ХР Тотемные мифы
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).
ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью
Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Часть 6. Эпоха первобытных цивилизаций.
Глава 177. Тотемные мифы.
Иллюстрация из открытой сети Интернет.
Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
55 000 до н.э.
Океания. Австралия. Миграции первобытных людей. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Австралийская мифология. Миф о Великом отце Байаме. Тотемные предки – вечные люди. Тотемные мифы. Культовые жезлы-орудия и чуриги-амулеты. Герои-вожди рода-племени. 55 000 до н.э.
Байаме – Великий Отец австралийских аборигенов, обитающих на юго-востоке Австралии, вышел в странствие в поисках дикого мёда. Он пошёл вслед за пчелой, к ножке которой он привязал лёгкое птичье пёрышко.
Много позже другой Великий отец, скандинавский Один, совершит такое же важнейшее «культурное» деяние в добывании «священного мёда».
У многих австралийских племён Байаме является сосредоточением всех посвятительных обрядов, главным «учителем» новичков, проходящих суровые испытания обряда инициации (посвящения мальчиков и юношей в жизнь племени или мужского союза).
У центрально-австралийских обитателей («аранда», «лоритья») мифические герои – это, как правило, тотемные предки, существа двойной – антропоморфной и зооморфной природы. Они являются прародителями и создателями определённой породы животных, растений и людей (определённой группы, рода). Эти прародители являются их тотемами.
Почти все тотемические мифы австралийцев имеют один сюжет: тотемные предки в одиночку или группой возвращаются на север (реже – на запад) в места своего исхода (запад или север Австралии, северные острова Океании, в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию и далее на запад в Африку).
В мифах подробно перечисляются события поиска пищи, трапезы, стойбища (привалы, стоянки), встречи в пути.
Недалеко от прародины, на севере, часто происходят встречи тотемных предков с «вечными (древними) людьми» того же тотема. Эти «вечные люди», вероятно, окаменевшие останки, мумии, либо могилы предков, первых поселенцев, духи первопроходцев.
Достигнув цели (родины), уставшие герои мифов уходят в нору, пещеру (землянку), под землю, превращаясь в скалы, деревья, чуринги (то есть умирают на родине). Здесь в местах стоянок тотемических героев, особенно в местах их смерти (ухода под землю), образуются тотемические центры.
В некоторых мифах (например, о людях-котах) тотемные герои несут с собой культовые жезлы, которые используют как оружие или орудие для пробивания дороги в скалах. Так они образуют рельеф (ландшафт) местности. Несут они также чуринги (эмблемы, знаки, амулеты) и другие культовые предметы.
Иногда в качестве героев мифов выступают вожди, ведущие за собой группу юношей, только что прошедших обряд инициации. Например, группа молодых людей во главе с учителем (культурным героем, демиургом) совершает по пути на древнюю родину культовые церемонии с целью размножения своего тотема (обучение половому сношению, совокуплению).
Вряд ли первобытные люди данного времени верили в то, что они произошли и рождены от каких-либо животных, растений, природных объектов или сделанных руками человека предметов или вещей. Половые отношения, процессы зарождение и рождения детей были им хорошо известны, так как составляли неотъемлемую часть их естественной жизни.
Вероятнее всего тотемизм возник как неизбежное и закономерное желание первобытного человека выделиться в окружающей среде, в среде себе подобных. В наше время такое выделение или идентификация (отождествление) осуществляется путём присвоения объекту, субъекту, событию, явлению-феномену, предмету или вещи соответствующего наименования или названия.
Например, человек имеет родовую фамилию или прозвище, имя и отчество – все именные признаки отождествления с определённой группой людей, с родом, кровнородственной общиной. Отождествление человека с определённым масштабным человеческим объединением (племя, народ, нация, этнос) осуществляется родовым или видовым наименованием: «русский», «еврей», «грузин», «чукча», «эскимос», «индеец», «абориген» и т.д.
Выбирая себе тотем, первобытные люди отождествляли себя с известным всем объектом на основании совпадения определённых узнаваемых признаков, которые облегчали им опознание друг друга или отличие друг от друга. Так, например, появляются прозвища.
Если человек в основном ведет себя как обезьяна: кривляется, дразнится, шалит и балуется, то он отождествляется с образом-структурой обезьяны и обезьяньего вида. Если человек ведёт себя как уверенный в себе, сильный и властный лев или упрямый, неповоротливый и грозный бык, то их прозвищами-тотемами могут стать образы этих животных.
