Краб

                Краб

       Занятия в школе закончились, ученики  покинули школу. Пройдя по тихому коридору, я зашла в учительскую комнату, поставила на полочку классный журнал, взяла свою сумочку, пачку тетрадей с  диктантом для проверки дома и, попрощавшись с уборщицей Нюрой, вышла из школы, направляясь к своему дому, наслаждалась ласковым сентябрьским солнцем.
       Поднявшись на низенькое крылечко, я, держа в одной руке пачку тетрадей, другой начала развязывать верёвочку, которой была завязана дверь в мою квартиру. В рыбацком посёлке «Правда» не принято было вешать замки на двери, уходя из дома, хозяин завязывал верёвочку за петли, чтобы порывистый ветер не открывал хлипкие двери и для того, чтобы люди видели, что дома никого нет.
       Я вошла в тёмный коридорчик, остановилась, чтобы переобуться в домашние тапочки. Сбросив туфельки, я начала шарить босой ногой по полу в поисках своих тапочек, но их почему-то не было на месте. Электричество в дома давали только вечером, поэтому лампочку я включить не могла. Мои глаза начали привыкать к темноте, я пригляделась и вдруг оцепенела от ужаса. Рядом с местом, где всегда стояли мои тапочки, шевелилось какое-то огромное чудище. Ещё несколько мгновений я не могла прийти в себя. Пачка тетрадей, которую я держала на руке, рассыпалась по коридорчику. Такой ужас меня обуял, что я завизжала, вбежала в комнату, запрыгнула на стол и, продолжая визжать, звала на помощь.
      В комнату прибежала соседка Елена Ивановна, увидев меня на столе, она спросила:
- Таечка, что случилось? Почему ты на столе и почему кричишь? Кто тебя обидел?
- Там, там, там!!! – кричала я.
     Елена Ивановна вышла в коридорчик, через минуту вошла, пожала плечами:
- Да нет там никого, почему-то тетради рассыпаны, ты кого-то дома застала? Кого ты так испугалась?
     Я продолжала стоять на столе, не желая спускаться с него:
- Там, там, там чудище, огромное, страшное, - кричала я.
     Елена Ивановна снова вышла в коридорчик, и, собирая тетради, ворчала:
- Что там? Какое чудище? Нет тут никакого чудища, вот только краб «прохаживается»… Как ты его донесла такого огромного? Его же мужик не донесёт.
     Вдруг Елена Ивановна выпрямилась и начала хохотать:
- А! Я поняла! Ты краба испугалась, Таечка! Ты что никогда не видела краба? Ах! ты мой дорогой человек! Не кричи, спускайся со стола, я тебе всё объясню. Не бойся – это не чудище, это – краб. Если подарили краба - это значит только одно: ребята тебя очень полюбили. Это дань высочайшего уважения.
     Елена Ивановна рассказала мне о местных традициях. Ученики в знак глубокого уважения и любви дарили учителю самого большого краба, которого им удавалась раздобыть. Такие подарки делали редко, это либо на день рождения, либо к празднику, либо просто от чистого сердца. Как правило - это делали старшеклассники.
     Я приехала в «Правду» в 1951 году, окончив педагогическое училище в городе Горьком. На Дальнем востоке не хватало учителей, и мы, выпускники училища, почти в полном составе поехали по распределению на Сахалин «подтягивать» грамотность населения. Народное хозяйство после Великой Отечественной войны потихоньку восстанавливалось. Строились заводы и фабрики, гидростанции и верфи, стране нужны были образованные люди, специалисты на производство.
      На Сахалине многие ребятишки были предоставлены сами себе. Родители уходили на путину в море, а дети жили под присмотром бабушек или соседей. Учились плохо. Многие из них оставались на второй год по нескольку раз. Поэтому молодым педагогам было на что потратить свои силы, куда применить свои знания и в педагогике, и в психологии, и в воспитательной работе. По приезде в посёлок, я получила «второй» класс и вела его в первую смену. Но, поскольку мой диплом давал право преподавать уроки физкультуры, директор школы попросил меня во вторую смену вести этот предмет во всей школе. Во время учёбы в педучилище я принимала участие в спортивных соревнованиях и  имела разряд по лыжам, занималась силовой гимнастикой и акробатикой. Будучи энергичной и спортивной, я согласилась.  Дети перестали прогуливать уроки, исправляли двойки, потому что я не допускала к соревнованиям прогульщиков  и имеющих двойки по другим предметам. Успеваемость в школе подтянулась. Дети положительно относились к моим инициативам и мероприятиям.
     Тогда я увидела, что учитель – это уважение и даже престиж. А если учитель был мудр и добр, то дети так старались, что, наверное, и звёзды с неба решились бы добыть, попроси об этот учитель.
     Вероятно, дети меня полюбили и решили сделать подарок, они подарили мне краба.
     Как «рада» я была такому подарку, что несколько недель, входя домой, я сначала проверяла, так ли завязан бантик на моей двери, а потом ещё приглядывалась, нет ли краба в моём коридорчике.
      Мне не приходилось видеть до этого случая крабов, а таких огромных экземпляров тем более. Есть его я, конечно, отказалась. За праздничным столом на торжествах, всегда готовили крабов, но я, услышав слово «краб» менялась в лице и вежливо отказывалась от кушанья.
     Прожив несколько лет в посёлке «Правда», я, получив новое назначение в школу города Невельска и квартиру, подружилась с новыми соседями. Как-то раз, я, задержавшись на работе до позднего вечера, поднималась по лестнице к себе домой. На лестничной площадке, высунув конопатое лицо, Иринка, дочка соседей, пригласила меня в свою квартиру по очень важному делу. Она что-то тараторила, жестикулируя руками, схватила меня за рукав и потянула в свою прихожую.
      Из крошечной кухни в прихожую вышла её мама и сказала, что у неё ко мне есть дело, но сначала, она меня накормит макаронами, поскольку она обратила внимание на то, что я ещё не приходила на обед из школы. Я действительно была голодна и не отказалась от приглашения к столу.
      Помыв руки, я села за стол, на котором стояла большая тарелка с макаронами и свеча, (из-за обрыва проводов в доме не было электричества), и начала с большим аппетитом уплетать макароны с необыкновенным приятным привкусом. Они были такие вкусные, что я не постеснялась попросить добавки. Доедая вторую порцию, я обратила внимание, что Иринка  как-то по особому смотрит на меня, хитро прищурив глаза:
- Что, Таисичка Ивановна, думаете, макароны кушаете? Да?
- Очень вкусные макароны, я такие ещё ни разу не ела, - сказала я.
- А вот и нет, а вот и нет, мама приготовила крабов. Вот как, вот как!!! – кричала Иринка и звонко смеялась.
- Прости, Тася, я не знала, как тебя заставить хотя бы попробовать крабов, вот мы с Иришкой и придумали, поскольку света нет, решили, что не разглядишь.
      Я перестала жевать свои макароны, помолчала и сказала:
- Вкусные макароны. Жаль, что я раньше не попробовала это кушанье. Очень вкусно. Спасибо, дорогие мои, вы - настоящие друзья.


