Воришка

                Воришка

       По коридору школы из столовой после обеда шумным, звонким ручейком степенно и организованно шли ученики второго класса. Подведя детей к классу, учительница позволила желающим остаться в коридоре, кто-то решил занять своё место и подготовиться к следующему уроку, кто-то пожелал рисовать на доске мелом - дети отдыхали после трёх уроков.
- Лидия Ивановна! Лидия Ивановна! Из моего пенала деньги пропали, которые я принесла на обеды, - громко, чуть испуганно закричала Марина Лёвушкина.
     Твёрдым шагом к парте ученицы подошла учительница и сказала:
- Марина, давай посмотрим в портфеле, в учебниках и в тетрадях, может быть, ты их вынимала во время уроков и небрежно положила в портфель?
      Ученица и учительница пересмотрели всё, но денег не нашли. Прозвенел звонок на урок. Дети встали около своих парт, приветствуя учителя.
- Марина, сейчас мы начнём урок, но вопрос этот не закрыт, поищем денежки - сказала учительница твёрдо, но с некоторой растерянностью.
      Лидия Ивановна, подтянутая, аккуратно одетая учительница средних лет, встала к своему столу и утвердительно сказала:
- Садитесь ребята, начинаем урок труда. Положите на парты пластилин и доски для лепки, мы сегодня будем лепить героев по сказке «Репка». Лучшие работы будет отобраны на выставку. Ребята, но прежде, чем мы начнём наш урок, я должна сделать очень важное объявление: У Марины Лёвушкиной из пенала пропали деньги, которые она принесла на обеды на следующий месяц. Ребята, кто находил сегодня деньги, поднимите руку?
     Учительница внимательно посмотрела на детей.
     С места встал скромный и застенчивый Алёша Лапшин:
- Лидия Ивановна, вы не думайте на Мишу Суслова, вы же, конечно, на него подумаете, потому, что он всегда нарушает дисциплину, он этого не мог сделать, я ручаюсь за него. Когда меня в туалете старшеклассники обижали, никто за меня не заступился, кроме Миши Суслова. Они его сильно избили тогда, нос разбили до крови, помните? А Миша даже не пожаловался.
  - Алёша, ты за себя должен отвечать, а не за Мишу, но Миша молодец, что заступился за товарища.
- Нет, Лидия Ивановна, ну я-то знаю, что я не брал, ну, и Миша не мог взять.
- Ну, хорошо, мы вернёмся к этому вопросу позже, сейчас начинаем урок.
     Лидия Ивановна объяснила тему урока, рассказала, что лепить. Дети приступили к выполнению задания, а Лидия Ивановна медленно, прохаживаясь вдоль парт, подсказывала детям, как лепить фигурки.
- Серёжа, - тихо сказала учительница, склонившись к уху Сергея Степанова, - почему на пластилине лежат кусочки  шоколада? Кушать можно на перемене, а не на уроке, это – первое. Второе – шоколад без фольги лежит на пластилине, а он не съедобный и грязный, у тебя может заболеть живот.
- Лидия Ивановна, мне Витя Демидов дал полшоколадки, я уже ел, а я ему за это подарил переводные картинки, - так же тихо на ухо Лидии Ивановны сказал ученик.
- Давай-ка шоколад убери в портфель, съешь на перемене, - шепнула учительница, - не нарушай дисциплину.
     Урок закончился. За детьми пришли родители и бабушки, класс опустел. Лидия Ивановна сидела за своим столом и размышляла: «Да, в классе появился воришка. Это не шуточка. Надо подумать…»
     Лидия Ивановна пришла домой и, не переставая, думала о происшествии в классе.
- Лидочка, что с тобой? – спросил муж, увидев жену, растерянную и задумчивую, входя на кухню.
