск – 11 000;
- отставников – 3000;
-посадских (промышленных людей) 6000;
- ямщиков – 3000;
- крестьян 31000;
- ссыльных 7400 (10, 5%); бездомных – 2000.

 Церковь
С момента колонизации Сибирь нуждалась в духовенстве, первая  архиерейская кафедра открыта в Тобольске в 1621 г.; известно, что первый набор священников не выдержал суровой жизни и "самовольством побежали в Москву", их вернули в Тобольск; роль монастырей была незначительной, около 1698 г. числилось 37 монастырей, но из них существовали лишь 16, а из остальных монахи разбежались. Положение духовенства было тяжелым, архиепископы жаловались, что воеводы (местные всесильные владыки) чинят насилия духовенству, отстраняют попов от церквей, вмешиваются в церковные дела, заставляют их заниматься делопроизводством, а также «в тюрьму сажают, и батогами бьют и побивают". Невысок был образовательный и нравственный уровень духовенства, многие не умели читать и писать,  большинство высших пастырей заботились лишь об увеличении своих богатств. В XVIII веке положение церкви немного улучшилось, в 1702 году числилось 160 церквей, однако население старалось избегать отношений с духовенством, многие жителе не крестились, в связи, с чем в 1761 году к крещению стали привлекать полицию; особую категорию верующих составляли раскольники, которых преследовали, в самосожжениях погибло около 10000 раскольников.


б) Символика идеологии иудаизма и Ермак

Всем известна картина художника В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895), на ней изображено столкновение двух противоборствующих сторон, русские первопроходцы выступают под четырьмя ЗНАМЕНАМИ (на переднем плане), на одном из них вышит «лик Христа», на другом – Георгий Победоносец, на заднем плане, кем-то поднята ИКОНА. Со стороны татарских войск хана Кучума нет ни одного знамени, что этим запечатленным на холсте фактом хотел сказать художник не ясно, возможно он намеревался подчеркнуть отсутствие «правильной» религиозной ДОКТРИНЫ в среде аборигенов или подчеркнуть разницу в КУЛЬТУРНОМ УРОВНЕ (литературное описание этой картины в Интернете выполнено примитивно)?

А были ли у Ермака знамена, или это художественная деталь общей композиции, придуманная художником; заметим, что Строгановская (купцы на Урале) школа иконописи или «строгановские письма», сложилась в конце XVI века? В книге Лукиана Яковлева «Русские старинные знамена» (М.,1865) мы находим, что в собрании реликвий Оружейной палаты имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство; на одном вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила, на двух других — лев и единорог, готовые к бою.
В книге приводится информация о знаменах Ермака: «3696 — 3698. Три знамени, бывшия с Ермаком Тимофеевичем при покорении Сибири в 1581—1582 г.
Одно знамя № 3696 четырехугольное, холстинное, мерою по древку 3 арш. 6 верш. шириною 2 арш. 9 верш. середина голубая, на ней вшито изображение Архангела Михаила, составленное из разноцветных кусков холстины, пред Архангелом Иисус Наввин, на коленах, иззувает сапог; вдали град Иерихон. … на верхней койме надпись: «Грозный воевода архистратиг Михаил». Все три знамя поступили в Московскую оружейную палату в 1834 году 30 Сентября, из московскаго Арсенала, вследствие словеснаго повеления Государя Императора Николая Павловича, … где сказано, что "эти знамена доставлены из "Тобольска," и что оне "были при завоевании Сибири с Ермаком Тимофеевичем, в царствование Царя Иоанна Васильевича в 1582 году».

На знамени вышита сцена из Ветхого Завета - «и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч», далее он называется Вождь воинства Господня (Нав.5:13-15; книга -отчет о завоевании Ханаана). После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин, накануне взятия Иерихона он выходит в РАЗВЕДКУ (осмотреть укрепления) и видит архангела Михаила (по христианской традиции), который говорит ему -  «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое»; на знамени изображен момент, когда Иисус снимает обувь. Снять сандалии в святом месте – знак почтения к этому месту и к Тому, Кто на нем присутствует (Ангел Господень сказал Моисею: "Не подходи сюда; сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3:5); по другим толкованиям – древний еврейский обряд заключения мены, сделки; далее Господь передаёт Иисусу Иерихон, царя и людей его (И. Нав. 6:1).

Судя по символике знамен, Ермак был образованным человеком (или имел хорошо подготовленного идеологического комиссара), так как на двух других знаменах изображены готовящиеся к бою «лев» и «единорог». ЛЕВ – символ колена Иуды, считался врагом ЕДИНОРОГА (фантастический зверь), они всегда вступали в борьбу между собой; в Библии, единорог (ивр. рээм) представлен как быстрое (Чис.24:8), опасное, свирепое (Пс.21:22; «спаси меня от рогов единорога») и свободолюбивое (Иов.39:9; «Захочет ли единорог служить тебе») животное.