Рецензии
В конце пятидесятых моя мама закончила Белгородский (бывший Старооскольский) пединститут. Весь их выпуск в полном составе тоже поехал на Дальний Восток. Потом, потихоньку, потихоньку всё-таки большинство вернулось на родную Белгородчину. На Дальнем Востоке осталось от 3 до 5 человек со всего курса.
Сама мама работала в селе Борисоглебка, Благовещенского района, Амурской области.
До сих пор вспоминает камбалу, которую ей принесли родители детей с молочно-товарной фермы. Эта рыба в тех краях считалась сорною и ею кормили коров. На самом деле рыба очень вкусная. Я по распределению работал в Кеми (север Карелии) и мы ловили в Белом море камбалу. Очень вкусная рыба. Но рыбы таких размеров, о каких помнит мама - полтора метра в поперечнике, мне, конечно, не попадалось.
А сейчас на Дальнем Востоке мой младший брат. После армии завербовался на суда Союзрыбпрома, да так и остался там. О нем у меня есть рассказ - http://www.proza.ru/2009/06/22/218
Мало ли, может Вам это покажется интересным...
С уважением.

Константин Кучер   24.04.2012 18:09     Заявить о нарушении
Надо же как интересно... Похожая ситуация. Тогда государство заботилось, чтобы граждане были грамотными. Жаль, что наш замечательный метод образования пытаются заменить на западный. Очень жаль. Я как-то читала стихи молодого автора на Стихире... Вначале улыбалась, думая, что молодой человек то ли ёрничает, то ли "прикалывается", как они любят говорить. Но потом поняла, что он просто не может писать грамотно. Вот что делает реформа образования.
Я,безусловно, почитаю ваш рассказ.
Спасибо за прочтение и отзыв.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   24.04.2012 20:26   Заявить о нарушении
Да, Наталья, в части "жаль" я с Вами солидарен. Не знаю, кому из наших больших начальников не понравилась советская система образования.
Хотя, нет, знаю. Ни здесь, на Прозе (как-то не догадался подвесить здесь свою публицистику, считая, что этот сайт - для художественного), ни на каком сайте нет моего небольшого эссе - "Надо ли учить литературу?". Но если коротко, то в нем я писал, что сегодня совершенно не надо учить литературу. Потому что она учит человека думать. А нынешней политической системе не нужен человек думающий. Потому что у думающего есть... Обязательно есть своя точка зрения. Которая может не совпадать с точкой зрения начальства. А такого не должно быть! Если тебе сказали, что Единая Россия - это "зер гут", значит так оно и есть. А если не так, то тот кто думает иначе, - агент западной разведки, личный друг Обамы и поборник разрушения российской государственности путем привнесения на нашу мирную и почти обетованную землю хаоса в лице оранжевой революции...

Константин Кучер   24.04.2012 22:55   Заявить о нарушении
Наталья, большое спасибо Вам за то напоминание об одной из моих небольших работ, которое прозвучало в ходе обсуждения этого Вашего произведения.
Я, после того, как мы с Вами поговорили, решил её всё-таки не держать "в столе", а взял и предложил интернет журналу "Школа жизни". Сегодня в нём опубликована моя статья "Нужно ли преподавать литературу в школе?".
Если Вам будет интересно, её можно посмотреть вот здесь - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-54026/
Мне показалось, что по поводу изложенных в статье мыслей развернулась довольно активная и содержательная полемика.

Константин Кучер   12.05.2012 11:14   Заявить о нарушении
Спасибо, мне интересно, я загляну обязательно.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   12.05.2012 21:15   Заявить о нарушении