- Знаешь, Василёк, у меня такое ЧП в классе, даже не знаю,  как «разрулить» эту ситуацию. Три месяца назад, у одного ученика пропали деньги, которые он на обеды принёс. Мальчик - очень рассеянный, всё время что-то теряет: то тетради, то карандаши, то обувь, поэтому никто не удивился, что деньги пропали, решили, что он их тоже потерял. В прошлом месяце деньги пропали еще у одного ученика, очень хулиганистого, недисциплинированного мальчика, его родители не исключили, что он  потратил эти деньги, а сказал, что их украли. Но сегодня снова деньги пропали уже у девочки,  это - уже третий случай, думаю, не случайно. Представляешь, девочка - аккуратистка, педантка, у неё всё "по полочкам" и в тетрадочках такой порядок - не могла она потерять деньги. Я думаю, у меня в классе завёлся воришка. И думаю, что он уже не первый раз крадёт. Безнаказанность толкает человека повторять преступление. У меня есть подозрение на одного мальчика, Витю Демидова, но это только подозрение. Дело в том, что сегодня он угостил своего соседа по парте шоколадом, откуда у мальчика деньги на такой дорогой шоколад? Я знаю, что родители ему не дают карманных денег. Представляешь, один из моих отличников, он воспитывается в замечательной серьёзной  семье: мама преподаёт в институте, папа - офицер, бабушка – интеллигентная дама, специально приехала из Сибири помогать воспитывать внука, образованная, милая женщина. Ну, не знаю…
- Слушай, Лид, а давай я тебе помогу. У меня завтра выходной. Я приду к тебе в класс, а ты меня представь милиционером, который умеет читать по глазам. Дети – всё-таки чистые души, они поверят и тут-то мы вычислим воришку, - предложил муж Лидии Ивановны.
- Хорошая идея, давай попробуем.
     Супруги весь вечер разрабатывали план, как представить милиционера, что сказать детям.
     Наступил новый день. Закончились три урока, на перемене, как обычно, дети сходили в столовую и довольные, расслабленные, пришли в класс. Прозвенел звонок на четвёртый урок. Лидия Ивановна, внимательно посмотрев на учеников, сделала многозначительную паузу и сказала:
- Ребята, сейчас к нам в класс придёт милиционер, он умеет читать по глазам и он точно может определить, кто взял деньги из пенала Марины Лёвушкиной. После урока он мне скажет, кто это сделал. Потом мы сходим к директору, который напишет приказ, чтобы этого человека, поставили перед всей школьной «линейкой» и осудили. Этот позор останется на всю жизнь. А теперь займите свои места за партами.
     Дети сели за парты в полном безмолвии. Раздался громкий стук в дверь. Она распахнулась, и в класс вошёл мужчина в милицейской форме:
- Здравствуйте, - прозвучал протяжный бас милиционера.
       Дети встали.
- Садитесь, садитесь. Я прошу, все внимательно смотрите в мои глаза,  я посмотрю, всё в них прочитаю и выйду, - сказал загадочно и жёстко милиционер.
     Тягостно проходили минуты в полном молчании. Муж Лидии Ивановны прошёлся по рядам, встал к столу учителя, еще раз внимательно и безмолвно посмотрел в глаза всем детям, затем сказал, что ему всё понятно, попрощался и плотно закрыл за собой дверь. Дети встали.
- Садитесь ребята. Прежде, чем мы начнём урок, я хочу добавить несколько слов. Милиционер уже знает, кто взял деньги у Марины Лёвушкиной. Но у меня есть предложение. Поскольку, я знаю, что стоять перед всей школой на «линейке» позорно, но это ещё не всё: придётся родителей этого воришки пригласить на «линейку», чтоб они, родители, тоже стояли и позорились вместе с этим человеком. Им придётся заплатить штраф и вернуть все деньги.  Поэтому предлагаю вот что: сегодня я в школе буду до трёх часов, и если этот человек, который взял деньги, придёт ко мне сам, всё расскажет, то «на линейку» его вызывать не будем, и позора не будет. Это останется нашей тайной, - учительница помолчала, посмотрела на всех деток, уже поняв, кто «воришка», ибо Витя Демидов ёрзал за партой и всё время закрывал глаза, продолжала, - а сейчас начинаем наш урок.
     Лидия Ивановна с нетерпением ждала развязки этой истории. Урок закончился, все детки разошлись, класс опустел, она проверила тетради, взяла журнал и что-то начала в нём писать.