Тотемы первобытных людей данного времени – это первобытные отличительные прозвища (фамилии, имена и отчества), применяемые для идентификации людей, их семей, кровнородственных общин и родов в межобщинном и межродовом общении.
Тотем общины, рода, племени или фратрии – это отличительный знак, герб, символ, структура-образ, характеризующий данное человеческое объединение, с помощью которого первобытные люди-члены этого объединения идентифицируют (отождествляют) себя и своё поведение с этим символом-знаком-образом.
Неудивительно, что все образы-наименования животных, объектов, субъектов и явлений-феноменов окружающей среды широко используются первобытными людьми в качестве тотемов. Тотемами могут быть: ветер, солнце, дождь, гром, молния, вода; животные – лев, бык, бизон, волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея, черепаха; некоторые породы деревьев, камни, ракушки и т.д.
Человек тотема «утка», конечно, не ходит и не крякает как утка, а человек тотема «козёл» не ведёт себя соответственно «по-козлиному». Эта вера в происхождение человека от какого-либо животного-тотема абстрактна, иллюзорна, символична. Однако вера в силу своего тотема оборачивается, например, тем, что африканское племя тотема «змея» подвергают своих новорождённых испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается полноправным членом племени тотема «змея», если же змея ужалит ребёнка, то его убивают, как чужеродного.
Первобытные люди относятся к своим тотемам как к родным и близким людям, родоначальникам, духам-предкам, душам воплотившихся в тотеме умерших близких людей.
Как и любая вера, тотемизм имеет свои крайности граничащие с фанатизмом. Например, «бечуаны» тотема «крокодил» верят в благосклонность своего тотема-крокодила. Если человека-бечуана укусил крокодил или даже брызнул на него водой, то он изгоняется из племени как чужеродный элемент.
Отличительными знаками своего тотема являются украшения, татуировки, маски, костюмы, танцевальные движения, ритуальные песни. Средством закрепления родства человека со своим тотемом применяется так называемый «договор крови» - татуирование, кровосмешение, обрядовая инициация, брачный ритуал и т.д.
Поклонением человека своему тотему являются различного рода запреты (табу), жертвоприношения, дары, защита и оборона от врагов. Приветствием и прославлением человеком своего тотема являются молитвы, поклоны, преклонения, представления, ритуальные мистерии и иные обрядовые действия. Соответствием человека своему тотему является его внешнее и поведенческое уподобление, подражание, следование его примеру.
Если свежий труп тотемного животного попадается первобытным людям, то он, как правило, съедается как жертва тотема своему племени (народу). Люди определённого тотема-животного избегают охотиться на него, когда он спит, и обязательно дают возможность какому-то животному-тотему спастись от копий и стрел охотников. Убить тотемное животное может заставить только сильный голод. При этом первобытные люди всеми средствами выражают свое сожаление, что «убили своего друга, брата, свою плоть».
Чаще всего животные, объекты и явления окружающей среды становятся тотемами в тех случаях, когда способствовали чудесному спасению первобытных людей от смертельной угрозы, например, от голода или нападения врагов. Иногда эти тотемы сопутствовали каким-то очень значимым или удачным событиям, поэтому становились символами-образами этих знаковых событий.
Такое отношение первобытного человека к тотемам неизбежно и закономерно порождает их желание и стремление приобщиться к тотемам, заручиться их поддержкой, получить от них энергию, силу, волю, мужество, терпение и власть.
Поэтому повсеместно распространился обычай пить кровь тотема-животного, оставлять на себе следы его крови, натираться и украшать себя кровью тотемного животного. Кровь издревле со времён эпохи гоминид представляется людям вместилищем духа-энергии жизни, силы, бодрости, молодости и здоровья.
Закрепление родства человека со своим тотемом, поклонение своему тотему, приветствие и прославление своего тотема, а также желание соответствовать ему, подражать и следование его примеру, по-видимому, привели к неизбежному желанию и стремлению первобытных людей иметь рядом с собой свой тотем.
Так, например, племя горцев Формозы, содержит в клетках свои тотемы – змею и леопарда, а жители острова Самоа – угрей. Так из поклонения тотему возникло домашнее скотоводство.
Отличительной и характерной чертой первобытного тотемизма является жертвенное вкушение тела тотема (теофагия).
