Бернстайн, Копленд и Рихард Штраус

Недавно мне довелось побывать на концерте, где исполнялись произведения Бернстайна («Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история»»), Копленда (концерт для фортепиано с оркестром) и Рихарда Штрауса (симфоническая поэма «Жизнь героя»). Первые два произведения исполнялись в первом отделении, последнее – во втором. Как мне показалось, такая очередность исполнения была неслучайной. При другом порядке исполнения многие слушатели после первого отделения просто бы ушли. Закономерность также прослеживается и во времени написания этих произведений. Если «Вестсайдская история» была написана в 1957 г., концерт Копленда в 1926 г., то «Жизнь героя» - в 1898 г. Концерт начинается с относительно недавно написанного произведения, затем слушатели погружаются все более вглубь времени. Поэтому ценители музыки могут проследить ее развитие на протяжении почти что шестидесяти лет и определиться со своими симпатиями и антипатиями. В этих заметках я выскажу, конечно же, свое мнение, которое может не совпадать с мнением других.

Мюзикл «Вестсайдская история» является адаптацией пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта». По мотивам этой же пьесы были созданы одноименные увертюра-фантазия П.И.Чайковского (1869 г.), балет С.С.Прокофьева (1938 г.), а также произведения Беллини, Берлиоза, Гуно. Несмотря на ряд замечательных музыкальных номеров («Maria», «America», «Tonight» и др.) музыка этого мюзикла проигрывает сочинениям таких гениев как Чайковский и Прокофьев. «Симфонические танцы», исполненные на этом концерте, перегружены изображением столкновений двух враждующих групп. В музыке Чайковского и Прокофьева тоже есть сцены столкновения Монтекки и Капулетти, но насколько тоньше и благороднее они звучат!

Перейдем теперь к концерту Копленда. При этом мы перенесемся на 31 год вглубь времен, во время становления модернизма в музыке. И.Соллертинский пишет, что это сочинение Копленда передает энергию Нью-Йорка, зримую силу его небоскребов. Это Нью-Йорк 20-х годов, грубоватый, самоуверенный и развязный, наполненный неудержимой энергией. Но зачем нам нужен Нью-Йорк с его небоскребами, когда хочется тишины, уединения, гармонии с природой? Прогресс в музыке и вообще в искусстве не обязательно означает движение к лучшему.

После прослушанных произведений Бернстайна и Копленда симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса была подлинным лекарством для души, изрядно потрепанной в первом отделении. Поэму, написанную в духе позднего романтизма, хочется слушать снова и снова. И это несмотря на то, что в ней слышатся отзвуки Вагнера и Брамса (а может, благодаря этому). В 1947 году Штраус заявлял: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!» Я думаю, буду не одинок в своем желании поставить этого замечательного композитора в ряд первосортных.


Рецензии
Больше всего меня впечатлил портрет Бернстайна. Мудрый, красивый человек. Два других портрета тоже впечатляют интеллектом. Музыка, написанная такими художниками, не может быть плохой.

Яцук Иван   01.10.2022 22:26     Заявить о нарушении
Мне кажется, что судить о музыке по портретам ее создателей трудно.
Кроме того, я бы не сказал, что музыка Бернстайна и Копленда плохая. Просто она мне не близка, но может, кому-нибудь она понравится, я это вполне допускаю.

Семенов Сергей Александрович   02.10.2022 13:41   Заявить о нарушении