     Тяжёлая дверь тихонько приоткрылась, в класс проскользнула фигура Вити Демидова. Мальчик подошёл к столу учителя, низко склонив голову:
- Лидия Ивановна, деньги взял я.
- Витя, я знаю. Я тебя жду. Скажу тебе больше: ты не взял деньги, ты их украл.  И ещё тебе скажу: ты украл деньги не только у Марины Лёвушкиной, но ещё у Саши Щербакова и Коли Зубова.
- Вы откуда знаете? Я же их взял, когда в классе никого не было, никто не видел…
- Мне об этом сказал милиционер. Витя, для чего ты взял деньги?
- Лидия Ивановна, я очень люблю шоколад, а мама не разрешает кушать его много, говорит, что вредно, вот, я и решил сам покупать, а денег у меня не было. - Мальчик помолчал, и как бы в своё оправдание, продолжал, - Я тратил деньги только на шоколадки.
- Витя, ты молодец, что сам пришёл. Теперь и ты на «линейке» стоять не будешь и твои родители тоже. И я выполню своё обещание – я никому не скажу о твоём поступке, но нам придётся рассказать всё маме и папе.
- Нет, Лидия Ивановна, не надо, не говорите.
- Витя, ты потратил много денег, их надо вернуть, где мы с тобой возьмём такую большую сумму?
     Лидия Ивановна уверенно и быстро шагала по  улице в направлении дома Вити. Мальчик отставал от учительницы, он опустил низко голову, ему явно не хотелось идти домой.
     Лидия Ивановна, подойдя к двери Витиной квартиры, остановилась, дождалась, когда её ученик поднимется по лестнице, нажала на звонок.
     Дверь открыла мама Вити:
- Здравствуйте, Лидия Ивановна, проходите, что-то случилось?
- Да, надо поговорить.
     Учительница вошла в квартиру Демидовых, сняла пальто, прошла в комнату, присела на стул и всё рассказала маме Вити.
- Нет – это невозможно. Мой сын этого не делал, он не мог это сделать.
- Ну, что ж, давайте пригласим Витю, - спокойно сказала Лидия Ивановна.
- Не надо Витю, - в комнату вошла бабушка Вити, - я всё слышала и не удивилась. Дело в том, что моя сестра - воровка.  Она с детства воровала так изощрённо, что её не могли вычислить. Потом она стала профессиональной воровкой и даже сидела за это в тюрьме, она всё-таки попалась на какой-то мелочи. Процесс воровства её так увлекал, что она, чувствуя какое-то удовольствие от этого, не могла отказаться от него. Её не останавливало даже наказание, она чувствовала прилив сил от этого процесса, ей даже не очень нужны были вещи, которые она воровала, ей необходим был процесс, адреналин что ли...  Как-то раз она мне сказала, что если бы её во время остановили, она, быть может, изменилась бы. Я не рассказывала детям о своей сестре – стыдно было, но, вот, пришлось…
      Спасибо, Лидия Ивановна, за то, что вы смогли выяснить, что натворил Витя и пришли к нам. Деньги мы сейчас все вернём. С Витей поговорим.
      Лидия Ивановна, вы замечательный педагог,  и психолог, наверное. А главное, хороший человек.
Спасибо Вам.

 22.02.2012


Рецензии
Рассказ вполне жизненный и ситуация описана хорошо. Наверное такие случаи происходят в каждом классе. Прочтите и мой рассказ в разделе детство "Обида". Это уже из моей жизни и ещё: не люблю слова РЕСПЕКТ. Многие почему-то стали пользоваться этими новомодными словечками.

Алекс Венцель   24.12.2012 11:07     Заявить о нарушении
Я очень хорошо помню, как из моих рук вырывали мою, мамину брошку, как лгал сосед и крестился, а мне было лет 8, чудовещно.
Спасибо за отзыв

Наталья Довженко   24.12.2012 17:35   Заявить о нарушении
Ой, ответила не на ту рецензию, но всё равно, :)))) Спасибо.
Ситуация жизненная и реальная.
Что касается слова Респект, согласна.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   24.12.2012 17:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.