Для понимания истоков общей европейской идеологии обратимся к английским символам, на английском королевском гербе изображены геральдические животные – лев и единорог (lion and the unicorn) представляющие соответственно Англию (лев никогда здесь не водился) и Шотландию; лев: "молодой лев Иуда", "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49:9, 10). Единорог (unicorn, англ., ивр. КЭРЭН  рог) – мифическое неукротимое животное, представляемое в виде необузданного коня с огромным (2 локтя, метр) черным рогом на лбу. Шотландия (необузданная) и Англия длительное время боролись за власть над островом; очевидно, что английская государственность придерживалась библейских символических моделей, символ отражает действительность.

Таким образом, знамя Ермака Тимофеевича доносит до нас идеологическое настроение, бытовавшее в среде первопроходцев-колонизаторов, и этот психологически порыв (желание сделать что-либо, воодушевление) связан с хорошо знакомыми им библейскими ОБРАЗАМИ. 

Достоверных данных о Ермаке (1532? -1585) крайне мало, известно, что он был профессиональным воином, возможно военачальником среднего звена (до полка), около двух десятилетий служил на южной границе России, руководил казачьими отрядами, отражал в Диком Поле татарские набеги. Во время Ливонской войны Ермак Тимофеевич был воеводой, его имя упоминается в донесении коменданта Могилева королю Стафану Баторию, есть сведения о том, что Ермак был известен в верхах Русского царства, его знали в Посольском приказе, куда поступали жалобы на его «воровские» действия. В сентябре 1581 г. купцы Строгановы послали казацкое войско (отряд в 840 чел.),  во главе с Ермаком - "воевать Сибирь", усилив его, пленными корельцами и ЛИТОВЦАМИ. После захвата Западной Сибири Ермак послал в Москву весть о своем завоевании, в 1582 г. царь Иван IV  послал ему подкрепление во главе с воеводами Семеном Болховским и Иваном Глуховым с 300 стрельцами, но помощь опоздала в 1585 г. Ермак был убит, оставшиеся в живых первопроходцы вернулись на Урал. Через несколько лет завоевания Сибири продолжилось, с 1590 по 1617 было 30 значительных военных столкновений, и в 1665 русским войскам удалось нанести поражение «кучумовцам» и укрепиться в Западной Сибири.

Рационального истолкования очень редкого мужского имени Ермак в словарях нет, возможно, это прозвище, характеризующее заметную черту характера, направленности (специальности) или внешности человека; иврит - ЕРМАК прочитано наоборот = КАМРЕ = КАМРИА (КАМРЯ) монастырь, нееврейское духовное училище; священник – КОМЭР. Таким образом, не дешифрованное пока имя, прочитанное на иврите, указывает на профессиональную принадлежность - Ермак мог быть монахом, по каким-либо причинам оставившем монастырь (откуда и знание библейских образов), монастырским крестьянином, или, наконец, СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОСЛАННИКОМ ВЛАСТИ (царя) для контроля над казачьими отрядами.

Очень интересное расследование провел Александр Левинтов в статье «К вопросу о возможном происхождении Ермака Тимофеевича» (www.port-folio.org/part358.htm):

«В доступных нам архивах Строгановых никаких биографических следов Ермака не оказалось. Лишь в одном месте, в отписке боярина Строганова в приказ Малюты Скуратова найдена следующая запись: "...паки наказуем што оный гультяй именем Ермачишко и родом из Кафы и што челом бивши бает безвинностью сыска на него царевых слуг..." (4, док. 15б, 1)). … В дневниках ганзейского посла при Московском дворе Густава Маннерхейма (его миссия в Москве …  и сведения, … заслуживают полного и глубокого доверия), датированных зимой 1587 года, говорится о секретной экспедиции отряда казаков вглубь континента далеко за Камень (Урал), чуть не на тысячу верст от Перми, вотчины Строгановых (6, стр. 125). Там же указано, что возглавлял экспедицию итальянский католик, по-видимому, тайно присланный к царскому двору Папой или одним из кардиналов Южной либо Восточной Европы (6, стр. 127-128).