Периодически первобытные люди, члены рода или кровнородственной общины, убивают тотемное животное. То животное, которое до этого они холили, нежили, ублажали и кормили. Животное, которому поклонялись и которое оберегали от всего и от всех.
Это ритуальное убийство и вкушение тела тотемного животного осуществляется торжественно, с соблюдением обрядов, в виде ритуальной мистерии. Тотемное животное, как правило, съедается полностью и целиком, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. То же самое происходит, когда тотемом является растение.
Вероятнее всего такой ритуал съедения тотемного (запретного) животного является отражением далёких во времени событий, когда из-за голода жертвовали самым ценным и дорогим, например, своим братом, предком, отцом, матерью или ребёнком (если тотемное животное очень молодое). Возможно, ритуальное поедание тотема является следствием жертвенного каннибализма.
Одним из таких животных-тотемов является пещерный медведь.Устраиваясь на зимнюю спячку в глубоких пещерах, эти медведи становились относительно лёгкой добычей первобытных охотников, которые убивали их по мере острой необходимости.
Черепа и кости съеденных медведей люди прятали (хоронили, клали в схроны) там же в пещерах. В одной из пещер-стоянке первобытных людей сохранилась каменная выгородка-клетка, в которой, возможно, содержались либо медвежата, либо медведи.
Как правило, ритуальное убийство и съедение тотемного животного имеет характер его самопожертвования людям. Тотем сам хочет, чтобы его съели и тем самым наполнились им, повторили его в своих детях, в своем потомстве.
Так тотемные духи-предки «рады», что их убили и съели дети и внуки, что частица их плоти и крови вошла в тела и души членов рода. Суть этого тотемного обряда жертвоприношения сохранилась во многих религиях, в том числе в христианстве.
Неизбежно и закономерно такие случаи и события жертвенного каннибализма и тотемизма должны были остаться в памяти человечества в виде и форме мифов.
В тотемных мифах, как в зародыше, проявляются все существенные элементы будущих религий:
- истоки кровного первородства человека и тотема-божества (бога);
- запреты-табу и правила поведения в отношениях с тотемом-божеством (богом);
- разделение тотемов-людей-божеств на «своих» и «чужих» («чистых» и «нечистых»);
- отождествление человека с тотемом-божеством (богом);
- добровольное или принудительное жертвоприношение тотема-божества (бога) с обязательным вкушением его тела и крови (например, хлеба и вина);
- выделение и поклонение тотему-божеству (богу);
- содержание тотема-божества (бога) в специальных местах (пещеры-святилища, схроны-храмы, хлев для скота и жилище для людей и т.д.);
- установление властных всеобщих норм и правил поведения в обществе, исходящих от тотема-божества (бога);
- «ревнивое и мстительное заступничество», поощрение или наказание за почитание или оскорбление тотема-божества (бога).
Тотемизм в новых религиозных формах продолжает господствовать в мировоззрении и поведении современного человечества. Например, в Австралии тотемизм является единственной формой религии аборигенов. Тотемизм господствует в Северной Америке, широко распространён в Южной Америке, в Африке, у некоторых народностей Индии, в Юго-Восточной Азии и Океании.
Все божественные и языческие цивилизации данного и будущего времени будут основаны на тотемизме. Такая устойчивость тотемизма во времени и пространстве объясняется глубокими социальными, бытовыми и общественными корнями.
Тотемизм стал основой первобытного родового строя, выделения из первобытной общины первобытных людей конкретных родов (кровнородственных кланов). Тотем стал «фамилией» рода, общины, племени или фратрий племени.
Впервые с возникновением тотемизма первобытные люди независимо от своего семейного родства обрели родовое единство и сплочённость вокруг тотема – духа-предка всего рода-племени.
Теперь родным и близким является не только кровный родственник, но всякий, кто принял на себя и доказал в ритуальном испытании своё родство с тотемом рода-племени.
Тотемные мифы, тотемные обряды и ритуалы, тотемные мистерии приобщали людей из разных общин, из разных мест и разных видов (возможно, даже человечеств) в одно человеческое сообщество – тотемный род-племя.