в) Ясак

Яса;к (монг. засаг «власть»; тат. ясак — натуральная подать, башк. я;а; «подать, налог») — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую натурой, главным образом пушниной (мягкой рухлядью, как её называли на Руси). Ясак есть принудительная подать, установленная законом и являвшаяся данью, признаком подданства, считался СЛУЖБОЙ ЦАРЮ, сдавший ясак получал государево жалованье — топоры, пилы, иглы, ткани; воеводы были обязаны защищать ЯСАЧНЫХ ЛЮДЕЙ от произвола казаков и промышленников. Термин «ясак» оформился во время завоевания Сибири, сбор ясака был основной целью царского правительства, и вносился соболями, лисицами, бобрами и другой пушниной, а иногда и скотом; для  казны меха составляли важный источник дохода и серьёзную статью торговли; ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам», сбор  дани гарантировался взятием заложников (аманатов) из туземцев.

В 1619 г., ко времени основания Енисейского острога, были образованы окладные ясачные волости; по окладным книгам Енисейского уезда 1621 г. с населения этих волостей взимался ясак в размере 12 соболей с человека: 11 соболей — собственно ясак и 1 соболь — так называемый «государев поминок» (самый большой ясак в регионе). В 1631 г. нижнеангарские тунгусы платили ясак по 8–9 соболей с человека, а среднеангарские, где процесс объясачивания только начинался — по 3–4; в 1669 г. тунгусы Приангарья платили по 5–7 соболей, в Балаганском остроге, основанном в 1654 г., размер ясака был вдвое меньше, чем в Братском (ок. 1634).

Подведем итог:
- значение термина – власть, подать, налог;
- время появления термина – XVI век;
- оформился на территории, где господствующей религией был ислам (арабский – язык семитский), затем христианство (сильно влияние иврита, официально это не признано);
- статус – налог за осуществление промыслового (охота) дела на «царской территории», ясак СЧИТАЛСЯ СЛУЖБОЙ ЦАРЮ (царь выступал как владелец земли, нанявший рабочих), за что царь «платил» изделиями ремесла.
Иврит – ЯСАК = ЕСЭК занятие, дело, предприятие; ИСКА сделка; ЙААСОК - работать; в местном произношении слово приобрело форму – ЯСАК.


3) Древние русские и сибирские города с формантом «СК»

а) Древние русские города
Большинство старых городов сохранившихся до нашего времени и содержащие в своём имени формант «СК» - крупные административные центры, перекрестки торговых путей; они основывались первоначально как княжеские крепости, затем становились центрами княжений.

Брянск - административный центр области, впервые город упоминается как «Дьбрянск» под 1146 г., время основания Брянска точно не известно; вероятно, оно относится к концу Х века, когда Владимир Святославич построил ряд городков-крепостей по pp. Днепру, Десне, Бугу, Оке. После нашествия Батыя Чернигов был разорен,  Роман Михайлович, ставший князем черниговским, по смерти своего отца Михаила Всеволодовича, перешел на княжение в Брянск, вместе с ним переехал и черниговский епископ, с этого времени Брянск становится и самостоятельным удельным княжением;  самостоятельная епископия сохранилась до 1499 г.

Курск - административный центр Курской области, упоминается с 1032 г.; в средние века — столица Курского княжества с 1095 г.; входил в состав Великого княжества Литовского (с 1360 года), губернский город (с 1797 года).

Мъньскъ, Минскъ, лат. Minscum, в литовск. и русск. Менск, Менско, Меньскъ; современный Минск, впервые упомянут под 1067; топоним связывают с именем незначительной речки Меня = ивр. МАИАН  источник.

б) Сибирские города
Основная форма этих поселений – ОСТРОГ, частокол, палисадник из свай вверху заостренных; применялись для осады или защиты поселения от нападения аборигенов, в них свозился и здесь хранился – ЯСАК, позже содержались каторжники, добывавшие драгоценные металлы, местонахождение которых скрывали, идея освоения Сибири была связанна с добычей драгоценных металлов. В военном деле острог-палисадник служил прикрытием войск  от огня противника, требовал меньше времени и усилий для постройки, т.к. людей и специалистов не хватало. ОСТРОГ = ивр. О + С.Т.Р., СИТЕР прятать, скрывать; тайное место, укрытие; скрытно, тайна + ГАА, ГОЭ подниматься, возноситься (над противником).

Благовещенск - административный центр Амурской области; в 1644 года, здесь остановился В. Д. Поярков, в  1653 году  Ерофей Хабаров пытался построить на этом месте острог, но в 1689 году по Нерчинскому договору русские покинули левый берег Амура. В 1856 году заложен Усть-Зейский военный пост (500 солдат), в 1858 здесь жило 700 человек; архиепископ  Камчатский и Курильский  Иннокентий в 1858 заложил в Усть-Зейской станице храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, по имени  храма был назван город, епархия с 1858; развитие города связано с золотодобычей (13 тон в 1894).

Верхоянск – город образован в 1638 году как казачье зимовье, на правом берегу в верховьях реки Яна (откуда и название), цель - сбор ясака.

 Вилюйск (с 1821, до этого Оленск) - основан весной 1634 г. енисейскими казаками, приплывшими по реке Вилюй с Якутского острога для ясачного сбора, первоначальное название поселения - Верхнее Вилюйское зимовье, первое русское поселение на Вилюе, пункт сбора ясака и форпост освоения бассейна р. Вилюй.

Иркутск - административный центр области, место на берегу Ангары при впадении в неё реки Иркут оказалось пригодным для земледелия и скотоводства, водный путь обеспечивал сообщение с Енисеем и Байкалом, в 1661 здесь был заложен острог. В 1672 году построена первая деревянная церковь — Спасская и заложен мужской Вознесенский монастырь, в 1689 году — женский Знаменский монастырь, в 1682 году острог становится центром Иркутского воеводства, в 1686 году присвоен статус города

Красноярск - крупнейший центр Сибири, административный центр Красноярского края; 18 августа 1628 года  построен был «малый» острог и назван Красным Яром, по красному цвету мергеля, в 1659 году возведён  «большой» Красноярский острог, который стал центром сбора ЯСАКА, в 1690 году Красноярский острог получил статус города и своё имя.

Омск - административный центр Омской области, на месте впадения в Иртыш реки Омь,   Омская крепость была основана в 1716 году  по именному указу Петра I, служила пограничной крепостью для защиты от набегов кочевников, до 1797 года город был острогом.

Тобольск - основан в 1587 году, центр русской колонизации, разрядный город Сибири в конце XVI — начале XVII вв., место пребывания первенствующих сибирских воевод на протяжении XVII в., его называли - «столица Сибири»; здесь первой появляется Тобольская епархия в 1620 году, в 1678 году в составе Тобольской митрополии учреждаются четыре десятины (благочиния).

Томск - административный центр области, на берегу реки Томь, в 1604 году построен острог, который стал важным стратегическим военным центром, в течение XVII века обеспечивал безопасность местного населения — в 1614, 1617, 1657 и 1698 годах отражал набеги кочевников; в 1605 был основан первый монастырь - Богородице-Алексеевский, а в 1622  построена Воскресенская церковь,

Яку;тск (якут. Дьокуускай) - столица Республики Саха (Якутия), в 1632 году был заложен  Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки в 70 км ниже по течению от современного Якутска. В челобитной направленной царю по этому поводу сказано: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ЯСАЧНОГО збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде». В 1638 г. в Якутском остроге самостоятельное воеводство, туда были направлены священники: «чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». Летом 1643 г. воевода Головин построил новый Якутский острог, который приобрел значение административного и церковного центра в уезде, здесь же были воздвигнуты и первые храмы - в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина, в 1663 г. (1664 г.) построен Спасский мужской  монастырь - первый на северо-востоке азиатской территории.

Подведем итог:
- древнерусские города основывались князьями как опорные пункты по защите княжества (крепости), они принадлежали князю, многие из них становились центрами княжений;
- сибирские города первоначально основывались как оборонительные и административные пункты, принадлежащие царю – остроги, с целью объясачивания местного населения, сюда свозился и здесь хранился ясак;
 - основной вывод – обе категории поселений объект владения князя или царя – они ПРЕСТОЛЬНЫЕ, на них в полной мере распространяется царская власть.

Итак, топоним должен содержать понятие ПРЕСТОЛЬНЫЙ, в первой части слова - имя географического объекта (обычно гидроним), он отвечает на вопрос ГДЕ? (находится объект), вторая часть слова должна давать представление об объекте – ЧТО ЭТО? Рассмотрим пример с топонимом ТОБОЛЬСК=ТОБОЛЬ + СК = ТОБОЛ река + СК, прочитано наоборот – КС = ивр. КЕС престол, трон; т.е. престольный (царский) город на реке.

В настоящее время историческая наука всё больше склоняется к мнению, что решающий вклад в открытии новых территорий и их освоению (колонизации) – принадлежит еврейскому народу, гонимые из стран Европы и Азии евреи вынуждены были отыскивать  новые территории для своего существования. Изгнание евреев из Испании и Португалии, преследование марранов (насильственно крещеных евреев) в католических странах повлекло за собой развитие еврейской морской торговли и колониальной деятельности, дальнейшим результатом было образование новых государств или развитие (колонизация) территорий. Если известно, что евреи освоили американский континент, то почему это невозможно по отношению к СИБИРИ?


Рецензии