Отсюда неизбежно и закономерно возникли главные тотемные устои рода-племени:
- неприкосновенность жизни тотемного сородича;
- индивидуальное и коллективное обеспечение безопасности рода-племени по принципу «один за всех, все за одного»;
- обязанность кровной или тотемной мести-наказания за нарушение тотемных устоев-правил-норм;
- недоступность и неприкосновенность своего тотема для лиц чужой крови или тотема;
- обязательность наследования тотема родовым (племенным) потомством по женской или мужской линии;
- установление раз и навсегда тотемных первопредков, зачинателей (прародителей) рода-племени;
- установление правил-норм полового поведения, тотемных обрядов и ритуалов, инициаций и мистерий;
- жертвование и самопожертвование тотему или тотемом ради спасения всех и каждого или достижения высших целей жизнеобеспечения рода-племени.
Тотемизм стал основной причиной одомашнивания животных и окультуривания растений, возникновения скотоводства и земледелия.
Запрет на уничтожение и вкушение тотема (животного или растение) способствовал сдерживанию пищевых инстинктов первобытных людей до разрешенного момента (момента достижения тотемного животного или растения определённой зрелости).
Таким образом, уже в данное время, возможно, осуществляются первые попытки содержания в неволе или на воле тотемных животных и взращивания тотемных растений. В любом случае первобытные люди уже в данное время относятся ко многим животным и растениям с глубоким чувством уважения и преклонения.
Кроме этого, существует и ещё одна прозаическая причина возникновения тотемизма, одомашнивания животных и культивирования растений. Мясо и растения при отсутствии условий долгого хранения быстро портятся, гниют, порождают болезни, пропадают. Мясо и растения в живом виде сохраняются сколько угодно долго и нуждаются только, как и человек, в пище, воде и надлежащем уходе.
Возможно, первобытные люди и первобытные цивилизации данного времени сумели наладить мирное сосуществование с дикими и непугаными людьми животными Мамонтового комплекса. Например, такие отношения, какие сложились между жителями севера Евразии и северными оленями.
Таким образом, сохранялись детёныши тотемных животных, которые привязывались к первобытным людям-мигрантам, шли вместе с ними на привязи, паслись рядом с местами их стоянок, вырастали до половозрелого состояния, спаривались с дикими сородичами и приводили к людям своё новое потомство. Некоторые тотемные животные выращивались до полувзрослого (опасного) возраста и торжественно (ритуально) приносились в жертву и съедались на пользу роду-племени.
То же самое относится к семенам, корням, плодам тотемных растений, которые обычно прятались в схроны или специально носились с собой в миграционных путешествиях, а затем высаживались на новых местах обитания и стоянках, как возрождение родного тотема-растения. Возможно, первыми такими растениями были лекарственные травы.
При этом инстинкт делёжки и выбора только лучших кусков неизбежно и закономерно приводил к возникновению стихийной селекции (культивированию) тотемов-животных и тотемов-растений.
Возможно, именно первые опыты приручения и одомашнивания тотемов-животных и культивирование тотемов-растений стали первоисточником возникновения тотемных мифов об «умирающих и воскресающих» тотемах-божествах (богах).
Возможно, первые опыты по искусственному оплодотворению женщин, выращиванию тотемных животных и тотемных растений и родовой жертвенный отбор-селекция рождающихся детей, детёнышей животных и растений стали первоисточником мифов о сотворении тотемами-божествами (богами) человека, животных, растений и всего окружающего мира.
Отсюда вера в возможность зачатия ребёнка от тотемного животного, тотемного растения, от духа-предка, от солнца и вообще от всякого и любого проявления окружающей среды. Рождение детей с атавизмами и уродствами только «подтверждает» обоснованность такой веры первобытных людей в тотемы.
На самом деле, повествование в тотемных мифах о женщинах, родивших змею, телёнка, волка и других животных, свидетельствует только о том, что родившиеся дети имели признаки какого-либо тотема рода-племени, например, чернокожий ребёнок у белой матери или ребёнок с необычной (божественной) формой черепа.
Тотемное имя роду-племени возникает в разных обстоятельствах, в том числе и в результате уверения матери, что она родила своё дитя от какого-либо тотема.
Такое уверение и некоторые внешние соответствия-доказательства дают матери и её ребенку шанс сохранить себя и своего ребёнка в относительной неприкосновенности, заставляют всех других членов рода содержать её и её ребенка, помогать ей, защищать её, обеспечивать всем необходимым.
В дальнейшем все другие члены общины считают своим долгом и честью сродниться с такой матерью и её ребёнком-тотемом (воплощением тотема-божества). Так возникают родовые линии (кланы) будущих людей-богов, вождей, фараонов, царей, аристократии и т.д.
Свидетельство о публикации №212041701344